Минск, 26 июня — Наша Держава (Кирилл Холявка). В этот день, 26 июня 1941 года возле автодороги, соединяющей белорусские деревни Молодечно и Радошковичи, совершили подвиг два замечательных лётчика вместе со своими экипажами, которые в этот же день погибли.
Правда, один из них — Николай Гастелло, не без участия советской пропаганды, стал легендарным лётчиком, а имена Александра Маслова и других героев были незаслуженно забыты.Что именно произошло возле этих деревень и привело в заблуждение стольких людей, веривших в этот подвиг, а также почему остальных членов экипажа и летчиков другого самолета просто-напросто забыли?
По официальной версии — лётчик Гастелло, будучи командиром эскадрильи 207-го дальнебомбардировочного авиаполка в составе звена из двух бомбардировщиков ДБ-3ф получил приказ на выполнение боевой задачи: в районе автодороги Молодечно-Родошковичи, согласно разведданным, полученным накануне боевого вылета, было установлено крупное скопление танков и машин, направляющихся на Минск.
Снаряд от самоходной зенитной установки фашистов пробил бак ДБ-3ф и, в следствии чего самолет загорелся. Затем, Гастелло направил горящий бомбардировщик на немецкую автоколону, тем самым совершил огненный таран и уничтожил большое количество вражеской техники.
Именно этот подвиг подробно описали в своих рапортах лётчики из соседнего полка — Воробьев и Рыбас, показания которых послужили появлению заметки в газете «Красная звезда». Сам лётчик получил звание Героя Советского союза (посмертно), а каждому члену героического экипажа — орден Отечественной войны первой степени, тоже посмертно.
Первые сомнения в правдивости подвига появились в 50-х годах, через десять лет после подвига, когда очевидцы подвига заявили, что никакого огненного тарана они не видели, дескать самолет упал вдали от дороги, на расстоянии 170-180 метров.
Некоторые сознательные граждане даже показали место падения бомбардировщика. На этом месте позднее были проведены раскопки, где и были найдены личные вещи с экипажа Маслова. Уже в эпоху гласности, в 90-е историки заговорили всерьез и наградили заслуженных героев.
Даже если никакого огненного тарана не было, все летчики выполнили свое задание, ведь по показанию тех же очевидцев, было уничтожено большое количество техники, боеприпасов и горючего (возможно эта картина обломков машин и послужила появлению легенды).
Самого Гастелло нельзя назвать лже-героем, так как накануне он сбил вражеский Ju-88, находясь на земле в кабине пулеметчика ДБ-3ф, а также участвовал в первом огненном таране на Халкин-Голе, где избежал смерти, спрыгнув с парашютом.
Давайте не будем забывать о бессмертном подвиге всех солдат и офицеров, и в этот день вспомним имена славных героев-лётчиков из экипажа капитана Гастелло: лейтенантов А.А. Буденюка и Г.Н.Скоробогатого, старшего сержанта А.А. Калинина. Не стоит и забывать не менее героический экипаж капитана Маслова, а именно лейтенанта Владимира Балашова, старшего сержанта Григория Реутова, и младшего сержанта Бахтураса Бейскбаева.
Вечная память и слава, героям, павшим в боях за нашу Родину!
На фото капитаны Гастелло Н. Ф. и Маслов А.С.