29 августа 1893 года Александр III вместе с Императрицей Марией Феодоровной и Цесаревичем Николаем Александровичем прибыли на корабле «Полярная звезда» в Копенгаген. После этого состоялась торжественная церемония закладки «Штандарта».
Спущен на воду 21 марта 1895 года. 8 сентября 1896 года «Штандарт», не завершив ходовые испытания, принял на борт Николая II и Императрицу Александру Феодоровну, после этого в сопровождении яхты «Полярная звезда» — ушёл в Англию. Начиная с этого похода, началась двадцатилетняя служба «Штандарта».
Рубка и капитанский мостик
«Штандарт» имел 3 мачты, водоизмещение 5480 тонн, длину 128 м, ширину 15,8 м, осадку 6,6 м, проектную скорость 22 узла, 24 котла и 2 винта. Экипаж 373 человека. Острый клиперштевень «Штандарта» украшала золочёная носовая фигура как бы летящего двуглавого орла.
Часовой матрос на палубе у штурвала в кормовой части
Для отделки императорских покоев применялось гораздо меньше различных ценных пород дерева в отличие от «Полярной звезды». Императорские покои отделывались деревом вишни и ореха, а стены в императорских жилых каютах облицовывались тиснёной кожей или обтягивались кретоном. Помещения Вдовствующей Императрицы и Великих Князей и Княжон — берёзой, столовой — ясенем, а коридоров — дубом, клёном под птичий глаз и белым буком. По особому указу Николая II — золочение нигде не применялось. Для отделки помещений экипажа использовались дуб и сосна, окрашенные белой краской.
Общий вид кают-компании для личного состава
В кормовой части верхней палубы, традиционно для царских яхт, размещалась большая рубка. В ней находились столовая для официальных приёмов, рабочий кабинет и приёмная Императора. В носовой части верхней палубы, перед первой трубой, располагались штурманская рубка, две рубки для начальствующего состава, над ними — ходовой мостик с рулевой рубкой.
На главной палубе (над машинным отделением) находились императорские каюты. Каждый блок кают Императора, Императрицы и Вдовствующей Императрицы состоял из гостиной, спальни и ванной.
Вид части одного из салонов
На этой же палубе размещались столовая, салон, каюты Великих Князей и Княжон, офицеров яхты и корабельная кают-компания. На нижней палубе находились каюты для детей императорской фамилии, помещения для прислуги, кубрики экипажа и душевые кабины. На этой же палубе размещались радиорубка, выгородки динамо-машин, мастерские и некоторые кладовые.
Уголок салона и двери, ведущие в кабинет и библиотеку
Ниже этой палубы, в носовой части яхты, находились грузовой трюм и пороховой погреб, а в кормовой — рефрижераторы для скоропортящейся провизии. Следует отметить, что для обслуживающего персонала и команды были созданы значительно лучшие условия обитания, чем на предыдущих яхтах.
Вид части столовой для пассажиров яхты
Вид части иконостаса, расположенного в галереи
Общий вид кают-компании для личного состава яхты
Вид части камбуза
Вид части машинного отделение яхты
Летом 1897 года новую императорскую яхту с кратковременными визитами посетили в Кронштадте: сиамский король, император Германии и президент Французской республики.
В дальнейшем при посещениях России главами иностранных государств Николай II неоднократно принимал их на борту «Штандарта». На нём дважды побывал Вильгельм II: в июле 1902 года во время маневров учебного артиллерийского отряда Балтийского флота, а потом в июне 1912 года, когда он приходил на яхте «Hohen-zollern» на закладку в Ревеле нового порта Петра Великого.
Русский и немецкий Императоры на борту яхты «Штандарт»
В августе того же 1912 года Государь Император Николай II принимал на «Штандарте» и вёл дипломатические переговоры с премьер-министром Франции Раймоном Пуанкаре.
В 1917 году команда яхты принимала участие сначала в Февральской, а затем и в Октябрьской революции… На борту судна размещался центральный революционный орган моряков-балтийцев — Центробалт.
Весной 1918 года «Штандарт» участвовал в «Ледовом походе»: тяжёлых ледовых условиях корабль совершил переход из Гельсингфорса в Кронштадт.
В 1917 году переименован в «18 марта». Стоял на хранении.
В 1933-1936 годах на заводе им. Марти (Ленинград) переоборудован в минный заградитель и назван «Марти». На судно были установлены новые устройства для постановки 320 мин, мощное артиллерийское вооружение (четыре 130-мм орудия главного калибра, семь 76,2-мм универсальных орудий, три 45-мм зенитные пушки и два спаренных пулемёта). Были установлены новые паровые машины, обеспечивавшие скорость хода свыше 14 узлов и дальность плавания до 2300 миль.
Минный заградитель «Марти», 1942 год (создан путём реконструкции бывшей императорской яхты «Штандарт»).
В 1938 году корабль стал флагманом соединения заграждения и траления Балтийского флота. В 1939 году корабль выполнил постановку мин у побережья Финляндии, за что получил благодарность Военного совета Балтийского флота. Летом 1941 года экипаж «Марти» добился и завоевал переходящее Красное знамя Наркомата Военно-Морского Флота.
Первую боевую задачу получил 23 июня 1941 года, а 25 июня при выполнении боевого задания заградителем была потоплена первая подводная лодка противника.
Минный заградитель «Марти» и линейный корабль «Октябрьская Революция» на Таллинском рейде, 1940 год.
В начале ноября 1941 года минный заградитель в составе отряда под командованием вице-адмирала В. П. Дрозда принял участие в эвакуации защитников полуострова Ханко. Несмотря на повреждения, полученные при подрыве на мине, «Марти» принял на борт и вывез в Кронштадт 2029 бойцов, 60 орудий, 11 миномётов, снаряды и продовольствие и ещё около 800 т груза.
Участвовал в огневой поддержке сухопутных частей.
3 апреля 1942 года одним из первых на флоте был удостоен звания гвардейского.
В 1948 году сменил название на «Ока», был переоборудован в плавказарму, а в 1961 году — в плавучую мишень для ракетных стрельб. Разобран на металл в середине 60-х годов.
Государь Император Николай II, Цесаревич Алексей Николаевич и оркестр Гвардейского экипажа на яхте «Штандарт». После 1910 года.
На первом фото: Матросы на Императорской яхте «Штандарт»
(источник фото)