Симферополь, 22 ноября – Наша Держава (Игорь Азаров). Невозможно, углубляясь в какую-то совершенно конкретную историческую тему, хотя бы на бегу, мельком, не коснуться множества других, связанных с главным исследованием подчас весьма отдаленно. Этой осенью я опубликовал в «КВ» две большие статьи — о загадочной смерти римского папы Иоанна Павла I и о трагической судьбе великого князя Михаила Александровича Романова, которого иногда называют Михаилом II.
В ходе работы над этими материалами мелькнула мысль: откуда пошла традиция нумеровать правителей — пап, царей, королей? Эти римские цифры после имени — всегда ли они означают одно и то же? Так появилось это маленькое исследование.
Как римляне детей считали
Логично предположить: цифры римские — истоки нумерования августейших особ нужно искать в Риме, учитывая тот факт, что современники Спартака, Цицерона или Калигулы… «экономили» на личных именах.
Вообще-то знатного римлянина звали довольно длинно: допустим, Луций Корнелий Сулла Феликс.
Луций — это преномен (praenomen), личное имя. У римлян было 70 личных мужских имен, но ходовых, часто употреблявшихся — лишь 18.
Корнелий — номен (nomen) — обозначение рода, нечто вроде фамилии.
Сулла — когномен (cognomen) — обозначение семьи, ветви рода.
Феликс (Счастливый) — агномен (agnomen) — личные прозвище, как Дмитрий Донской или Александр Невский.
Личные имена (praenomen) получали только первые четверо из сыновей римлянина; старший сын получал преномен отца. А вот далее — если мальчиков на свет производилось много — шли просто… номера (!): пятый, шестой, седьмой и т.д.Со временем эти «номерные» имена утратили свое «порядковое» значение: Квиний (пятый), Секст или Сикст (шестой), Сеептимий (седьмой)…
А с девочками было совсем забавно. Дело в том, что личных женских имен вовсе не было! дочерей называли по nomen отца. Всех (!) дочерей, скажем, Марка Туллия Цицерона звали бы Туллиями. А у Суллы на всех дочерей было бы одно имя — Корнелия. Если дочек было двое, старшей к имени прибавляли major (старшая), меньшей — minor(младшая). Но если щедрые боги давали римлянину множество дочерей, в ход шли номера: prima (первая), secunda (вторая), tertia (третья) и т.д.
Очень знатная дама, впрочем, могла использовать и cognomen отца — так появились Цецилия Метелла., Ливия Ливилла, Ливия Друзилла — но это было делом редким.
От Меркурия до Бенедикта XVI
Очевидно «моду» на римские цифры после имени ввели римские папы. Со временем Григория III (папа в 731—741 годах) номера использовались в документах, а со времен Льва IX (папа в 1049—1054 годах) номера появились и на папских печатях.
Сначала римские первосвященники вступали на престол Св.Петра под теми именами, которые они получали при крещении. Но в 533 году папой был избран некто Меркурий. Оставаться с именем языческого бога он не захотел и стал Иоанном II. Хотя это никак не регламентируется, восходящие на папский престол стали принимать новое (тронное) имя — обычно это было имя кого-то из предшественников. Последним папой, кто имя менять не стал, был Марцелл II (Марчелло Червини) в 1555году.
К настоящему времени тиару главы римско-католической церкви успели поносить пять Сикстов, шесть Павлов, четырнадцать Климентов, шестнадцать Григориев… Сейчас, как мы знаем, на престоле Бенедикт XVI.
Но в нумерации римских пап существует много самой откровенной путаницы. Есть сбой по подсчету Стефанов, Викторов, Феликсов. Неправильно подсчитали пап Маринов и Мартинов. Неразбериха с Иоаннами. Например, папы Иоанна XX не существовало вообще, хотя были и девятнадцатый, двадцать первый — сбилось со счета! А в 1958 году кардинал Анджело Джузеппе Ронкалли, избранный папой, неожиданно для всех принял имя Иоанна XXIII, хотя такой папа уже имелся — пират, развратник и отравитель Бальтазаро Косса. Отправив к праотцам своего предшественника Александра V. Косса с 1410 по 1415 числился как раз Иоанном XXIII. Очевидно, добродетельный старик Ронкалли хотел как-то смыть это гнусное пятно с истории папства…
Когда истории не хватает…
У бандеровских историков, которые готовы причислить к украинцам Адама и Еву, были вполне достойные предшественники. Архиепископ Упсальский Иоанн Магнус (соответственно, Юхан Монссон, 1488—1544), сочиняя свою «Историю всех королей» выдумал (!) для шведов 5 Эриков и 6 Карлов. Фактически же первым реальным шведским Карлом оказывается Карл VII Сверкессон (1160—1167), а Эриком — Эрик VI Победоноский (970—995). Следовательно, нынешний шведский венценосец Карл XVI Густав в реальности должен был бы называться десятым.
Пронумеровали и наших!
До Петра I о римских цифрах в русских великих князей и царей не могло быть и речи. Иван Васильевич Грозный никогда себя не называл «четвертый», как никогда не был «четвертым» и Василий Шуйский. Пронумеровали Рюриковичей историки поздних времен. Сейчас мы имеем римские цифры и у Владимиров, и у Изяславов. Без путаницы не обошлось и у нас.
Уникальные (их при Елизавете из обращения изымали) моменты времен императора Ивана Антоновича (1740—1741) указывают, что он — «третий». Мы же привыкли, что Иван Антонович — Иван VI. Просто по-разному можно считать Иванов — если по великим князям, их шесть (Иван I Калита, Иван II Красный, Иван III Великий, Иван IV Грозный, Иван V, брат Петра I, и Иван VI Антонович).Но в 1547 году Иван Грозный объявил себя не великим князем, с царем — и если считать по царям, получается, что Иван VI оказывается Иваном III.
В XVIII веке так и посчитали. Но историческая традиция все же сложилась иначе.
Петр, подражал во всем Европе, окончательно утвердил номера за Романовыми. В самом деле: и Петр I и Петр II — оба Алексеевичи, Екатерина I и Екатерина II — Алексеевны. А с номерами уже можно ориентироваться проще.
Европейские чудеса
Казалось бы, что может быть проще — номер за именем должен означать какой по счету Карл, Фердиналу или Людовик сидит на престоле. Но были и подлинные чудеса!
Самая дивная нумерация использовалась в двух карликовых немецких княжествах Рейсс-Грейц (старшая линия рода) и Рейсс-Шлейц (младшая линия). Все мальчики в семействе князей Рейсс, в обеих линиях носили имя Генрих. Номер получал каждый, не только правящий князь. В старшей линии номера обновлялись после сотни — т.е. за Генрихом С (сотым) следовал Генрих I. В младшей линии номера обновлялись с началом нового века. Как они сами во всем этом разбирались, я не представляю. Смотрите сами: у князя Генриха LXVVI Рейсс-Шлейцбыли сыновья: Генрих V, Генрих VIII, Генрих XI, Генрих XIV, и Генрих XIV.
Оба княжества просуществовали до 1918 года. В 1928 году умер последний представитель старшей линии, Генрих XXIV, а в 1945 году, кстати, на Восточном фронте, погиб последний представитель младшей линии — Генрих XLV. Сохранилась средняя линия — князья Ресс-Кестриц; как они считают своих мужчин, я не знаю.
Своеобразно нумеровались и сербские Обреновичи — не по именам, а просто по породку: Милан Обренович I, Милан Обренович II, Михаил бренович III… Милан Обренович IV (князь в 1868—1882 годах) стал первым Сербии — и уже назывался Милан I Обренович (король в 1882—1889 годах).
Семена формата — семена номеров
Не только Милан Обренович вошел в историю под двумя номерами. Когда в ходе наполеоновских войн в 1806 году приказала долго жить «Священная Римская империя германской нации», ее император Франц II Габсбург (был императором в 1792—1806 годах) продолжил свой жизненный путь уже в качестве императора Австрии Франца I (ум. в 1835 году). В том же 1806 году при поддержке Наполеона Бавария подняла свой статус до королевства, и курфюрст Максимилиан IV стал королем Максимилианом I. А Фердинанд IV правил Неаполем в 1759—1806 годах, потом как Фердинанд III в 1806—1815 был королем Сицилии, а в 1815—1825 годах уже как Фердинанд I был главой королевства обеих Сицилий.
Такие чудеса с номерами — не редкость. Карл III Бубон, славный правитель, был известен как Карл I, когда правил герцогством Парма, потом он был Карлом VII, когда правил Неаполем, а уже с 1759 года — как король Испании — он получил свою «тройку».
Претенденты
Можно и сидеть на престоле, но цепко держаться за римскую цифру при имени. Всего неделю — с 2 по 9 августа 1830 года, совершенно формально, королем Франции считался 10-летний внук свергнутого Карла X граф де Шомбор-Генрих V (1820—1883), но за эту «пятерку» он боролся до конца своих дней.
В 1924 году, в эмиграции, российским императором провозгласил себя кузен Николая II великий князь Кирилл Владимирович. Кириллов в нашей истории не было, и он добавил к имени римскую единицу.
Впрочем, не все Романовы, оказавшиеся тогда за границей, захотели признать Кирилла I, полагая, что императором мог бы стать старший из спасшихся в эмиграции великих князей — Николай Николаевич. Но тот право именоваться Николаем III отклонил.
Сын Кирилла I, Владимир Кириллович (1917—1992), титулом императора не пользовался. Но сторонники открыто именовали его Владимиром III, считая Владимиром I легендарного крестителя Руси, а Владимиром II — Мономаха.
Кстати, любопытная деталь под занавес. Многие полагают, что принц Уэлльский Чарльз (р. 1948), дождавшийся трона наследник английской королевы Елизаветы II, если только ему вообще суждено получить корону, станет не Карлом III, а Георгом VII (его полное имя Чарльз Филипп Артур Джордж), так как короли Карл I и Карл II пользуются в Англии дурной славой…
“Крымское время” №126, 22 ноября 2012