Карье, 7 июля — Наша Держава. Афон – Святая гора в Эгейском море, известен как центр иноческой жизни для греческого Востока. Есть церковное предание: по жребию, выпавшему на долю Богоматери, Ей предстояло отправиться для Божественной проповеди в Иверию (Грузию). Но явившийся Ей Ангел возвестил, что ей будет дана другая страна в удел.
В это время св. Лазарь, воскрешенный Иисусом Христом, был епископом на Кипре. По просьбе Лазаря, Богородица отправилась навестить его, но буря прибила корабль к Афону. Когда Пресвятая Дева выходила на берег, каменные идолы вдруг завопили: «Люди, обольщенные Апполоном, идите в Климентову пристань и приимите Марию, Матерь Великого Бога Иисуса». Народ повалил на пристань, поклонился Богородице и многие крестились. Богородица пред отъездом сказала:
«Благодать Господа да пребудет на месте сем. Всего будет у них довольно при малом попечении и жизнь небесную они получат и не оскудеет милость Сына Моего от места сего до скончания века, а Я буду теплая ходатаица пред Сыном Моим о месте сем и о живущих на нем».
Первая русская обитель на Афоне известна в документах с ХI века – монастырь Успенский (Ксилургу). В ХII веке Протатом (управлением св. Горы) русским был передан пустовавший монастырь Св. Пантелеймона для обустройства и заселения. Но и в целом Афон имел для русской Церкви очень большое значение: здесь постригся отец русского монашества, прп. Антоний; здесь в монастырских библиотеках получили религиозное образование наши иноки, ходившие на Афон (напр., прп. Нил Сорский † 1508). Отсюда специальные переводчики и переписчики снабжали православную Русь рукописными духовными книгами; в ХVIII веке всю жизнь посвятил этому делу знаменитый старец Паисий Величковский. Большое количество чудотворных икон в православном міре имеют своим проихождением Афон.
Накануне революции 1917 г. на Афоне было около тысячи церквей и около 12 000 монахов, из них половина была русскими. Помимо Св.-Пантелеймоновского монастыря, были русские скиты Св. Пророка Илии, Андреевский, Кромица, Новая Фиваида и около 60 русских «келий» (многие из них размерами превосходили нынешние монастыри). В числе крупнейших «келий» – обители Св. Иоанна Златоуста, Св. Иоанна Богослова, Св. Иоанна Предтечи, Благовещения Пресвятой Богородицы, Св. Троицы, Св. Игнатия Богоносца, Св. Николая Чудотворца, Трех Святителей, Св. Георгия, Вознесения Господня, Преображения Господня, Воздвижения Креста Господня, Св. Артемия – с десятками насельников в каждой.
Существовали особые гостиницы для многочисленных русских паломников (15-20 тысяч ежегодно), со всей России стекались туда народные пожертвования. В духовном смысле это была неотъемлемая частица Святой Руси. Но после захвата власти большевиками в 1917 г. греки надолго запретили прием русских иноков на Афон; поэтому обезлюдели и были потеряны русскими упомянутые скиты и келии…
Сейчас на Афоне лишь около двадцати крупных действующих монастырей, немало скитов (монастырей меньшего размера) и отдельных келий. В их числе большой – и теперь единственный – русский монастырь Св. Пантелеймона (Московская Патриархия), имеющий 24 храма. Русский Св.-Ильинский скит, основанный прп. Паисием Величковским в 1757 г. и находившийся в ведении Русской Зарубежной Церкви, был в мае 1992 г. силою захвачен греками и ограблен – за отказ русских иноков поминать Константинопольского патриарха-модерниста.
Греческие светские власти все больше стремятся к вытеснению с Афона негреческих монахов и уменьшению их общего числа – с целью превращения полуострова в туристический центр.
Сейчас иноков на Святой горе в десять раз меньше, а русских остались единицы… Множество зданий и храмов пустуют и постепенно превращаются в руины… Так на судьбе Афона, частицы Византийской империи, сказалось отсутствие его традиционной покровительницы – российской православной монархии.