Москва, 17 сентября — Наша Держава (Николай фон Тизенгаузен). 17 сентября1855 года скончался Сергей Семенович Уваров – видный ученый и общественный
деятель в царствование Императора Николая I, автор знаменитой триады
«Православие, Самодержавие, Народность». Она позже легла в основу
идеологии таких черносотенных организаций, как Союз Русского Народа, и
имеет глубокий непреходящий смысл в наши дни.-сообщила пресс-служба РИД
Из досье НД: Сергей Семенович Уваров (25.8.1786– 4.9.1855) – видный ученый и общественный деятель в царствование Императора Николая I, автор знаменитой триады «Православие–Самодержавие–Народность«.
Родился
в Москве в дворянской семье, получил прекрасное домашнее образование,
стал знатоком древних и новых языков, европейской культуры. Службу начал
в 1801 г. в коллегии иностранных дел, в 1806 г. был отправлен в русское
посольство в Вену, в 1809 г. назначен секретарем посольства в Париже.
Живя за границей, познакомился со многими представителями европейской
литературы и науки, общался с Гете и Гумбольдтом, сам писал ученые труды
по филологии и античности на французском и немецком языках.
В
1810 г. оставил дипломатическую службу, в 1811 г. был назначен
попечителем Петербургского учебного округа. Он был инициатором создания
литературного общества «Арзамас» (1815), в которое входили В.А. Жуковский, Н.М. Карамзин, А.С. Пушкин, А.И. Тургенев и др., в ту пору он еще придерживался либеральных воззрений.
Еще в 1811 г. Уваров стал почетным членом Петербургской Академии Наук.
Назначенный в 1818 г. президентом Академии, Уваров выступил с
либеральной речью, за которую, по ядовитому замечанию литератора Н.И.
Греча, впоследствии он «сам себя посадил бы в крепость». Неудивительно,
что при А.А. Аракчееве в 1822 г. он был уволен от должности попечителя
Петербургского учебного округа. После этого Уваров стал директором
департамента мануфактур и внутренней торговли, а также заемного и
коммерческого банков. То есть согласился заняться деятельностью, в
которой ничего не понимал, но вместо обиды проявил рвение и преданность.
Либерал в прошлом, Уваров в эти годы помудрел и превратился в
убежденного охранителя монархического строя. В 1826 г. он был назначен
сенатором и членом Государственного Совета. Восхищенный пушкинской одой
«Клеветникам России», Уваров перевел ее на французский язык, за что
Пушкин благодарил его.
Наиболее важная государственная
деятельность Уварова начинается с его назначения в 1832 г. помощником
министра народного просвещения, а в 1833 г. – министром. Его
шестнадцатилетнее управление (1833–1849) министерством занимает видное
место в истории народного просвещения в России: при нем был основан
университет в Киеве и ряд учебных заведений, положено начало реальному
образованию, видоизменены уставы гимназий и университетов.
Главная
же заслуга Уварова состоит в том, что он стремился преодолеть в
программах образования западничество и сделать образовательную систему
национальной. В 1832 г. он подал Императору записку с обоснованием
образования юношества «с теплою верою в истинно русские хранительные
начала Православия, Самодержавия и Народности, составляющие
последний якорь нашего спасения». Извещая попечителей учебных округов о
своем вступлении в должность министра, Уваров писал: «Общая наша
обязанность состоит в том, чтобы народное образование совершалось в
соединенном духе Православия, Самодержавия и Народности». Он считал необходимым ввести в преподавание «дух русский под тройственным влиянием Православия, Самодержавия и Народности, возбуждая в умах уважение к Отечественной истории, к Отечественному языку, к Отечественным учреждениям».
«Без
любви к вере предков народ, как и частный человек, должны погибнуть;
ослабить в них веру – то же самое, что лишить их крови и вырвать сердце.
Это было бы готовить им низшую степень в моральном и политическом
предназначении». При этом православное самодержавие «представляет
главное условие политического существования России… Русский колосс
упирается на самодержавии, как на краеугольном камне; рука,
прикоснувшаяся к подножию, потрясает весь состав Государственный. Эту
истину чувствует неисчислимое большинство между Русскими; они чувствуют
оную в полной мере, хотя и поставлены между собой на разных степенях и
различествуют в просвещении, и в образе мыслей, и в отношениях к
Правительству. Эта истина должна присутствовать и развиваться в народном
воспитании».
В 1846 г. Уваров был возведен в графское
достоинство. Взгляды и государственная патриотическая деятельность
Уварова, близкие к славянофильским, стала причиной злословий в его адрес
со стороны разного рода либеральных деятелей, что, разумеется,
продолжилось и в советскую эпоху в связи с его знаменитой триадой.
Между тем, выдвинутая им триада «Православие–Самодержавие–Народность«, которая позже легла в основу идеологии таких черносотенных организаций, как Союз Русского Народа,
имеет глубокий непреходящий смысл и в наши дни. При восстановлении
Союза Русского Народа в 2005 г. и последующих дискуссиях о его идеологии
значение этой триады было осмыслено применительно к настоящему времени.