Москва, 2 января — Наша Держава. Легендарный французский актер, неожиданно сыгравший в российском фильме «С Новым годом, мамы!», поговорил об отношениях с мамой, о мифах и современных актерах.
Об Алене Делоне последние несколько лет почти ничего не было слышно. Слухи ходили самые разные: что он окончательно оказался побежден своим знаменитым сложным нравом, что режиссеры боятся подступиться к нему из-за неадекватно высоких требований к зарплате…
И вот Делон внезапно объявляется в российском фильме «С Новым годом, мамы!», в котором играет новогодний подарок больного раком сына (Павел Воля) матери (Ирина Розанова), всю жизнь мечтавшей встретиться с легендой французского кино.
«ГОВОРИТЬ СО МНОЙ В ДЕТСТВЕ БЫЛО БЕСПОЛЕЗНО»
— Сказать, что ваше появление в российском фильме вызвало удивление, — значит, ничего не сказать. Как это произошло?
— Тут сошлись две очень важные вещи. Первая — я уже много лет снимаюсь только в тех фильмах, которые мне нравятся. Я человек небедный, могу себе позволить работать в удовольствие. Вторая — моей мамы не стало 15 лет назад, именно она была самой главной женщиной в моей жизни. Именно после ее смерти я пересмотрел свое отношение к профессии, стал работать бесплатно. Поэтому предложение сыграть в фильме «С Новым годом, мамы!» было беспроигрышным шагом — я согласился не раздумывая. Эта роль — посвящение моей матери, да и всем матерям, которых мы, сыновья, зачастую не умеем ценить.
— То есть разговоры о том, что вас удалось уговорить сняться бесплатно, это не рекламный трюк?
— Меня не пришлось уговаривать — я же сказал, что деньги сейчас для меня не играют большой роли.
— Но ведь ваши отношения с собственной матерью были далеко не безоблачными…
— А у вас в юности они разве были простыми? Я, конечно, всегда любил свою мать — в отличие, кстати, от отца, который подарил мне тяжелый характер. И вот из-за этого характера в моей жизни происходили все беды. Когда меня выгнали из всех школ, я не понимал, насколько тяжело смотреть на все это моей маме. Я думал только об одном — насколько мне надоела вся эта жалкая жизнь и как мне хочется попасть в другой мир. Когда в 17 лет я объявил матери, что отправляюсь воевать в Индокитай, она даже не пыталась меня отговорить. Во-первых, это было бесполезно — я бы все равно не послушал. Во-вторых, она к тому моменту была сыта мною по горло. Конечно, я совершал чудовищную глупость, рискуя жизнью, но в таком возрасте просто не отдавал себе в этом отчета. Но, к счастью, я успел сказать маме прости за все эти годы. В ее последние дни мы вновь стали очень близки. И единственное, о чем я сейчас жалею, — о том, что это не произошло раньше.
«МОЕЙ ПРАВДЕ НИКТО НЕ ПОВЕРИТ»
— Злые языки меж тем не устают говорить о том, что Ален Делон в солидном возрасте вдруг решил пуститься в совсем уж удивительные эксперименты. Вас это задевает?
— Меня? Я давно смирился с тем, что во Франции про меня пишут всякую ерунду, ничего общего с реальностью не имеющую. Таково уж устройство наших журналистов — они всегда готовы превозносить покладистую посредственность и искренне любить неудачников. Ко мне относятся совсем иначе из-за того, что я ни к одной из этих категорий не принадлежу.
— А к какой принадлежите?
— Послушайте, я уже сто раз отвечал на этот вопрос. Все-таки я могу считаться одним из главных актеров ХХ века, одной из легенд мирового кино.
— Кстати, о легендах. Пожалуй, ни об одном артисте современности не бытует такое количество мифов. И вы никогда не говорили, что из этих мифов правда, а что нет. Нет желания сделать это в обозримом будущем?
— Нет, самые идиотские мифы я все-таки опровергал — например о связях с мафией и торговле оружием. Что касается остального… Моя жизнь была столь невероятной, что никто не поверит, если я расскажу всю правду. Да я и не вижу в этом смысла.
— Автобиографии то есть в ближайшее время от вас ждать не стоит?
— Мои воспоминания останутся только моими. Про меня уже написали несколько книжек, все они вызывают у меня омерзение. Полной картины они точно не отражают. Ну и пусть. Я сейчас нисколько не играю, в конце концов на сегодняшний день я живу совершенно другой жизнью — куда более спокойной и благоразумной. Но когда у тебя есть сочетание красоты, популярности и скверного нрава, которым я славился в молодости, по-другому прожить свою жизнь невозможно.
«НА МОЛОДЫХ АКТЕРОВ СТРАШНО СМОТРЕТЬ»
— Вы часто ругаете современное кино за озабоченность социальными проблемами. Получается, вас самого эти проблемы не слишком волнуют?
— Отчего же, волнуют. Вот только давайте не будем смешивать работу политиков и работу режиссеров с актерами. О социальных проблемах я прочитаю утром в газете, а от кино я, извините, хочу получить сильные эмоции. Где они, я спрашиваю? Почему вот уже больше 30 лет все делают вид, что монотонное кино о неблагополучных людях — это то, что нужно всем нам? Почему я вынужден смотреть на незапоминающиеся лица современных актеров?
— У вас и к молодым актерам есть претензии?
— Сами по себе они, конечно, ни в чем не виноваты, но… Понимаете, в любую эпоху в любой стране полно красивых людей, которых режиссеры хотят снимать в кино. В любую, кроме нашей. То есть красивые и талантливые люди никуда не делись, но почему-то звезд делают совсем не из них. Это неправильно.
— Хотите сказать, что Ален Делон в сегодняшних условиях не пробился бы?
— Думаю, что пробился бы. А вот многим другим моим ровесникам, будь они начинающими актерами сегодня, пришлось бы нелегко.
— Но ваш ровесник Жан-Поль Бельмондо считался едва ли не самым уродливым начинающим артистом, а потом превратился в секс-символ.
— Мы несколько лет снимались с ним в одном фильме, и он меня даже умудрился немного разозлить передразниванием моих жестов, походки, манеры говорить. Но чего у него не отнять, так это харизмы. А на нынешнюю молодежь порой не только неприятно, но и страшно смотреть — да это же твой сосед по лестничной клетке, один в один. Ну и как этот человек может подарить мне минуты волшебства в кинотеатре? Не я придумал фразу, что кино — это то, чего никогда не бывает в жизни. Но сейчас она, увы, перестает быть актуальной. Кино становится таким же скучным, как размеренная спокойная жизнь.
— Получается, вам все-таки скучно? Вы ведь сказали, что теперь вы живете такой жизнью.
— Вам же не бывает скучно после того, как с вечеринки в вашем доме разошлись гости и вы наконец-то остались наедине с собой.
— Ну в одиночестве я проведу какое-то разумное количество времени.
— А не надо преувеличивать мое одиночество. Это же персонаж вашего Достоевского считал, что самое страшное, когда человеку некуда пойти? Так вот — мне есть куда. И уверен, что так будет и завтра, и послезавтра. В общем, всегда.
По материалам Комсомольской правды