Москва, 25 января — Наша Держава. Отмечаемое в 2013 году 400-летие Дома Романовых не только увеличило в обществе интерес к Династии, ее истории и сегодняшнем дне, но и активизировало антидинастические выпады. Это, разумеется, не может не волновать граждан, чтущих национальную традицию и понимающих значение для нее Российского Императорского Дома. Свидетельством тому материал руководителя Московского областного комитета празднования 400-летия Дома Романовых Алексея Староверова, который мы публикуем полностью. Романовых – с корабля современности или очередной расстрел в ипатьевском подвале — пишет Монархист
В первом номере за этот год журнал «Итоги» разместил несколько материалов прямо или косвенно касающихся темы празднования юбилея Дома Романовых. Это понятно, ведь наступил 2013 – юбилейный год для Династии. Многие общероссийские и региональные издания напоминают своим читателям о этой дате. Кто-то публикует исторические очерки, кто-то просто подчеркивает 400-летие Дома Романовых в календаре предстоящих событий, которые не должны пройти незамеченными. С «Итогами» так же все было бы традиционно, если бы по прочтению статьи Дениса Бабиченко «Без царя в голове» и интервью Кирилла Привалова с Иваном Арцишевским не возникал странный вопрос – зачем? Зачем были написаны эти материалы и о чем они? Ответ один — чтобы убедить читателя, в том, что праздновать нечего, да и вообще, никаких Романовых нет!
Свободолюбивый читатель тут же воскликнет – а что здесь плохого?! Автор имеет право на свою позицию, пусть и позицию отрицания. Признаюсь, и я не большой любитель дежурных публикаций к юбилейным датам. Но порой встречаются и неординарные материалы, читая которые захватывает свободный полет мысли, подкупает желание авторов по-новому осветить выбитые в граните и уже привычные письмена. Иногда отдаешь должное оригинальной концепции или новооткрытому документу, или пусть поверхностно, но по новому интерпретированному факту. Читаешь такие материалы с интересом, потому что остается ощущение поиска, желание найти, что-то новое. Прочитав же «юбилейные» материалы в январских «Итогах», возникает только одно ощущение – обмана и подмены одних понятий другими.
Автор первой статьи Денис Бабиченко, задается несколько странным вопросом — «почему растаяли надежды отпраздновать 400-летний юбилей династии Романовых на широкую федеральную ногу», и, пытаясь найти ответ на него, начинает критиковать… нет, не пассивность федеральной власти и косность чиновнического аппарата, не отсутствие у власть предержащих исторического и государственнического мышления, нет, Денис Бабиченко заявляет, что в этом виновато отсутствие в России должной популярности монархической идеи!
Но для чего автор это делает. Для того, чтобы, передернув акцент с историко-культурного контекста на политический, подменить понятия и, запутав, таким образом, читателя, убедить его в том, что празднование юбилея династии строившей Россию более 300 лет нужно лишь монархистам…
Подобное передергивание, а порой и просто замалчивание широко известных фактов проходит насквозь всей статьи в «Итогах».
Одним из ярких примеров тому, полное игнорирование позиции самого Дома Романовых, притом, что статья посвящена именно этой славной династии.
Процитирую: «власти явно ни к чему конкуренция с царями-императорами и их 400-летней смутной историей. Судя по всему, предполагается сделать романовский юбилей лишь частью празднования Дня народного единства. То есть отмечать будем все-то же окончание Смуты, а вовсе не день рождения династии», язвительно пишет Денис Бабиченко. Но кого этим «открытием» пытается принизить автор? Династию Романовых или идею празднования народного единства и восстановления российской государственности? Вероятно и то и другое. Но широко известно, что еще в начале 2012 года сама Глава Российского Императорского Дома Е.И.В. Великая Княгиня Мария Владимировна заявила о том, что «сто лет назад, в 1913 году, юбилей окончания Смутного времени XVII века был широко и пышно отмечен преимущественно как 300-летие ЦАРСТВОВАНИЯ ДОМА РОМАНОВЫХ. Сейчас, — продолжает она,- нам необходимо глубоко проникнуться мыслью, что мы празднуем 400-летие подвига нашего великого многострадального Народа. В главную очередь – это не чествование Династии, иерархов, военачальников, дипломатов и аристократов, но прославление мужества, самопожертвования и любви простых людей…».
Давно не удивляет, что многие журналисты, берут на себя смелость говорить от имени всего российского общества, но продолжает поражать, как при этом они не уважают, ни это общество, ни его историю. Нынешняя статья в «Итогах», к сожалению, не исключение. Уж слишком уничижительно говорится ней о «400-летней смутной истории» России и, говоря о слабой подготовке празднования 400-летнего юбилея, «Итоги» ограничивают себя лишь оценкой бездействия федеральной власти и напрочь, при этом, игнорируют широкую активность в подготовке юбилейных торжеств общественности. Денис Бабиченко иронизирует: «Неудивительно, что 400-летний романовский юбилей ужался в основном до скромных торжеств в провинции…». Но если бы московский журналист не выдавал желаемое за действительность, то увидел, что празднования не «ужались» до «наискромнейших торжеств», а наоборот, расширились до общероссийского уровня. И произошло это, именно благодаря инициативности, активности общественных организаций, Русской Православной Церкви и простых сограждан и той самой скромной российской провинции.
Вот он повод написать о развитии инициатив гражданского общества! Какая бы вышла статья! Но Денис Бабиченко не видит этого, не потому что не знает об этом, а потому что ему это не нравится. Как не нравится, что более чем в двадцати регионах России активно действуют Общественные Комитеты подготовки празднования юбилея Дома Романовых, объединивших самый широкий спектр общественности, власти и Церкви. Не нравится ему и то, что в большинстве случаев эти общественные инициативы получили серьезную поддержку региональных властей. Журналисту «Итогов» не по нраву и то, что по всей России уже заявлено более 460 мероприятий, приуроченных или напрямую отмечающих это историческое событие. А юбилейный год еще только начинается.
Денис Бабиченко все это знает, но не хочет об этом писать, и не только потому, что ему это неприятно или мешает, но главное, потому что, по его мнению, этого не должно быть в нашей с вами жизни. Что не должно быть ни истории Дома Романовых, ни самих Романовых. Зачем? «Романова с Сусаниным лучше, наверное, оставить историкам!» — именно этот вопль прорывается у автора в заключительных строках статьи.
С прошлым царской династии Денис Бабиченко вроде бы разобрался. По его мнению, не нужно оно современной России. Но остались еще живые Романовы. Вот незадача! И вот тут, на авансцену вступает следующий участник похоронной команды — Иван Арцишевский, интервью с которым, символично озаглавленное «Пропавшая династия», продолжает «юбилейную» тему январского номера журнала «Итоги».
Иван Сергеевич Арцишевский является представителем Объединения членов рода Романовых, которое объединяет ныне потомков, произошедших от неравнородных (нединастических) браков.
В Уставе этой общественной организации, созданной в 1979 году провозглашено: «Объединение членов рода Романовых не должно выражать мнений относительно прав и обязанностей его членов в связи с Основными Государственными Законами Императора Павла 5-го апреля 1797 года и регулированием деятельности Императорского дома.»
Этот важный принцип подчеркивает, что данное объединение не является Российским Императорским Домом и не живет по его династическим фамильным законам. Таким образом, уставные документы этой ассоциации, зарегистрированной в Швейцарии, прямо указывают на то, что существует Императорский Дом, живущий в соответствии с Уложением об Императорской Фамилии, и возглавляемый в тот момент Великим Князем Владимиром Кирилловичем а наряду с ним, существует некая ассоциация родственников, возглавляемая избираемым президентом. Таким образом, у Императорского Дома Романовых свои задачи, у ассоциации родственников соответственно свои. Все вроде бы понятно. Но, к сожалению, со временем, нынешний президент этой ассоциации Николай Романович Романов решил сделать главной задачей этого объединения – противостояние с Главой Российского Императорского Дома Е.И.В. Государыней Великой Княгиней Марией Владимировной.
Но статус Великой Княгини как Главы Династии и дальнего родственника, коим является Николай Романович далеко неравный, скажете вы и будете правы. Это прекрасно понимает и сам Николай Романов. Прямо сопоставить себя с Главой Императорского Дома, для руководителя общественного объединения это уж слишком смело. И тогда Николай Романович сначала объявил себя «главой Семьи», позже начал называть «Старейшим членом», а теперь титулует себя уже и «Главой Императорской Семьи». Эдакий «Президент Императорского Дома Романовых».
Напомним, что все вопросы династического статуса членов Императорского Дома решаются только Законом о престолонаследии, а никак не личным желанием или мнением родственников, и теми более, общественности. Поэтому на подобное поведение можно было бы не обратить внимания или списать на индивидуальные особенности и неудовлетворенное честолюбие Николая Романовича, если бы это не использовалось некоторыми людьми для попыток дискредитации членов романовской семьи в целом и статуса Российского Императорского Дома.
Но перейдем к интервью И.С.Арцишевского, данного им, как представителем объединения родственников рода Романовых.
Здесь я принципиально опускаю высказанную в интервью оценку Иваном Сергеевичем позиции Русской Православной Церкви в отношении к екатеринбургским останкам и оставлю на его совести убогий и лживый уровень аргументации против династического статуса Великой Княгини Марии Владимировны. Замечу лишь кратко то, что после многочисленных высказываний г-ном Арцишевским столь неуважительного отношения к Русской Православной Церкви, крайне сомнительны его права представлять интересы ассоциации, объединяющей хоть и не членов Дома Романовых, но все же, людей, связанных с ней и с семьей Святого страстотерпца Царя Николая II родственными узами. Это же относится к тому создаваемому им образу Романовых, которых он «официально представляет».
Давайте повнимательней присмотримся к тому образу современных потомков Романовых, который формирует человек, именующий себя их «официальным представителем». И зададимся вопросом — зачем он это делает?
Позволю себе развернутую цитату: «В семейном объединении где-то около двадцати прямых потомков, — говорит И.Арцишевский. Всего же их порядка ста, если считать с правнуками. Но это уже не Романовы, можно сказать. Многие из них и фамилии носят другие. Да и кроме нескольких прямых потомков, никто не говорит по-русски. Наконец, и среди последних не все просто. Например, Николай Романович прекрасно владеет русским…, Димитрий Романович — тоже неплохо. А остальные — все хуже и хуже. Дети, скажем, уже не говорят по-русски… Даже Николай Романович и Димитрий Романович, люди образованные, умные и много читающие, сами признают: они знакомы с Россией только по книгам… А вот таких Романовых, понимающих Россию, сегодня нет…».
«Перспективный» образ, не правда ли? Трудами Ивана Арцишевского перед нами предстает удручающий портрет потомков Царской Династии. Они не говорят по-русски, не живут в России и не понимают ее, да и по фамилии они уже не Романовы. Традиции потеряны, а если добавить к этому, что, называющий себя «главой семьи» Николай Романович, по словам г-на Арцишевского, «вообще убежденный республиканец…», то формируется очень конкретный вывод, который и спешит поведать сам Иван Сергеевич: «Факт непреложен: наследников династии больше нет, Романовы сегодня — это только история…». Опять, только история!
Читая такие интервью и заявления г-на И.С.Арцишевского, (никому не пожелал бы иметь такого «официального представителя»), становится очевидно, что за этим стоит не просто провокаторское желание столкнуть Российский Императорский Дом с его родственниками, посеять внутрисемейную смуту, но главное — сломать сам стержень исторической памяти, дискредитировать саму идею исторической преемственности в душе нашего народа и, тем самым, убить его душу.
Читая подобные «юбилейные» материалы еще раз убеждаешься в том, что авторы, говоря об Истории, не подразумевают ту связующую прошлое и настоящее реку, питающую своими живительными истоками будущее. Наоборот — история для них это высылка из памяти, это ссылка, а то — и похуже. В своем желании убедить российское общество в том, что Династия Романовых не нужна, в том, что самих Романовых уже нет, они пытаются вытеснить Романовых в далекое прошлое, как в подвал ипатьевского дома. И если в 1918 году «романовский вопрос» пытались решить пулями, то нынче это пытаются сделать газетными статьями.
Но караван идет… Императорский Дом Романовых, несмотря на изгнание, сохранился и продолжает существовать, основываясь на прежних исторических, духовных и правовых началах. Его члены хотят быть полезными своей Родине сейчас, и вовсе не обязательно на престоле. Главной же для себя задачей они считают участие во всех общественных процессах, способствующих возрождению веры, традиций и моральных устоев, укреплению народного единства в России, восстановлению и развитию дружбы и сотрудничества между всеми народами, принадлежащими к единому цивилизационному и культурному пространству бывшей Российской Империи.
Члены Императорского Дома и многие их родственники, уже принимают и в течение всего 2013 года, будут принимать активное участие в праздновании 400-летия преодоления Смуты и восстановления российской государственности. И для них, и для нас крайне полезно и нужно в этот год находиться вместе. И, конечно же, никто не сможет этому помешать.
Великая Княгиня Мария Владимировна, обращаясь к соотечественникам в связи с празднованием 400-летнего исторического юбилея, пишет: «Особенно важно, чтобы празднование 400-летия преодоления Смуты состоялось на самом высоком государственном уровне, красиво, смело и уверенно. Современная власть России уже совершила мудрый акт, установив праздник Народного Единства в день победы осенённого чудотворной Казанской иконой Божией Матери Ополчения гражданина Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского. Тем самым, признана ключевая роль событий Смутного времени для всероссийской цивилизации. Верю, что никакие предрассудки, внешнее вмешательство и ложные идеологические догмы не воспрепятствуют дальнейшему неуклонному обращению властей к живительным истокам патриотического самосознания».
И поэтому я уверен, что 400-летие преодоления Смутного времени, восстановления российской государственности и призвания на царство Династии Романовых будет отпраздновано широко и достойно, потому что «Пренебрежение славой Отечества, — по словам Великой Княгини Марии Владимировны, — немыслимо в великих державах», а именно таковой и является наша Родина.