Помазание на «царство» (фрагмент спектакля)
Екатеринбург-Москва, 28 сентября — Наша Держава (Ольга Тарасова). В Екатеринбурге в субботу, 29 сентября, состоится премьера оперы «Борис Годунов», приуроченная к 100-летию Театра оперы и балета. Сегодня специальный показ организовали для приглашенных гостей и прессы. Оказалось, что опера как никогда актуальна: Борис Годунов то целует руки патриарху, то выслушивает доносы приближенных. Хотя ничто человеческое ему не чуждо.
О премьере «Бориса Годунова» в Оперном говорили в последние месяцы очень много: ОМОН с автоматами на сцене, толстовки вместо боярских нарядов, специфические декорации – казалось бы, что у этого всего общего с произведением Пушкина и оперой Мусоргского? Оказалось, пьеса, написанная о событиях, которые происходили много лет назад на Руси, напрямую связана с современной Россией: Борис Годунов, как и многие его последователи, окружает себя духовенством и приближенными особами из числа дворянства, а потом от их предательства и гибнет.
Сценография, да и весь антураж спектакля отсылают нас именно к современности. Борис Годунов одет в современный костюм, причем, когда он только приходит к царствованию, на нем красный галстук – признак власти, который часто используют современные политики. Весь народ – серая масса в одинаковой одежде – темных толстовках, штанах, юбках – ни одного яркого пятна. И повсюду – надзиратели в форменной одежде, схожей с обмундированием милиции.
Интересны и герои, возникающие в ходе действия постоянно. Секьюрити с автоматами, которые проверяют перед выходом властителя, все ли чисто, духовенство, которое первое готово прийти отдавать почести едва взошедшему на престол главе государства, народ, который рад каждому новому царю, но потом его же и проклинает, воздавая хвалы преемнику.
«Главные герои «Бориса Годунова» – это Россия, народ, власть. Но в разные времена окружающий антураж меняется, а суть остается. В этом и заслуга театра 21-го века, что теперь время и места действия не важно, важно передать лишь главный смысл произведения», – пояснил на пресс-конференции режиссер постановки Александр Титель, который, к слову, ставил и прошлого «Годунова» на сцене Оперы около 30 лет назад.
Сами солисты признаются: играть современного Годунова сложно: мешают штампы. Так, например, приглашенный солист Алексей Тихомиров (сыграет главную роль на премьере – прим. НР.) играл Бориса в 10 разных странах мира, но с такой интерпретацией столкнулся впервые.
«Мы же привыкли играть в классических постановках, где ты глаза выпучил, руку вперед выставил и исполняешь партию, в которую уже никто не верит, потому что никто так теперь свои эмоции не выражает. А Александр Титель заставлял нас забывать эти штампы, учиться с нуля тому, что мы вообще-то умеем, – рассказал Тихомиров. – И на сцену я как Борис теперь выхожу, пропуская эмоции через себя. Я понимаю, что царя у нас не любят всегда, даже когда он делает хорошо народу, как делал Годунов, и начинаю чувствовать боль».
К слову, Годунову в данной постановке действительно не чуждо ничто человеческое. Заметно, как по-отцовски болит душа у Бориса, когда его дочь Ксения оплакивает своего погибшего жениха, когда он понимает, что семью свою он не уберег. После сцены всхождения на трон даже не верится, что тот политик и этот отец – один и тот же человек.
А вообще, как отметил и сам Александр Титель, концепцию постановки «Борис Годунов» словами описывать не стоит, понять все можно, лишь посмотрев. Премьерные спектакли на сцене Екатеринбургского театра оперы и балета состоятся в эти выходные, 29 и 30 сентября. — сообщает «Новый регион»
НД: Строго говоря, «царь Борис» по свидетельству объективных историков и был по сути ПЕРВЫМ ПРЕЗИДЕНТОМ Русской Державы ибо главного компонента для Соборного Призвания на Царствования — Царской Крови у него не было! Это, собственно и послужило, несмотря на образцовое соблюдение соборного «протокола» САМОЙ веской причиной для желания «соцарствовать» (а чем потомок татарских князьков-мурз, собственно, выше нас?!) для его не всегда духовно и политически чистоплотного боярского окружения. Несмотря на начальные успехи его правления «доброжелатели» использовали (и создали) много субъективных и объективных поводов для импичмента «русского президента» с ВВП (Всеми Вытекающими Последствиями): Смута, польское иго и значительные потери в рядах Национальной Аристократии…
Импичмент «президента» Всея Руси (Москва, конец 16 века)