Санкт-Петербург, 2 апреля – Наша Держава. Человеку свойственно запоминать всё плохое, негативное, а хорошее и доброе, как правило, забывается очень быстро. Однако, с адептами коммунизма дело обстоит совершенно иначе. Они с восторгом и невероятной ностальгией рассказывают всем о счастливой, сытой, беззаботной и свободной жизни в Советском Союзе. Но так ли это было на самом деле? Правду говорить было нельзя, а ложь продолжалась практически до развала Советов, так как властям нужно было скрывать всю несостоятельность и утопичность коммунистических идей, нежизнеспособность социализма, да и все деяния этого преступного режима. Достаточно интересны свидетельства о действительном положении в СССР (за 11 лет до того, как он рухнул) Дмитрия Михеева, который пережил всю эту “великую стройку”. Приведённые ниже воспоминания, были опубликованы в журнале “Часовой” в 1980 году.
“ЭКОНОМИКА:
На заводах полная бесхозяйственность и отсутствие всякой инициативы у местных руководителей; решительно всё делается по планам, исходящим из центра с требованиями “выполнить и перевыполнить” их. Происходит самое бесцеремонное втирание очков, продукция делается в невероятной спешке и в таком виде, что её приходится браковать, как на месте, так и у получателей. Часто сменяют дирекции заводов за невыполнение планов, но новые люди продолжают ту же халтурную работу. Нельзя сказать, что правительство не замечает этого катастрофического положения: в 1960 году Хрущёв на пленарном заседании ЦК партии заявил, что экономическое положение страны очень тяжёлое, в декабре 1969 года тоже подтверди Брежнев. Чрезвычайно трудное положение возникло в 1970 году, когда начались трудности с продовольствием и предметами первой необходимости. Стали резко подниматься цены решительно на всё и некоторое увеличение заработной платы совершенно не соответствовало новым ценам. СССР начал закупать огромные количества зерна и других продовольственных продуктов на Западе. Тогда спасли СССР: резкий подъём цены золота на Западе и цены на нефть, а также западные кредиты в размере до 10 миллионов долларов. С этих пор началось снижение уровня жизни подсоветского народа, оно не только продолжается и сейчас, но даже увеличивается. С прилавков советских магазинов исчезли кофе, чай, шоколад, различные консервы, фрукты, съедобные колбасы и сосиски. Исчезли некогда продаваемые костюмы и пальто французского, бельгийского и финского производства, английские и итальянские ботинки. В центральной России мясо и жиры стали дефицитными товарами и когда жители провинции узнают по блату, что ожидается прибытие какого-то количества мяса, люди с 6 часов утра выстраиваются в очереди у магазина.
(Москва, 1977 год. Фото Владимира Сергиенко, источник фото)
Цены в последние годы неслыханно возросли решительно на всё: такси, сапоги, мебель, бензин (вдвое), меха, ковры и хрусталь (втрое), кофе, ювелирные изделия (вчетверо). Билеты на самолёты на 25%, граммофонные пластинки на 50% и т.д. Покупная стоимость рубля понизилась до 50%.
Население особенно чувствительно к такому снижению уровня жизни особенно потому, что во время управления страной Хрущёвым этот уровень немного поднялся, так как Хрущёв приоткрыл “железный занавес” и сразу же появились холодильники, телевизоры, машины для стирки белья, фотографические аппараты… Началась постройка больших домов, увеличилось производство автомобилей разных марок…
Всё это в последние годы прекратилось и особенно больно чувствуется прекращение постройки домов, о переселении в которые мечтали люди, живущие в густо населённых коммунальных квартирах. И, конечно, особенно тяжёлое положение в провинции и, в частности, в колхозах и совхозах, откуда под разными предлогами бегут крестьяне в города, население которых увеличивается, например: в Киеве увеличилось вдвое. Кстати, для экономии электрической энергии уличное освещение в городах, раньше весьма и весьма недостаточное, сократилось вдвое против прежнего.
Реакция на эти недостатки выражается в различном саботаже. Рабочие стараются работать, как можно меньше, не обращают никакого внимания на качество производимой продукции, мало того, стараются выносить из заводов нужные им материалы. Большинство рабочих зарабатывает 70-80 рублей в месяц, ту же сумму получают прикащики в магазинах, низшие служащие. Все откровенно говорят, что без “блата”, присвоения казённого имущества и работы спустя рукава прожить просто нельзя.
(Кадры из жизни в СССР, источник фото)
Огромное зло для нынешнего времени – это повальное пьянство многих людей, пытающихся забыться от трудностей и невероятной серости жизни. Самое страшное, что эта стихия пьянства охватила и женщин, для чего созданы специальные женские “вытрезвители”, и мало того такое же пьянство охватывает и детей… Когда-то наши революционеры обвиняли министра Витте за введение им государственной монополии на водку для того, чтобы прекратить развивавшееся тогда частное производство недоброкачественных спиртных напитков. Сейчас же наследники этих революционеров сделали из продажи водки очень выгодную для них помощь государственному бюджету.
Обрисовывая создавшееся положение в стране, Д. Михеев переходит к обзору созданных большевизмом классов населения.
САНОВНИКИ ПАРТИИ И ГОСУДАРСТВА:
Все эти люди находятся в таком привилегированном положении, о котором не могли мечтать и многие люди правящего класса старой России. Для них не существует никаких трудностей: закрытые магазины, в которых можно получить решительно всё, о чём только может мечтать подвластное им население. Для них не существуют переполненные автобусы, очереди, коммунальные квартиры… Естественно, что они держатся мёртвой хваткой за власть, но их моральное существование ничем не отличается от населения: никакой веры в правоту коммунизма у них нет и они живут по известной формуле: после нас хоть потоп – только бы удержаться до него.
Такое же примерно определение может быть применено к создавшемуся классу ПРИСПОСОБЛЕНЦЕВ или попросту говоря жуликов. Этот класс в СССР многочисленен: начиная от высших, которые помогают таким же жуликам из вышеуказанных сановник (доставка им нужных материалов производства на чёрном рынке), до низших спекулирующих работников в государственных магазинах (мясников, ресторанных служащих и т.д.) – этот класс, широко известный всему населению, особенно ненавистен ему и в случае каких-либо событий, он первый заплатит за своё воровство.
ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ:
Власть ей не доверяет, но она ей нужна. Поставлена интеллигенция в трудные условия жизни. Средний заработок всех профессоров, учителей, инженеров, техников, библиотекарей и т.д. примерно 120-150 рублей в месяц, – что совершенно недостаточно для жизни. Ей власть не доверяет, отлично зная её критическое отношение к режиму. Эти люди слушают иностранные радио-передачи и не плохо понимают всю бездарность управления страной, но они ничего сделать не могут, вынуждены как-то (тоже по известному “блату”) сотрудничать с режимом и свою критику ограничивают невероятно распространившимися анекдотами.
РАБОЧИЕ:
Настоящего класса рабочих в СССР нет; существует только мобилизованные режимом работники. До 70% этих работников состоят из бегущих из колхозов людей, которые живут в невероятно трудных условиях, сплошь и рядом не имея своих квартир, ютящиеся, даже многосемейные, или в лачугах или в жалких помещениях при заводах, откуда они не могут уйти, чтобы не потерять этого пристанища. Ежегодно увеличивается норма производства на 5-6%. Этим и объясняется чудовищно низкое качество выпускаемых на заводах материалов. Работник с семьёй получает как максимум 150 рублей в месяц. И пьянство особенно распространено среди этого класса, который, в случае событий, может стать самым жестоким врагом режима.
КОЛХОЗНИКИ:
(Фото советского фотографа Валерия Щеколдина, источник фото)
В колхозах остались главным образом пожилые люди, особенно женщины. Живут они в совершенно патриархальных условиях, без всяких удобств, вдали от культурной жизни. Кормят их главным образом приусадебные участки, спасающие их, да и многих других в стране, от голода. Однако, западные надежды на то, что эти участки могут спасти всё население, утопичны. Цены продуктов на колхозных базарах настолько высоки, что далеко не все могут их приобретать.
СТУДЕНТЫ:
Только небольшая часть из них может быть рассматриваема, как возможно активных борцов за свободу. Конечно, настроение многих враждебно к режиму, масса же стремится закончить своё образование и создать себе какое-то положение в советском обществе.
АРМИЯ:
Армия, положение которой в какой-то мере сходно с положением заключённых в тюрьмах людей, находится в наиболее тяжёлом и озлобленном против режима состоянии. Новобранцы, вырванные из своих семейств, поступают в казармы, которые иначе как тюрьмами назвать нельзя… Дисциплина настолько жестока, что люди обращаются в роботов, лишённых всяких прав. Несомненно власти боятся войсковых частей и, в случае каких-либо беспорядков (а такие много раз уже были) они не посылаются для усмирения. Для этого существуют особые части МВД, составленные главным образом из людей азиатской части страны. Для всякого знающего положение в армии, совершенно ясно, что это единственная часть населения Советского Союза, которая сможет пойти в атаку против режима, но для этого нужны решительные вожди. Таковых пока не видно, но стремления к этому у многих офицеров разных званий несомненны. И особенно необходимо заметить, что население, ненавидящее власть, милицию и подхалимов-жуликов, относится с уважением и даже с известной любовью к армии.
ПРОПАГАНДА:
(Фото Владимира Сычёва, источник фото)
Капля за каплей на головы людей сыпалась лживая и лицемерная пропаганда. Люди сознавали всю её ложь, но тем не менее они отравлены недоверчивым отношением ко всему. В такой же мере, как и советской пропаганде, он не доверяют и западной, считая и её саморекламой, тем более что эта западная пропаганда, прославляя порядок жизни у себя и осуждая советский строй, не даёт никаких практических советов. А, кроме того, после многих западных ошибок, к Западу нет никакого доверия. Масса людей понимает, что без серьёзной и решительной помощи любое восстание обречено на полный разгром и на страшный хаос в стране.
Одна из последних катастрофических ошибок Запада, это его поддержка Китая. В случае войны с Китаем главная масса населения, не только российского, но и других народов, встанет на защиту страны. Люди говорят: “у нас очень плохо, но если придут китайцы будет ещё хуже – это будет нашим концом и самым жестоким рабством”.
НАРОДНЫЕ СИЛЫ:
СССР является единственной страной, в которой как будто доминирующая народность – русская находится в самом тяжёлом состоянии. Все остальные народности, окружающие собственно Россию, живут гораздо лучше русской. Вот одна из главных причин, почему русские стремятся переселиться в другие советские республики и, когда они слышат, что именно русский народ поработил другие, они горько улыбаются. Одна из самых сильных и организованных республик – это Украина, жизнь в которой несравнимо более лёгкая и привольная, чем в РСФСР. В этой республике 90% населения говорит по-русски, только в отдалённых от городов местностях можно услышать украинское наречие. Это же можно сказать и о молодёжи, покидающей колхозы для работы в городах. Работая в городах, они начинают говорить и мыслить по-русски. Украинские школы пустуют и их вынуждены закрывать, за отсутствием учеников. Средние и высшие учебные заведения ведут занятия на русском языке, и как выяснено точно, по желанию учащихся. Отчасти этому помогает служба в войсках, где всё обучение ведётся на русском языке. Исключения составляют Армения, Грузия, Литва и Эстония, да в известной части и в новоприсоединённой части Западной Украины, которые сохраняют свою культуру и свой язык, но например, в Латвии наблюдается уже полная русификация, например, в Риге 23% населения пользуется русским языком.
АППАРАТ НАСИЛИЯ:
В СССР нельзя пройти и ста метров, чтобы не встретить человека в форме. Слежка повсюду, а за особо подозреваемыми людьми движутся в машинах люди из КГБ. Режим установил абсолютную монополию информации и вести из-за границы приходят в подполье, часто искажённые и преувеличенные. КГБ, МВД и судебные органы установили полный надзор за всем населением. Начиная с детских садов и школ, людей стараются обработать в духе верности советской власти, что продолжается и в высших учебных заведениях и в армии.
Необходимо всё же сделать одну оговорку. Старых чекистов – фанатиков уже давно нет и теперешние работники органов сами подвержены общему явлению в СССР и, стремясь к улучшению их жизни, часто работают спустя рукава и саботируют распоряжения властей. Особенно это наблюдается в провинции, где работники органов заботятся главным образом об улучшении их жизни, воруют, спекулируют и берут взятки. То же относится и к милиции. И среди них всех развито пьянство.
На верхах отлично сознают всё это, но боятся произвести какие-либо перемены, так как частая смена этих “стражей порядка” может разрушить уже устоявшийся аппарат насилия.
Вот почему, видя все недостатки режима, Политбюро и высшие органы правительства установили чрезвычайную централизацию власти. Пока она, плохо ли хорошо, держит страну в подчинении и страхе, но в случае каких-либо серьёзных беспорядков, власти на местах, привыкшие выполнять все распоряжения из центра, могут растеряться и режиму может быть нанесён сильный удар. Опять таки, в случае серьёзных событий, им может помочь чрезвычайная скудость транспортных средств. Стоит только посмотреть, например, на поездной транспорт из дальних пригородов в города, когда массы людей едущих на работу в города, набиваются в вагоны как сельди в бочки…
Любопытно заметить, что многие люди в СССР ждут чего-то и, на всякий случай, запасаются консервами… И ещё – советская экономика (кроме военной промышленности) работает настолько плохо, что она не даёт стране и 20% запасов продукции и короткое время волнений сможет парализовать всю страну.
ЧЕГО МОЖНО ЖДАТЬ:
Автор считает, что падение режима не может быть вызвано каким-то восстанием порабощённых людей. Но оно вполне допустимо взрывом недовольства многих обиженных властью привилегированных людей в Москве и в больших промышленных районах, как, например, в Донбассе. Вот тогда то и могут подняться недовольные и озлобленные рабочие. Собственно, может произойти то, что произошло в Польше в 1970 году. Главное – появится ли тогда решительный народный вождь?…
По мнению автора записки, полное восстановление сталинского террора сейчас невозможно, главное из-за всё усиливающихся экономических трудностей. Автор не исключает возможности, в случае крупных событий, известных уступок со стороны режима, вынужденного сокращения своих военных сил в странах “народной демократии”, что может привести к восстанию в Польше и к её независимости, за нею последует Чехо-Словакия, и может быть и дальше… Вот в этот момент Китай сможет нанести удар в тыл СССР.
Дальше предсказания Д. Михеева не идут. В общем они очень ценны и правильны, особенно, его описание положения в Армии, на которую, по нашим сведениям, многие противники режима в самом Советском Союзе возлагают большие надежды”.
Автор статьи Дмитрий Михеев – физик по образованию, просидел шесть лет в ГУЛАГе, после чего прожил два года в Киеве, где вынужден был поступить рабочим на завод. Покинул страну в 1979 году.
(Источник статьи: журнал “Часовой” №623, январь-февраль 1980 г., С. 13-16)
Статью нашла и подготовила к републикации
председатель Санкт-Петербургского
отделения Союза ревнителей Памяти Императора Николая II
Кристина Энгель.
(Первое фото – автор Владимир Сычёв, источник фото)
В электронном виде публикуется впервые. При использовании статьи, ссылка на “Нашу Державу” обязательна.