Москва, 15 июля – Наша Держава (Сергей Табаринцев-Романов). В последнее время все чаще поднимается вопрос о том, нужна ли России государственная идеология. В 13 статье Конституции РФ говорится о том, что в России никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, тем не менее, и в экспертном сообществе, и в среде общественных организаций все настойчивее звучат мнения о том, что если у государства нет идеологии, то у него нет и самой идеи и смысла существования, а, значит, оно обречено на деградацию и уничтожение.
Голосование на сайте Накануне.RU продемонстрировало уверенный и массовый запрос на госидеологию, а эксперты «Накануне» поделились мнениями о том, действительно ли обществу нужна идеология и кто должен ее формировать.
Опрос, который проходил на сайте Накануне.RU, длился две недели, за это время в нем приняло участие более 2,6 тыс. наших читателей.
Результаты опроса оказались следующими: лишь 2% в принципе отвергают необходимость установления госидеологии, еще 10% уверены, что идеология – некий этап эволюции, до которого государство и общество должно «дорасти».
Остальные 88% положительно ответили на вопрос о необходимости создания и внедрения государственной идеологии. Впрочем, среди этих 88% мнения раскололись примерно поровну в отношении того, на чем должна базироваться государственная идеология. 27,3% считают, что за основу идеологии нужно взять советские ценности, 28,2% высказались за то, что во главу угла должен быть поставлен патриотизм, а 31,6% поддержали мнение о том, что в основу идеологии должен лечь тезис о государствообразующей роли русского народа.
По мнению наших экспертов, такие результаты нашего опроса вполне отражают потребность в идеологии среди российского населения. По мнению директора Центра геополитических экспертиз Валерия Коровина, каждому человеку необходимо задавать цели, чтобы он знал, для чего он существует и трудится. А для этого необходима общая идея, на базе которой государство строит свою идеологию.
«В десакрализованном, светском современном обществе ответ на вопрос о смысле жизни давало долгие годы государство, особенно в России. Само государство двигалось к высшей цели – к строительству коммунизма, к строительству, своего рода, царства божьего на земле. И каждый человек был включен в достижение этой сверхцели. Он обеспечивался собственной локальной целью в общем стремлении к общей цели. Даже самый маленький человек был посвящен в этот проект и работал на его достижение. С крушением коммунистической идеологии наш народ, каждый его отдельный индивид лишился этой цели«, – объясняет такой запрос на идеологию Коровин Накануне.RU.
Он отмечает, что новая цель, которая была дана обществу и каждому человеку – «жить ради пропитания», больше присуща животным, и человек практически ежеминутно задается естественным вопросом о смысле жизни.
«Человек делает что-то и не понимает, зачем он это делает, для кого, ради чего. Если ради государства, то с какой целью это делается для государства. Пока нет идеологии, то ответа на эти вопросы тоже нет. И каждый член нашего общества ощущает свое существование бесцельным и абсолютно бессмысленным, и это ведет к состоянию депрессии, потере человеческой сущности, падению на самое дно, пусканию во все тяжкие, алкоголизму, наркомании, тотальной депрессии и разложению общества», – считает эксперт.
«Простой человек не может жить без некого «символа веры», некого катехизиса – большинство людей испытывают в этом потребность, причем не только русские«, – соглашается с Коровиным писатель-футуролог Максим Калашников.
С другой стороны, он не согласен с тем, что в России нет государственной идеологии. Вопрос в том, что эта идеология не только не обеспечивает позитивного развития государства, но и действует ему во вред.
«У нас есть государственная идеология – монетаристский неолиберализм, который постулирует себя как «отсутствие идеологии», но на самом деле, это идеология. Да, безусловно, для любого национального возрождения нужна общая цель, общее дело, а общее дело всегда выражается в идеологии национальной«, – рассказал Накануне.RU писатель.
Либеральная идеология, реализуемая в нашей стране последнюю четверть века, полностью провалилась, поскольку она идет против сущности всех народов, проживающих на территории России.
«Омерзительный чудовищный эксперимент был произведен, потому что никогда деньги не были мерилом успеха ни у русского народа, ни у кавказских народов, ни у тюркских народов, ни у других народов нашей страны. Им прививали это усиленно последние 20 лет, но очевидно, что это не привилось – народ просто инстинктивно это отторгает«, – развивает эту мысль известный тележурналист, руководитель Центра стратегических исследований религии и политики современного мира Максим Шевченко в беседе с Накануне.RU.
Однако, обсуждая эту тему, Шевченко предлагает разделять между собой государственную идеологию и идеологию национальную, поскольку содержание этих терминов может сильно различаться.
«Государственная идеология – это PR, который может написать группа хитроумных специалистов, в том числе, живущих за границей. Они без труда «наляпают» государственную идеологию. Национальная идеология – это то, что исходит из самой природной жизни народа, из его сути, мироощущения, мировоззрения, то, что имеет фундаментальную основу. И такая идеология, конечно, нужна, люди по ней истосковались, поскольку жить при либерализме нет никаких сил и желания. Либеральная экономика, монетаризм вызывает у народа чувство глубочайшей ненависти вкупе с тошнотой«, – поясняет разницу Шевченко.
По мнению эксперта, вопрос национальной идеологии наиболее кратко и емко сформулировал Владимир Путин в одной из предвыборных статей. Там он написал о том, что в России должна быть сформирована единая гражданская политическая нация, при сохранении этнокультурного многообразия.
«Все остальное – PR, бред и болтовня, потому что это политическая формула, задача. Понятно, как ее реализовывать, понятно, как подверстывать под нее экономические концепции, солидаризм, понятно, что она нелиберальна по своей сути«, – подчеркивает Шевченко.
Что касается роли русского народа и его места в новой идеологии, то Шевченко оказался солидарен с большинством наших читателей, которые считают, что он должен играть государствообразующую роль.
«Русский народ при этой формуле, естественно является доминирующим, в силу своей численности, в силу того, что русский язык является языком политического, экономического проектирования и т.д.», – считает эксперт, уточняя, что это не должно умалять значимости и прав остальных народов.
«Советские ценности были, во многом, русскими, иначе страна не выстояла бы в войне, но идеология должна соединять прошлое и будущее. Обязательно нужны черты будущего строя, потому что нельзя ориентировать людей только назад – идет новая эпоха со страшными вызовами, которые требуют культа идей, культа инноваций. Это же было и у Советского Союза. Нельзя превращать прошлое в фетиш, надо воспользоваться уроком Советского Союза, который, кстати, ставил на будущее, и нужно, безусловно, это будущее совмещать с русскими традициями«, – развивает мысль о содержании российской идеологии Максим Калашников.
Однако, помимо вопроса о том, на основе чего строить идеологию государства, остается еще один, не менее важный. На чьи плечи должна лечь миссия по кристаллизации идеи и превращении ее в идеологию. Должно ли это делать государство, церковь, общественные организации или социальные институты?
Государство не может существовать без идеологии, потому что в этом случае оно становится очень хрупким и уязвимым образованием, считает Валерий Коровин. Ведь если нет идеи, на которой основана идеология, то нет и стратегии достижения какой-либо конкретной цели. В этой ситуации возникает масса вопросов, связанных с существованиями государства, его суверенитетом, принятием решений его руководителями и т.д. В конце концов, все эти вопросы без ответов ставят под угрозу само существование государства. И тот, кто формулирует идеологию, должен управлять политическими процессами в стране.
«Если человеку предложено искать цели в других инстанциях, например, в церкви, тогда церковь становится высшей инстанцией в государстве и определяет и бытие, и ход политических событий, принимая высшие суверенные решения. В этом случае, политическая власть полностью дезавуируется, ставится под запрос и перестает функционировать, как высшая инстанция. Если же политическая власть претендует на суверенитет и возможность принимать окончательные решения, то тогда она должна обеспечить государство идеологией«, – отмечает Коровин.
В то же время, Максим Калашников считает, что нынешняя политическая власть неспособна сформировать национальную идеологию, которую сама бы смогла реализовать. По его мнению, черты новой российской идеологии уже сейчас формулируют некоторые слои российского общества. Среди них – интеллектуалы, которые искренне преданы своей стране, а также практики-производственники, которые своим трудом трансформируют ситуацию вокруг себя, объединяют людей
«Такие люди как губернатор (Белгородской области,– прим. Накануне.RU) Савченко, как Константин Бабкин, машиностроитель, как бывший мэр Самары Тархов, который создал производство самолетов мирового класса, вот они должны создавать идеологию. А когда ее будут создавать чиновники, «Единая Россия», наемные «писатели» программ по принципу «чего изволите» – выйдет посмешище. Негласно формирование идеологии вокруг них уже идет, они не организованы, но сейчас они все больше начинают друг друга замечать«, – уверен Калашников.
Тем временем, те самые русские интеллектуалы готовы выдвигать в качестве национальной идеи весьма неожиданные концепции. Например, философ, лидер Евразийского движения Александр Дугин недавно предложил в качестве таковой «покорение Европы». По его словам, это бы сняло огромное количество проблем, а кроме того, было бы по-настоящему масштабной задачей, которая смогла бы объединить страну.