Москва, 19 марта — Наша Держава. «Призрак бродит по Европе, призрак коммунизма!», — заявил в свое
время некий Мордухай Леви, более известный как Кал Маркс. «Отбродился,
хватит!», — решительно возразил ему в 1942 году одетый в эсэсовский
мундир русский жандармский полковник Лахновский. К сожалению, из-за
национал-революционных заблуждений некоторых высокопоставленных немецких
националистов, тогда данную химеру остановить не удалось, и она
кровавыми пятнами так называемых «социалистических государств»
расползлась не только по названному континенту, но и по всему миру. Не менее коварный всепоглощающий характер имеет также явление,
предшествующее строительству «общества равенства и братства», то есть
революция. А чтобы у читателя не сложилось впечатление, что она (вместе с
пресловутым коммунизмом) достаточно молода, мы и размещаем приводимое
ниже речение одного их египетских вельмож 22 ст. до Р.Х. Из него
следует, что социальные перевороты (равно как и порождавшая их
скотоподобная шариковщина типа и «Все взять да и поделить!»)
сопровождали грешное человечество издревле.
время некий Мордухай Леви, более известный как Кал Маркс. «Отбродился,
хватит!», — решительно возразил ему в 1942 году одетый в эсэсовский
мундир русский жандармский полковник Лахновский. К сожалению, из-за
национал-революционных заблуждений некоторых высокопоставленных немецких
националистов, тогда данную химеру остановить не удалось, и она
кровавыми пятнами так называемых «социалистических государств»
расползлась не только по названному континенту, но и по всему миру. Не менее коварный всепоглощающий характер имеет также явление,
предшествующее строительству «общества равенства и братства», то есть
революция. А чтобы у читателя не сложилось впечатление, что она (вместе с
пресловутым коммунизмом) достаточно молода, мы и размещаем приводимое
ниже речение одного их египетских вельмож 22 ст. до Р.Х. Из него
следует, что социальные перевороты (равно как и порождавшая их
скотоподобная шариковщина типа и «Все взять да и поделить!»)
сопровождали грешное человечество издревле.
Краткое пояснение от редакции сайта
Мы выкладываем на сайте два варианта перевода «Речения
Ипувера». Первый — в виде PDF-файла сосканированную книгу советского
издания 1935 года с подробным предисловием и переводом академика В.В.
Струве. Второй – в виде текста перевод М.А. Коростовцева, изданный в
1978 году.
Ипувера». Первый — в виде PDF-файла сосканированную книгу советского
издания 1935 года с подробным предисловием и переводом академика В.В.
Струве. Второй – в виде текста перевод М.А. Коростовцева, изданный в
1978 году.
«Речение Ипувера» — это текст, написанный на папирусе
(Лейденский папирус №344) в 13 веке до Р.Х. По мнению ученых, это
переписка с более древнего источника. Большинство исследователей
считают, что он описывает события социальной революции то ли конца
Древнего Царства, то ли Среднего Царства. Учитывая условный характер
древнеегипетской хронологии и расхождения между различными
исследователями, мы будем пользоваться хронологией Бекерата (Ю. фон.
Бекерат «Хронология Египта эпохи фараонов», 1997). Для Библейской
хронологии мы используем текст Септуагинты, принятый в Правосланой
Церкви по Елизаветинскому изданию на церковно-славянском языке.
(Лейденский папирус №344) в 13 веке до Р.Х. По мнению ученых, это
переписка с более древнего источника. Большинство исследователей
считают, что он описывает события социальной революции то ли конца
Древнего Царства, то ли Среднего Царства. Учитывая условный характер
древнеегипетской хронологии и расхождения между различными
исследователями, мы будем пользоваться хронологией Бекерата (Ю. фон.
Бекерат «Хронология Египта эпохи фараонов», 1997). Для Библейской
хронологии мы используем текст Септуагинты, принятый в Правосланой
Церкви по Елизаветинскому изданию на церковно-славянском языке.
История Египетского Царства насчитывает около 3 тысяч
лет и около 30 царских династий. Имя Царя в Египте считалось священным и
не произносилось всуе, оно заменялось различными выражениями. Одно из
них, употребляемое в Библии наряду со словом Царь — это «фараон», что
переводится как «Великий Дом».
лет и около 30 царских династий. Имя Царя в Египте считалось священным и
не произносилось всуе, оно заменялось различными выражениями. Одно из
них, употребляемое в Библии наряду со словом Царь — это «фараон», что
переводится как «Великий Дом».
Первая Династия начала править примерно в 2803 году до
Р.Х., это 443 год после Всемирного потопа. Тогда еще были живы Ной и
Сим. До Династий был период, о котором существуют очень смутные
представления. Так называемая нулевая Династия предположительно началась
за 150 лет до 1-й Династии, т.е. около 290 лет после Потопа. Возникает
сомнение – могло ли население этого края за такой короткий промежуток
времени вырасти от одного предка (Месраина, сына Хамова) настолько,
чтобы образовалось несколько государств. Существовали ли к тому времени в
принципе государства и царская власть? В Библии в 10 главе книги Бытие
сказано, что внук Хама Неврод начал царствовать на земле Сеннаар, т.е.
уже в четвертом поколении людей от Ноя была Царская власть. Чтобы
теоретически оценить каким могло быть к тому времени население,
рожденное от одного предка, мы сделали математическую модель роста
численности населения при следующих условиях:
Р.Х., это 443 год после Всемирного потопа. Тогда еще были живы Ной и
Сим. До Династий был период, о котором существуют очень смутные
представления. Так называемая нулевая Династия предположительно началась
за 150 лет до 1-й Династии, т.е. около 290 лет после Потопа. Возникает
сомнение – могло ли население этого края за такой короткий промежуток
времени вырасти от одного предка (Месраина, сына Хамова) настолько,
чтобы образовалось несколько государств. Существовали ли к тому времени в
принципе государства и царская власть? В Библии в 10 главе книги Бытие
сказано, что внук Хама Неврод начал царствовать на земле Сеннаар, т.е.
уже в четвертом поколении людей от Ноя была Царская власть. Чтобы
теоретически оценить каким могло быть к тому времени население,
рожденное от одного предка, мы сделали математическую модель роста
численности населения при следующих условиях:
– в 9 главе Бытия Бог, благословляя Ноя, сказал:
«Плодитесь и размножайтесь и наполняйте землю». Благословение от Творца
на размножение означает, что тогда у людей для размножения не было
столько проблем со здоровьем как теперь, особенно бесплодия, и детей
было много у всех. Мы для расчетов приняли условия, что детородный
возраст был от 20 до 40 лет (хотя в реальности он мог начинаться и
раньше);
«Плодитесь и размножайтесь и наполняйте землю». Благословение от Творца
на размножение означает, что тогда у людей для размножения не было
столько проблем со здоровьем как теперь, особенно бесплодия, и детей
было много у всех. Мы для расчетов приняли условия, что детородный
возраст был от 20 до 40 лет (хотя в реальности он мог начинаться и
раньше);
– за детородный период от одной пары рождалось 10 мальчиков и 10 девочек.
Результаты расчетов показали, что через 50 лет население
составило бы 310 человек, через 100 лет – 30 тысяч, через 150 лет –
2,88 миллиона, а через 200 лет – 274 миллиона человек. Эти цифры,
конечно же, только оценочные и доказывают, что была теоретическая
возможность для человечества за пару веков вырасти в сколь угодно
большой народ. Так же они показывают что такое прогрессия (в
математике), и почему несколько сильных микробов могут за несколько
часов убить человека во время эпидемий, о которых мы знаем из истории
Средних веков.
составило бы 310 человек, через 100 лет – 30 тысяч, через 150 лет –
2,88 миллиона, а через 200 лет – 274 миллиона человек. Эти цифры,
конечно же, только оценочные и доказывают, что была теоретическая
возможность для человечества за пару веков вырасти в сколь угодно
большой народ. Так же они показывают что такое прогрессия (в
математике), и почему несколько сильных микробов могут за несколько
часов убить человека во время эпидемий, о которых мы знаем из истории
Средних веков.
О вере египтян первых династий имеются смутные сведения,
в основном тексты, написанные уже после 4-й Династии. Известно, что
древние египтяне верили в то, что мир и боги сотворены одним Богом и
верили в непостижимость Бога. Постепенно культ богов, возможно,
первоначально символизировавших свойства единого Бога, оброс мифами и
вытеснил поклонение истинному Богу.
в основном тексты, написанные уже после 4-й Династии. Известно, что
древние египтяне верили в то, что мир и боги сотворены одним Богом и
верили в непостижимость Бога. Постепенно культ богов, возможно,
первоначально символизировавших свойства единого Бога, оброс мифами и
вытеснил поклонение истинному Богу.
Во времена первых династий произошло революционное
событие мирового масштаба, описанное в Библии как Вавилонское
Столпотворение. С востока в долину Сеннаар, на территорию нынешего
Ирака, пришли некие люди, без царей и священников. Библия не упоминает о
существовании духовных или светских властей у них. Сказано только, что «сказал человек ближнему своему: придите, сотворим…» (Быт. 11,3). Это говорит о равенстве и свободе от властей, а также о братстве сказано в 6 стихе, что «это род один».
Итак, некие люди с востока, носители «свободы, равенства и братства»
пришли и захватили участок на территории Вавилонского Царства. Они
начали строить по новой технологии (не из камня, а из обожженных
кирпичей) башню во имя свое. Эту гуманистическую башню они планировали
построить до небес (вызов Небесному Богу), а потом распространиться по
всей земле. Божественное вмешательство расстроило планы революционеров и
у них в то время ничего не получилось.
событие мирового масштаба, описанное в Библии как Вавилонское
Столпотворение. С востока в долину Сеннаар, на территорию нынешего
Ирака, пришли некие люди, без царей и священников. Библия не упоминает о
существовании духовных или светских властей у них. Сказано только, что «сказал человек ближнему своему: придите, сотворим…» (Быт. 11,3). Это говорит о равенстве и свободе от властей, а также о братстве сказано в 6 стихе, что «это род один».
Итак, некие люди с востока, носители «свободы, равенства и братства»
пришли и захватили участок на территории Вавилонского Царства. Они
начали строить по новой технологии (не из камня, а из обожженных
кирпичей) башню во имя свое. Эту гуманистическую башню они планировали
построить до небес (вызов Небесному Богу), а потом распространиться по
всей земле. Божественное вмешательство расстроило планы революционеров и
у них в то время ничего не получилось.
О датировке времени Столпотворения в Библии сказано, что
это было во времена Фалека, сына Евера (Быт. 10,25). Фалек родился в
2715 году до Р.Х. приблизительно при последнем или предпоследнем Царе
2-й Династии, т.е. в конце раннединастического периода. Умер Фалек в
2376 году до Р.Х. в конце 5-й Династии. На закате Древнего Царства.
это было во времена Фалека, сына Евера (Быт. 10,25). Фалек родился в
2715 году до Р.Х. приблизительно при последнем или предпоследнем Царе
2-й Династии, т.е. в конце раннединастического периода. Умер Фалек в
2376 году до Р.Х. в конце 5-й Династии. На закате Древнего Царства.
Во время правления последнего Царя второй Династии, уже
при Фалеке, упоминается о подавлении мощного восстания в Дельте Нила,
при котором было убито до 50 тысяч повстанцев и столько же уведено в
плен. Войти с востока в Египет тогда можно было только мимо Дельты.
Вполне возможно, что египетский Царь остановил распространение революции
столпостроителей с востока.
при Фалеке, упоминается о подавлении мощного восстания в Дельте Нила,
при котором было убито до 50 тысяч повстанцев и столько же уведено в
плен. Войти с востока в Египет тогда можно было только мимо Дельты.
Вполне возможно, что египетский Царь остановил распространение революции
столпостроителей с востока.
После этого, с третьей Династии начался расцвет
Египетского Царства, названный египтологами Древнее Царство. В 3-ю и 4-ю
династии были построены из камня грандиозные пирамиды, гробницы Царей,
посвященные Богу Вседержителю (через почитание Царей). Вполне возможно,
что это натолкнуло столпостроителей на идею построить нечто грандиозное,
но в противовес царским пирамидам не в честь Бога, а в честь себя. Ведь
мы знаем, что сатана, отец всех социальных революций — обезьяна Бога, и
не может придумать ничего нового, а только пародирует уже сотворенное
Господом или Его служителями.
Египетского Царства, названный египтологами Древнее Царство. В 3-ю и 4-ю
династии были построены из камня грандиозные пирамиды, гробницы Царей,
посвященные Богу Вседержителю (через почитание Царей). Вполне возможно,
что это натолкнуло столпостроителей на идею построить нечто грандиозное,
но в противовес царским пирамидам не в честь Бога, а в честь себя. Ведь
мы знаем, что сатана, отец всех социальных революций — обезьяна Бога, и
не может придумать ничего нового, а только пародирует уже сотворенное
Господом или Его служителями.
В конце 4-й династии произошла какая-то резкая перемена.
Сократилось пирамидное строительство, а предпоследний Царь совсем
отказался от пирамиды. При дворе началась внутренняя борьба. Последнего
Царя и соответственно 4-ю Династию, предположительно, свергли жрецы бога
Ра. После этого при 5-й Династии культ Ра значительно усилился, цари
стали носить титул «Сын Ра». Произошло ослабление центральной власти, и
усилилась знать. В конце 5-й Династии умер Фалек, т.е. это верхняя
граница для периода вавилонского Столпотворения, после которого
столпостроители разбрелись по всему миру, возможно неся с собой свое
революционное мировоззрение и отравляя им более здоровые народы. Первый
Царь 6-й династии в 2287 году до Р.Х. был убит телохранителями, а к
концу 6-й Династии Египет распался на независимые территории – номы.
Египет погрузился в смуту. 7-я Династия (2166 г. до Р.Х.) считается
фиктивной, т.к. о ней сказано, что она существовала 70 дней, и в ней
было 70 царей. Предполагается, что это было некое коллегиальное
олигархическое правление. В 8-й Династии было 17 царей и правили они 46
лет. Начался так называемый первый Переходный период, период смуты и
революции. Длился он, если считать от 7-й Династии, около 146 лет. В
этот революционный период, около 2100 года, Египет посетил Авраам. И из
библейской истории мы видим, что в стране тогда не было порядка и
справедливости, так что Авраам боялся говорить, что Сара его жена, чтобы
его не убили из-за нее.
Сократилось пирамидное строительство, а предпоследний Царь совсем
отказался от пирамиды. При дворе началась внутренняя борьба. Последнего
Царя и соответственно 4-ю Династию, предположительно, свергли жрецы бога
Ра. После этого при 5-й Династии культ Ра значительно усилился, цари
стали носить титул «Сын Ра». Произошло ослабление центральной власти, и
усилилась знать. В конце 5-й Династии умер Фалек, т.е. это верхняя
граница для периода вавилонского Столпотворения, после которого
столпостроители разбрелись по всему миру, возможно неся с собой свое
революционное мировоззрение и отравляя им более здоровые народы. Первый
Царь 6-й династии в 2287 году до Р.Х. был убит телохранителями, а к
концу 6-й Династии Египет распался на независимые территории – номы.
Египет погрузился в смуту. 7-я Династия (2166 г. до Р.Х.) считается
фиктивной, т.к. о ней сказано, что она существовала 70 дней, и в ней
было 70 царей. Предполагается, что это было некое коллегиальное
олигархическое правление. В 8-й Династии было 17 царей и правили они 46
лет. Начался так называемый первый Переходный период, период смуты и
революции. Длился он, если считать от 7-й Династии, около 146 лет. В
этот революционный период, около 2100 года, Египет посетил Авраам. И из
библейской истории мы видим, что в стране тогда не было порядка и
справедливости, так что Авраам боялся говорить, что Сара его жена, чтобы
его не убили из-за нее.
Возрождение и новый расцвет Египта начался с 11-й
Династии. Этот период назван Средним Царством. В 12-ю Династию даже были
попытки возродить пирамидное строительство, но никогда уже Египет не
смог достичь былого могущества, которое бы позволяло строить такие
пирамиды, как в Древнем Царстве, когда люди из любви к своему Богу
готовы были пожертвовать собой ради проектов, результаты которых они не
могли увидеть, но человечество до сих пор считает их чудесами света,
т.к. не может понять такой религиозной самоотверженности простых рабов и
крестьян Египта во имя своего Спасителя от смерти. После 12-й Династии
Египет снова погрузился в бездну революции и смуты уже почти на 300 лет
до 1550 г., названный египтологами второй Переходный период. В этот
период жил Моисей. По библейской хронологии Септуагинты он родился в
Египте в 1576 г. до Р.Х.
Династии. Этот период назван Средним Царством. В 12-ю Династию даже были
попытки возродить пирамидное строительство, но никогда уже Египет не
смог достичь былого могущества, которое бы позволяло строить такие
пирамиды, как в Древнем Царстве, когда люди из любви к своему Богу
готовы были пожертвовать собой ради проектов, результаты которых они не
могли увидеть, но человечество до сих пор считает их чудесами света,
т.к. не может понять такой религиозной самоотверженности простых рабов и
крестьян Египта во имя своего Спасителя от смерти. После 12-й Династии
Египет снова погрузился в бездну революции и смуты уже почти на 300 лет
до 1550 г., названный египтологами второй Переходный период. В этот
период жил Моисей. По библейской хронологии Септуагинты он родился в
Египте в 1576 г. до Р.Х.
В один из таких переходных периодов и было написано «Речение Ипувера».
Хочется для нас, украинцев, не желающих учиться на опыте
предков добавить слова Пророка Исаии: «Во что вас бить еще,
продолжающие свое упорство?» (Ис. 1,5).
предков добавить слова Пророка Исаии: «Во что вас бить еще,
продолжающие свое упорство?» (Ис. 1,5).
РЕЧЕНИЕ ИПУВЕРА
1.1. […] Привратники говорят: «Пойдем грабить». Кондитеры […
1.2. … … …] Прачешник груз свой [,.. … …
1.3. … …] птицеловы изготовились к сражению.
1.4. [… … …] жители Дельты со щитами; пивовары [… …]
1.5. опечалены. Человек видит в сыне своем врага своего […
1.6. … … … … … … … … … … … …
1.7. … … …] предопределено вам во времена Хора и
1.8. Эннеады. Ходит добродетельный в трауре от того, что делается в стране. Ходит
1.9. [… … …] чужеземцы повсюду стали египтянами. Воистину, лица бледны от страха,
1.10. [… … … …] исполнилось предреченное предками. [… … …
1.11. … … … … … … … … … …]
2.1. страна наводнена шайками, идет пахарь на поле свое со щитом. Воистину, кроткие говорят [… … … … …
2.2. …] Воистину, лицо бледно от страха — лучник наготове, повсюду
злодей, нет человека вчерашнего дня. Воистину, грабитель[… …] повсюду.
злодей, нет человека вчерашнего дня. Воистину, грабитель[… …] повсюду.
2.3. [… … … … … … … … …] Воистину, разливается Нил,
но нет пашущего для него, и каждый говорит: «Не знаем мы, что
случилось в стране».
но нет пашущего для него, и каждый говорит: «Не знаем мы, что
случилось в стране».
2.4. Воистину, бесплодны женщины ныне, не беременеют больше они, не
творит Хнум людей из-за беспорядка в стране. Воистину, бедняки стали
обладателями сокровищ. Не
творит Хнум людей из-за беспорядка в стране. Воистину, бедняки стали
обладателями сокровищ. Не
2.5. имевший даже сандалий превратился теперь в богача. Воистину,
омрачены сердца преданных рабов господскими невзгодами, а господа не
разделяют больше со своими людьми радостей их. Воистину, ожесточились
сердца,
омрачены сердца преданных рабов господскими невзгодами, а господа не
разделяют больше со своими людьми радостей их. Воистину, ожесточились
сердца,
2.6. а бедствие разлилось по стране, кровь повсюду и [… …]
смерть. Взывают пелены погребальные, но никто не хоронит усопших.
Воистину, множество мертвецов нашло погребение в реке. Река
Воистину, множество мертвецов нашло погребение в реке. Река
2.7. стала могилой, местом бальзамирования стали воды реки. Воистину,
состоятельные скорбят, бедняки же ликуют. В каждом городе говорят:
«Истребим сильных
состоятельные скорбят, бедняки же ликуют. В каждом городе говорят:
«Истребим сильных
2.8. средь нас». Воистину, стали люди подобны птицам гем. Нищета по
всей стране. Нет ныне людей в белой одежде. Воистину, перевернулась
земля, подобно гончарному кругу.
всей стране. Нет ныне людей в белой одежде. Воистину, перевернулась
земля, подобно гончарному кругу.
2.9. Грабитель стал богачом, богач превратился в грабителя. Воистину,
бережливые подобны [… …] бедняк восклицает: «О ужас, что же мне
делать?»
бережливые подобны [… …] бедняк восклицает: «О ужас, что же мне
делать?»
2.10. Воистину, река полна крови, и все же пьют из нее хотя и
отворачиваются люди, все же жаждут они воды. Воистину, ворота, колонны и
стены
отворачиваются люди, все же жаждут они воды. Воистину, ворота, колонны и
стены
2.11. погибли в огне, и только покои царя — да будет он жив, невредим
и здрав! — уцелели. Воистину, не находит пути своего корабль Юга,
разрушены города, опустел Верхний Египет.
и здрав! — уцелели. Воистину, не находит пути своего корабль Юга,
разрушены города, опустел Верхний Египет.
2.12. Воистину, насытились крокодилы добычей своею. Люди сами идут к ним. Это разрушение страны.
2.13. [… … … … … … … … … … …] Малочисленны стали люди. Повсюду предают брата своего земле [… …]
2.14. Говорит мудрец, и бежит он без промедления. Воистину, человек
[… … … … … …] Стало дитя жены господина ровней сыну рабыни
его.
[… … … … … …] Стало дитя жены господина ровней сыну рабыни
его.
3.1. Воистину, превратилась страна в пустыню. Номы разорены. Чужеземцы наводнили Египет. Воистину, больше
3.2. нет нигде египтян. Воистину, золото, ляпис-лазурь, серебро и бирюза, сердолик и бронза, камень из Ибхет
3.3. украшают шею рабыни, расхищены драгоценности по всей стране, а
владелицы домов говорят: «Хоть бы было у нас что поесть». Воистину,
[… … … … … … … …
владелицы домов говорят: «Хоть бы было у нас что поесть». Воистину,
[… … … … … … … …
3.4. …] несчастны знатные женщины, страждут тела их, ибо ходят они в отрепьях, сердца их озабочены при встрече друг с другом.
3.5. Воистину, разбиты ларцы из черного дерева, изделия из драгоценного дерева превращены в щепы [… …
3.6. … … … … … … … … … … … … …]
Воистину, строители стали пахарями, а царские корабельщики впряжены в плуг, не плавают ныне больше на север,
3.7. в Библ. Как нам быть без кедра для мумий наших, ведь погребались жрецы в саркофагах из него, бальзамировали
3.8. сановников смолою кедровой вплоть до самого Кефтиу. Но не
привозят больше его. Золота не хватает. Кончился материал для всяких
работ.
привозят больше его. Золота не хватает. Кончился материал для всяких
работ.
3.9. Опустел дворец фараона,- да будет он жив, невредим и здрав! — а
как часто прибывали прежде жители оазисов со своими […] травами […]
как часто прибывали прежде жители оазисов со своими […] травами […]
3.10. и птицами […] для совершения религиозных обрядов. Элефантипа и Тинис [… …], данники Верхнего
3.11. Египта,- не платят податей из-за смуты, не хватает […], древесного угля [… … …] ремесленных изделий […
3.12. … …] К чему сокровищница без поступлений? И может ли
радоваться сердце царя, если к нему приходят лишь печальные вести!
радоваться сердце царя, если к нему приходят лишь печальные вести!
3.13. […] Все чужеземные страны [… … … … …] Уж такое нам
счастье, ничего теперь не поделаешь ! Все приходит в упадок ! Воистину,
веселье угасло и
счастье, ничего теперь не поделаешь ! Все приходит в упадок ! Воистину,
веселье угасло и
3.14. не радуется больше никто. Плач и стенания слышны по всей стране [… …]
4.1. Воистину, египтяне стали изгнанниками и бродягами. Воистину, все
облысели и не отличить сына знатного от безродного, не имеющего отца.
Воистину,
облысели и не отличить сына знатного от безродного, не имеющего отца.
Воистину,
4.2. не затихают вопли в годы вопля и нет воплям конца. Воистину, говорят и малые и великие: «Хотел бы я умереть», а дети
4.3. восклицают: «Зачем дали мне жизнь!» Воистину, детей сановников разбивают о стены, а дети любимые покинуты [… … … |
4.4. Стонет Хнум от бессилия своего. Воистину, покойники из мест
бальзамирования брошены, а тайны бальзамировщиков раскрыты [… …] Воистину,
бальзамирования брошены, а тайны бальзамировщиков раскрыты [… …] Воистину,
4.5. погибло существовавшее еще вчера, а страна находится в запустении, подобна она нолю с вырванным льном.
4.6. Вся Дельта открыта, тайны Нижней Земли стали проторенной дорогой. Что же
4.7. делать? Не стало [… …] нигде […] Говорят: «Держись подальше от сокровенного места, ибо оно в руках
4.8. незнающих, как и знающих. Чужеземцы стали искусны в ремеслах
Дельты. Воистину, знатных поставили вертеть жернова. Облаченных
Дельты. Воистину, знатных поставили вертеть жернова. Облаченных
4.9. в тонкие ткани бьют [… …] Не видевшие дневного света выходят беспрепятственно ныне. Почивавшие
4.10. на ложах мужей своих — ныне спят на плотах. Говорю я: «Тяжелее мне, чем плоту, груженному миррой, он
4.11. нагружен кувшинами полными [… … … …] Дворецкие истреблены, и
4.12. нет им спасения. Страдают знатные женщины, как рабыни, а певицы — за ткацкими станками, воспевают они в мастерских
4.13. богиню Мерт в погребальных песнях [… …]
Воистину, все рабыни овладели устами своими. Когда говорят
4.14. госпожи — докучно это рабыням. Воистину, свалены вместе деревья разных пород и удалены ветки. Лишен хозяин рабов своих,
5.1. и люди скажут, что они знают об этом. Урезана пища детей, нет пищи для […
5.2. … … … … … … … …] Воистину, знатные погибают от голода. Слуги обслуживаются [… …]
5.3. от горя. Воистину, человек говорит: «Если б я знал, где бог, я принес бы жертвы ему. Воистину, повсюду в стране
5.4. твердят о правде, но все, что совершают во имя ее,- грех и ложь. Воистину, скороходы [… … …]
5.5. грабитель. Все его имущество похищено. Воистину, даже скот оплакивает совершающееся в стране.
5.6. Воистину, детей начальников разбивают о стены, а дети любимые покинуты, и стонет Хнум
5.7. от бессилия своего. Воистину [… …
5.8 — 5.9. … … … … … … ]
5.10. Убивает человек сына матери своей. Что делать? [… … … … ]
5.11. Воистину, опасность подстерегает на всех путях: сидят в кустах по ночам грабители, поджидая одинокого путника,
5.12. чтобы отобрать его ношу. Берут они все, что на нем, и убивают его преступно ударами палок.
5.13. Воистину, погибло существовавшее еще вчера, а страна в запустении, подобна она полю с вырванным льном. Простолюдин
5.14. огорчен [… … … … … … …] Хоть бы погибли все люди! Не было бы ни зачатий,
6.1. ни рождений, тогда смолкли бы вопли в стране и прекратилась смута! Воистину, едят люди траву и запивают водою. Не
6.2. находят ни плодов, ни трав для птиц. Вырывают пищу из пасти свиньи,
6.3. от голода. Воистину, зерно гибнет повсюду. Все лишены одеяний, умащений и масла и говорят: «Нет их».
6.4. Закром разрушен. Страж его повержен на землю [… … … …
6.5. … … … … … … … … …] Воистину, захвачены писания Прекрасной Палаты,
6.6. обнажена ее тайна. Воистину, разглашены заклинания, магические песнопения
6.7. утратили силу, ибо ныне ведомы всем. Воистину, раскрыты хранилища, и изъяты податные списки, и превратились подчиненные во
6.8. владык. Воистину, [… …] убиты писцы и отобраны их писания. Горе мне из-за нынешних бедствий!
Воистину,
6.9. уничтожены записи писцов — учетчиком нолей. Зерно Египта стало общим достоянием. Воистину, свитки
6.10. законов Судебной Палаты разбросаны и топчут их люди. Бедняки ломают их
6.11. на улицах. Воистину, бедняк прибыл в место божественной Эннеады. Разоблачен порядок действия Палаты Тридцати.
6.12. Воистину, Великая Судебная Палата переполнена, бедняки уходит и приходит и Великие Дома. Воистину,
6.13. дети начальников выброшены ни улицу. Мудрец подтверждает это.
Глупец отрицает. Невежде все происходящее представляется прекрасным.
Глупец отрицает. Невежде все происходящее представляется прекрасным.
6.14. Воистину, выброшены покойники из мест бальзамирования, и тайны бальзамировщиков раскрыты.
7.1. Смотрите, ввысь поднялся огонь, он направлен против врагов страны! Смотрите, свершилось не случавшееся доныне — захвачен царь бедняками!
7.2. Смотрите, погребенный, как сокол, он лежит на носилках, и сокрытое в пирамиде опустошено. Смотрите,
7.3. горстка невежд посмела лишить страну царских останков! Смотрите, осмелились поднять руку на урей […] Ра, умиротворяющего
7.4. Обе Земли. Смотрите, тайна страны, пределы которой неведомы,
стала достоянием черни. Царская гробница осквернена за какой-то час.
Смотрите, Египет простерт во прахе, а
стала достоянием черни. Царская гробница осквернена за какой-то час.
Смотрите, Египет простерт во прахе, а
7.5. орошавшие земли захватили в дни бедствия могущественного. Смотрите, извлечена змея Керхет из обители своей и разглашены
7.6. тайны царей Верхнего и Нижнего Египта. Смотрите, царский двор
опасается оскудения [… … …], дабы сеять беспрепятственно
опасается оскудения [… … …], дабы сеять беспрепятственно
7.7. смуту. Смотрите, вся страна участвует в грабеже. Подлый отбирает имущество сильного.
7.8. [… … …] Кто не мог заказать себе саркофага — ныне владелец
гробницы. Смотрите, обладавший гробницей выброшен из нее. Кто не мог
приготовить себе погребения — стал владельцем сокровищницы.
гробницы. Смотрите, обладавший гробницей выброшен из нее. Кто не мог
приготовить себе погребения — стал владельцем сокровищницы.
7.9. Смотрите, что свершилось с людьми! Не имевший даже лачуги стал
владельцем дома. Смотрите, судей преследуют по всей стране [… … …
… … … …] Они изгнаны из царских дворцов.
владельцем дома. Смотрите, судей преследуют по всей стране [… … …
… … … …] Они изгнаны из царских дворцов.
7.10. Смотрите, знатные женщины на плотах, а вельможи в закромах. Кто
не спал даже близ стен — покоится ныне на ложе. Смотрите, богач
не спал даже близ стен — покоится ныне на ложе. Смотрите, богач
7.11. проводит ночь, изнывая от жажды. Выпрашивавший осадок сосудов
чужих стал владельцем крепких напитков. Смотрите, имевший множество
одеяний ныне ходит в лохмотьях. Никогда не ткавший на себя
чужих стал владельцем крепких напитков. Смотрите, имевший множество
одеяний ныне ходит в лохмотьях. Никогда не ткавший на себя
7.12. стал обладателем тонкого полотна. Смотрите, не строивший себе
никогда даже лодки стал владельцем судов, а владевший судами лишь
смотрит на них, ибо они не принадлежат ему больше.
никогда даже лодки стал владельцем судов, а владевший судами лишь
смотрит на них, ибо они не принадлежат ему больше.
7.13. Смотрите, не имевший крова стал собственником его. Владелец же
крова — во власти непогоды. Смотрите, не знавший лиры стал владельцем
арфы.
крова — во власти непогоды. Смотрите, не знавший лиры стал владельцем
арфы.
7.14. Не услаждавший никогда пением слух свой воспевает богиню Мерт.
Смотрите, сосуды владельцев медных столиков для возлияний ныне лишены
украшений.
Смотрите, сосуды владельцев медных столиков для возлияний ныне лишены
украшений.
8.1. Смотрите, спавший по бедности в одиночестве, находит ныне он знатных женщин. Не видевший никогда стоявшего у [… … …]
Смотрите, неимущий стал владельцем богатств
8.2. и сановник приветствует его. Смотрите, стали бедняки страны богачами, а владевший добром — неимущим. Смотрите,
8.3. […] превратился дворецкий теперь в господина, обладателя слуг.
Кто был прежде посыльным, посылает ныне другого. Смотрите, не имевший и
куска хлеба, стал владельцем
Кто был прежде посыльным, посылает ныне другого. Смотрите, не имевший и
куска хлеба, стал владельцем
8.4. закрома, полного чужого добра. Смотрите, потерявший волосы, за
недостатком масла для умащении, ныне владеет сосудами сладкой мирры.
недостатком масла для умащении, ныне владеет сосудами сладкой мирры.
8.5. Смотрите, не имевший и ларца владеет теперь сундуками с добром.
Смотрите, глядевшая на отражение свое в воде смотрится ныне в зеркало
[…] Смотрите, благо тому, кто вкушает
Смотрите, глядевшая на отражение свое в воде смотрится ныне в зеркало
[…] Смотрите, благо тому, кто вкушает
8.6. пищу свою. Пользуйся достоянием своим беспрепятственно в радости
сердца, ибо благотворно человеку вкушать пищу свою, так повелевает сам
бог,
сердца, ибо благотворно человеку вкушать пищу свою, так повелевает сам
бог,
8.7. восхваляющему его […] Не ведавший бога своего теперь воскуряет ему ладан чужой [… …]
8.8. Смотрите, дочери знатных женщин, владевших ценностями, стали наложницами
8.9. … … … … … … … … …] Смотрите, дети придворных в лохмотьях [… … … … … …]
8.10. скотом их завладели грабители. Смотрите, мясники забивают скот бедняков [… … … … …
8.11. … …]Смотрите, не забивавший прежде скота для себя ныне режет его [… … … … ]
8.12. Смотрите, мясники режут гусей в приношение богам, вместо быков. Смотрите, рабыни [… … …]
8.13. подносят им птиц [… … … … … … …] Смотрите, бегут знатные жены [… …]
8.14. покидают они детей своих, страшась смерти. Смотрите, правители страны бегут [… … ……] Смотрите,
9.1. владелец ложа спит на земле; проводивший ночи в убожестве стелет
себе кожаное ложе. Смотрите, голодают знатные жены, а мясники
себе кожаное ложе. Смотрите, голодают знатные жены, а мясники
9.2. сыты тем, что забили. Смотрите, никто не выполняет обязанностей
своих, подобны люди стаду, блуждающему без пастуха. Смотрите, скот
бродит один, и никто
своих, подобны люди стаду, блуждающему без пастуха. Смотрите, скот
бродит один, и никто
9.3. не пасет его, и всякий берет чужую скотину и клеймит своим
клеймом. Смотрите, убит человек рядом с братом своим [… … … …
…J брат же спасает тело свое. Смотрите,
клеймом. Смотрите, убит человек рядом с братом своим [… … … …
…J брат же спасает тело свое. Смотрите,
9.4. не имевший упряжки владеет теперь табуном. Не имевший быка, чтоб
пахать, стал владельцем стад. Смотрите, не имевший своего зерна
владеет ныне закромом.
пахать, стал владельцем стад. Смотрите, не имевший своего зерна
владеет ныне закромом.
9.5. Покупавший раньше зерно, сам продает его ныне. Смотрите, не
имевший слуг обзавелся челядью. Кто был начальником — выполняет теперь
повеления. Смотрите, правителям страны не докладывают
имевший слуг обзавелся челядью. Кто был начальником — выполняет теперь
повеления. Смотрите, правителям страны не докладывают
9.6. о положении народа. Все рушится. Смотрите, ремесленники не
работают больше. Враги Египта уничтожили ремесла его. [… … … …
…
работают больше. Враги Египта уничтожили ремесла его. [… … … …
…
9.7 — 9.10. … … … … … … … … … … … … …
10.1-10.2. … … … … … … … … … … …] Не посылают
больше господа слуг своих с поручениями. Утратили слуги всякий страх,-
вот пятеро
больше господа слуг своих с поручениями. Утратили слуги всякий страх,-
вот пятеро
10.3. говорят: «Идите сами по дороге, вам ведомой, а мы уж пришли».
Скорбит Нижний Египет: царский закром стал общим достоянием.
Скорбит Нижний Египет: царский закром стал общим достоянием.
10.4. дворец фараона,- да будет он жив, невредим и здрав! — лишился
доходов своих. А ведь царю принадлежат и злаки, и птица, и рыба, ему
принадлежат белый холст и тонкое полотно, мед и
доходов своих. А ведь царю принадлежат и злаки, и птица, и рыба, ему
принадлежат белый холст и тонкое полотно, мед и
10.5. масло, ему принадлежат ковры, носилки и всякие отменные изделия
[… … … … … …] Если бы перестали грабить все это,
[… … … … … …] Если бы перестали грабить все это,
10.6. не было бы пусто во дворце фараона,- да будет он жив, невредим и здрав! — [… … …]
Истребляйте врагов славной резиденции царской и великолепных придворных его
10.7. отправляется вазир, и нет при нем свиты […
10.8-10.12. … … … … … … … … … … … … … … … …
10.13. … … …] Не забывайте [… … …]
11.1. воскурять ладан и совершать возлияния ранним утром.
11.2. Не забывайте приносить гусей в жертву богам. Не забывайте жевать натрон и печь белый хлеб в день омовения главы.
11.3. Не забывайте воздвигать шесты для флагов и вырезать надписи на
плитах; да очистят жрецы храмы, дабы стали они белы, как молоко.
плитах; да очистят жрецы храмы, дабы стали они белы, как молоко.
11.4. Не забывайте воскурять ароматы духам небосклона и подносить
жертвенные хлебы. Не забывайте соблюдать обряды каждомесячных служб,
отстраняйте
жертвенные хлебы. Не забывайте соблюдать обряды каждомесячных служб,
отстраняйте
11.5. от совершения богослужений нечистого телом жреца. Нарушение этого грех и осквернение сердца [… … … …
11.6. …] Не забывайте о заклании быков [… …] согласно предписаниям. Не забывайте выходить
11.7. по ночам […] на призыв, обращенный к вам. Не забывайте приготовлять жертвенных гусей на огне [… … …
11.8-11.12. … … … … … … … … … … … … … … … …
11.13. … … … … …] Не отличает Ра смиренного от непочтительного. Он приносит успокоение раздраженному.
12.1. Говорят: он пастырь для всех, и не держит он в сердце зла.
Когда разбредется стадо его, он проводит дни, собирая его, даже если
горячи сердца тварей его.
Когда разбредется стадо его, он проводит дни, собирая его, даже если
горячи сердца тварей его.
12.2. О, если б распознал он их нрав в первом же поколении! Он подавил бы зло, он простер бы десницу свою,
12.3. дабы истребить их всех и потомство их! Люди стремились рожать, и случилась беда,- бедняки ныне повсюду. Так произошло это
12.4. и не проходит. Если были бы боги среди людей, тогда появлялось
бы потомство смертных женщин, но не находят богов на пути. Наступила
смута, а
бы потомство смертных женщин, но не находят богов на пути. Наступила
смута, а
12.5. тот, кто должен уничтожить зло, сам порождает его. Нет
руководителя в наше время. Где же он ныне? Быть может, он спит?
Смотрите,
руководителя в наше время. Где же он ныне? Быть может, он спит?
Смотрите,
12.6. не являет он могущества своего [… … … …
12.7 — 12.11. … … … … … … … … … … … … … … … …
12.12. …] Власть, познание и истина — у тебя, царь. Но лишь смятение
12.13. распространяешь ты в стране да гул неурядицы. Совершают люди
насилие друг над другом. Подражают тебе в беспорядке, тобой
установленном. Если идут по дороге трое,
насилие друг над другом. Подражают тебе в беспорядке, тобой
установленном. Если идут по дороге трое,
12.14. находят только двоих, ибо многие убивают немногих. А может ли пастыря радовать смерть? Ведь придется тебе
13.1. дать ответ, ибо любит один, а другой — ненавидит, и убывают и те и другие.
13.2. Ты говорил ложь. Заросла страна сорняками, уничтожающими людей,
и они не рассчитывают на жизнь. Все эти годы царит в стране
и они не рассчитывают на жизнь. Все эти годы царит в стране
13.3. смута. Человека убивают под кровлей его, хотя и бодрствует он в
доме своем. Если он силен, он спасает себя и живет [… … …]
доме своем. Если он силен, он спасает себя и живет [… … …]
13.4. Направляется посланный но дороге, пока не увидит, что путь размыт.
13.5. Остановится он в отчаянии. Отнимают тогда преступники одежду его, избивая его палками до смерти. Вкусил бы ты хоть
13.6 немного бедствий таких, сказал бы тогда […
13.7-13.8. … … … … … … … … … … … … … … … …
13.9. … … …] Хорошо, когда суда поплывут вверх по течению! [… … … …
13.10. … … … … … … … … … … … …]
13.11. Хорошо, когда стянута сеть и пойманы птицы [… …] Хорошо,
13.12. [… …] Хорошо, когда руки строителей возводят пирамиды
13.13. и копают пруды, насаждают сады для богов. Хорошо, когда люди пьют напиток минт и хмелеют,-
13.14. радостны тогда их сердца. Хорошо, когда восклицают ликуя уста их, а знать номов смотрит на ликование их из
13.15. домов своих, облаченная в одеяния праздничные, с веселием в сердце. Хорошо, когда ложа
13.16. постелены, подголовники сановников удобны, и у каждого человека есть ложе
13.17. в тени, и закрывает он за собою двери, и не приходится ему спать в кустах. Хорошо, когда тонкое полотно
13.18. расстилается в праздничный день на берегу; разостлано полотно, и одеяние — на земле [… … …
14.5-14.11. … … … … … … … … … … … … … … … …
14.12. … …] Каждый сражается за сестру свою и тем защищает
14.13. себя. Нубийцы говорят: «Мы защита ваша». Умножь число воинов, дабы отразить кочевников. Разве это не ливийцы?
14.14. Обратим их вспять. А Маджаи в дружбе с Египтом и говорят: «Разве убивают брата своего?» Молодежь,
15.1. которую мы вырастили, стала подобна кочевникам и склонна к
разрушению своей земли, и может она известить азиатов о состоянии
страны.
разрушению своей земли, и может она известить азиатов о состоянии
страны.
15.2. Однако все чужестранцы в страхе перед нею. Испытавший беды
народ говорит: «Не отдавайте Египет жителям песков !» [… … …
народ говорит: «Не отдавайте Египет жителям песков !» [… … …
15.3-15.12. … … … … … … … … … … … … … … … …]
15.13. Так сказал Ипувер его величеству, Владыке Всего [… … … … …]
Бѣлая Гвардiя http://www.riuo.kiev.ua/bibl1/rev_egypt01.html