Эжен Делакруа «Свобода» ведущая народ
София-Москва, 1 августа — Наша Держава (Алексей Фролов). Приехавший в Болгарию, на отдых или по делам, российский гражданин неожиданно для себя обнаруживает, что в стране кипят нешуточные политические страсти, о которых в наших СМИ практически не говорят. Правда, страсти эти кипят почему-то только в центре Софии, на болгарском телевидении и в местных газетах. На фоне безмятежно греющейся под южным солнцем страны, вбирающей в себя потоки иностранных туристов, включая сотни тысяч наших соотечественников, слоняющаяся по центру болгарской столицы, толпа выглядит, по меньшей мере, странно. В отдельные дни это 300-400 человек, в другие 3-4 тысячи. Точка их концентрации – парламент, который они постоянно пытаются блокировать, забрасывая зазевавшихся депутатов отменными болгарскими помидорами, яйцами, а то и камнями. Полиция старается оттеснить манифестантов на недобрасываемое до парламента расстояние, что ей, как правило, удаётся. Стычки с полицией редки, в том числе и потому, что, считай, половину толпы составляют женщины и люди предпенсионного и пенсионного возраста.
Вот уже почти два месяца каждый день перед парламентом начинается со своеобразного ритуала – несколько десятков человек получают бесплатные кофе, бутерброд, стакан минеральной воды и свисток, посредством которого человек должен выражать свои чувства справедливого гнева и возмущения. Первые наблюдения создают впечатление, что это подкармливаются организаторы протеста, своего рода ядро. Но придя на площадь во второй, третий раз, понимаешь, что это скорее пехота, нуждающаяся в силу тяжёлого материального положения в дополнительном питании. Организаторы, судя по всему, обходятся без бесплатного бутерброда и свистка. Да и сидят не в палатках, которые загадили всю красивую площадь перед болгарским парламентом, а в официальных кабинетах в Софии и, как многие говорят, в столицах западных государств.
Для полноты картины: на другой софийской площади каждое утро собирается от 50 до 200 человек преклонного возраста, выступающие с эмоциональными критическими речами в адрес блокирующих парламент.
Больше всего независимого наблюдателя умиляют в этой пасторали центральные каналы болгарского телевидения, которые все новостные передачи в течение дня начинают с репортажей о протестующих: как они пьют утренний кофе, как свистят в свистки, в какую сторону они двигаются, а в какую нет. Из толпы выводится под камеру женщина, как правило, постбальзаковского возраста, которая костерит в микрофон всё подряд – правительство, депутатов, полицию, советскую власть, погоду. На смену ей появляется юноша с пылким взором, рассказывающий как надо управлять страной. Манифестанты, видя такое внимание к себе со стороны ТВ, устраивают целые сценки, мини-спектакли, в том числе костюмированные. Автор, например, наблюдал, как по площади дефилировала стройная дева с обнажённой грудью (только одной) одетая во что-то наподобие греческой туники. Её сопровождали молодые люди со шпагами в руках, но при этом почему-то в кепках, таких, знаете, больших, как были у грузин, торговавших в советское время фруктами на рынках. Не сразу понял, что сие значит – грудь (одна) была хороша, но туника, шпаги и кепки как-то в логический ряд сразу не выстраивались. Но потом припомнилась известная картина Делакруа «Свобода, ведущая народ», посвященная Июльской революции 1830 года, в результате которой к власти во Франции пришла финансовая «аристократия». Сложно сказать, знали ли об этом обстоятельстве участники перфоменса или же прямо намекали, что только этого Болгарии сейчас и не хватает.Но вернемся к ТВ. А там круглые столы, дискуссии, интервью. Как же, как же, ведь люди на улицах, надо что-то делать.
Пожалуй, пришло время объяснить, что же всё-таки происходит в центре Софии, что это за театр абсурда, который судя по всему, должен означать, по замыслам организаторов и вдохновителей, продолжение революционного хаоса, охватившего Тунис, Ливию, Египет, Сирию, закрутившегося было в Стамбуле и Анкаре. Сценарий и методы очень похожи – те же блокады государственных учреждений, те же «центры борьбы» на главных площадях, палаточные городки протестующих, провокационные столкновения с полицией. Хотя, слава Богу, в Софии всё пока выглядит довольно мирно и обыденно, но из искры нет-нет, но пламя, бывает, разгорается.
Люди вышли, а точнее их вывели на улицу, чуть ли не на второй день после формирования по итогам парламентских выборов правительства, которое возглавил беспартийный финансист и управленец Пламен Орешарский. Премьер беспартийный, но правительство сформировала занявшая второе место на выборах «Коалиция за Болгарию», то есть Болгарская социалистическая партия плюс два-три незначительных партийных формирования левого толка. Стоявшая у власти ранее и победившая на последних выборах партия «ГЕРБ», оказалась не у дел, так как показавшее третий результат «Движение за права и свободы», которое представляет, прежде всего, интересы турецкого нацменьшинства, вошло в союз с социалистами и активно участвует в дележе постов и полномочий. Четвертая и последняя парламентская партия «Атака» решила «ГЕРБ» не поддерживать. Таким образом, формальный победитель оказался с носом. Кроме того, в парламент рвались радикальные либеральные группировки, но преодолеть 4-х процентный барьер им не удалось, что вызывает у их сторонников приступы маниакальной ярости и ненависти. Одно из первых назначений левого правительства (на пост руководителя спецслужбы был предложен бизнесмен, связанный с протурецкой партией) стало поводом (на наш взгляд вполне оправданным) для появления в центре столицы манифестантов под лозунгом «хватит назначать надоевшие морды». Этим не очень красивым словом (по–болгарски — мутры) в Болгарии называют отъевшихся (и заевшихся) за последние десять-пятнадцать лет политиков, напрямую или косвенно связанных с бизнесом, в том числе криминального происхождения. Они всё время на плаву, периодически обещая улучшить жизнь граждан, сделать страну процветающей.
Надо сказать, что у болгарского населения есть все основания для недовольства своими правительствами и политиками. Страна явно в депрессии, большинству болгар жить тяжело. Какая-то часть выживает за счет туризма, другая денно и нощно трудится на земле, выращивая замечательные овощи и фрукты, которые иногда удаётся сбыть оптом или в розницу. Промышленности почти нет, большинство заводов, фабрик, мастерских или закрыты, или едва дышат. Строительство иногда подает признаки жизни, но очень слабые. Так что, несмотря на всю карикатурность софийских протестов, большинство их участников искренни в своём возмущении по поводу происходящих в стране процессов. Правда, облепленный со всех сторон в основном дурацкими лозунгами памятник нашему царю Александру II (идиотским плакатом закрыта и трогательная надпись на постаменте: «Царю-освободителю признательная Болгария») говорит о том, что в числе протестующих весьма активны негодяи и городские сумасшедшие, но это мировое явление – большое скопление людей всегда привлекает определённое количество не совсем и совсем ненормальных людей. Кстати, о плакатах и скандированиях. Чего только не прочитаешь и не услышишь в толпе. Больше всего достаётся «красным», так почему-то называют социалистов. Протестующая агитка связывает их с СССР (!), советской властью (!!) и, конечно же, с КГБ. Без КГБ никуда, даже спустя 22 года после его ликвидации. В чем «красность» социалистов понять довольно сложно. Во всяком случае, руководящий слой БСП, а он заказывает музыку, старается быть этакой социал-демократической элитой западноевропейского толка. Да и во внешнеполитическом плане большинство руководителей БСП всегда берёт под козырёк, когда раздаётся окрик из Брюсселя или из Вашингтона (точнее из посольства США в Софии). Как бы там ни было, за последние лет двадцать социалисты трижды были у власти, но похвастаться им в целом нечем – и при их управлении страна постепенно опускалась в экономическом смысле всё ниже и ниже. Нечем хвастаться и их предшественникам из партии «ГЕРБ», а ещё ранее либералам из СДС (не к ночи будь помянут), «независимым» и служебным кабинетам. При всех процесс шёл вниз и продолжает идти. Партии, их парламентские фракции, СМИ яростно обвиняют друг друга в непрофессионализме, коррупции, короче, во всех смертных грехах. Нередко эта критика вполне обоснована и справедлива, особенно по первым двум пунктам. Однако бьёт она по поверхности. Никто, за одним исключением, о котором позже, не решается указать на глубинную причину всех болгарских неудач.
Анализируя ситуацию в Болгарии, не можешь отвязаться от таких слов, которые редко употребляешь в повседневной деятельности обозревателя: протекторат, колония. Шутки болгар типа «Болгария независима, потому что от неё ничто не зависит», не отражают подлинной трагедии страны – а ведь она в значительной степени находится под внешним управлением. Ни одно мало-мальски серьёзное решение в экономической, политической, а порой и в гуманитарной сферах не принимается без согласования или одобрения Брюсселя и Вашингтона. Вмешательство иногда принимает отвратительные и позорные формы, как например, публичная поддержка послами Франции и Германии в Софии протестующих перед болгарским парламентом. Такое впечатление, что Болгария разучилась отстаивать свои национальные интересы. То, что руководство страны «заваливает» или «замыливает» один за одним крупные экономические проекты, предлагаемые Россией, говорит не о русофобии прошлого правительства партии «ГЕРБ» или нынешнего социалистов, не о стремлении отстоять свои национальные интересы перед лицом, как утверждают заштатные адвокаты Запада в Болгарии, «экономической экспансии русского империализма», а элементарной неспособностью противостоять наглому давлению США, ЕС и НАТО. Во времена социализма Тодор Живков умел получать от СССР все то, что можно было получить в тех условиях, обходясь без советских военных баз, без направления своих солдат в Афганистан и т.п. Сейчас же и американские базы есть (кстати, недалеко от Шипки – места великого святого подвига русских воинов), и болгарские солдаты помогают заразить «американской свободой» родную афганщину, и воюющую Югославию блокировали, чтобы помочь НАТО разбомбить её, а толку никакого – жизнь становится все тяжелее, а международный авторитет страны всё ниже.
Конечно, в том, что Болгария попала в столь незавидное положение, есть и вина новой России. В середине 90-х годов правительство Жана Виденова предприняло отчаянную попытку остаться в зоне экономического и политического взаимодействия с Россией, но получило грубый от ворот поворот – ельцинский полупьяный режим функционировал по либеральным, западным лекалам. Ну, а дальше пошло–поехало: ЕС, НАТО, полная зависимость от Запада. Воли и силёнок не хватило, чтобы побороться за хотя бы ограниченную независимость. И сейчас воли не хватает, чтобы не только констатировать провалы и ошибки сменяющих друг друга правительств, а открыто сказать самим себе и народу: всё, что происходит со страной, её экономикой, социальной и культурной сферой есть прямой результат пребывания Болгарии в ЕС и НАТО, управления из Брюсселя и Вашингтона.
Буду несправедлив, если не отмечу, что в Болгарии всё-таки есть партия, которая громко, с парламентской трибуны заявляет об этом. Речь идёт об «Атаке» (23 депутата из 240) и её лидере Волене Сидерове. Нейтральная Болгария, твёрдо отстаивающая свои национальные интересы — главный программный тезис «Атаки». Но партия подвергается такому шельмованию со стороны местных и западных СМИ, политиков, спецслужб, а на её лидера навешено столько собак, что болгарская общественность уже с трудом может отличить правду от вымысла. Впрочем, это тоже мировая практика, когда национал-патриоты в любой стране подвергаются шельмованию и со стороны либералов, и левых, забывающих в этот момент о своих «принципиальных» разногласиях.
Протестующие у здания болгарского парламента говорят о необходимости новых выборов. Но и они практически ничего не изменят. Сколько их уже было. Причина неудач не в плохих политиках и депутатах, а во внешнем управлении, превращающем благодатную страну в голое поле. Выйти из этой ситуации можно лишь путём полной мобилизации воли и сил болгарского народа на основе его традиций, веры, глубокого осознания своих национальных интересов. Задача не из легких, но дорогу может осилить только идущий.
P.S. Не могу не упомянуть о недавнем весьма неприятном случае. Президент Болгарии Р.Плевенлиев публично охарактеризовал одно кадровое назначение в правительстве как скандальное. В чём, как вы думаете, его скандальность? А в том, заявил Плевенлиев, что указанный чиновник позволил себе позитивно высказаться «о евроазийский инициативе Путина». Вот какой страшный грех, вот какой скандал. Может ли такой президент быть рукопожатным для российского руководства? В качестве ответа на этот вопрос приведу мартовское открытое письмо (с небольшими сокращениями) к Плевенлиеву председателя партии «Нова Зора» М.Минчева, ныне депутата болгарского парламента от «Коалиции за Болгарию»:
Господин Президент!
Празднование 3 марта, национального праздника Республики Болгарии, и Ваше первое выступление как главы государства в его официальной части, к сожалению, не делают Вам чести, как и Ваш «вклад» в прочтение болгарской истории. Тот факт, что и Ваши предшественники пытались не называть имён наших освободителей и поработителей, не даёт Вам права быть слепым и глухим к голосам нашей истории. Вспомните о Батаке. Вспомните, о чём писали те герои, имена которых вы упоминаете. Задайтесь вопросом, почему в сердцах болгар живут имена В.Гладстона, В.Гюго, Д.Макгахана. Не нужно читать солидные исторические фолианты. Достаточно объехать более 400 памятников в Болгарии и посмотреть надписи на них, и Вы узнаете от тех, кто их воздвиг, кто нас освободил и от кого.
В Софии, если Вы, технократ, запамятовали, есть скромный памятник. Народ его назвал Русский памятник. Надпись на нём пронзительная: «Не нам, не нам, а имени твоему! Во царствование Александра Второго, императора Всероссийского, с волей и любовь освобождённая Болгария!».
Съездите к братской могиле в городе Плевен, в парк Скобелева, прочитайте слова старого повстанца Стояна Заимова. Если они не потрясут Вас, значит, нашему народу нечего надеяться на Вас. Они написаны для людей, у которых есть сердце и совесть.
Сознательно сократив свою официальную речь на официальном торжестве в честь национального праздника, Вы опозорили высокую должность главы государства. Несмотря на то, что Болгария раздавлена и дезориентирована, превращена продажной политической элитой в субъект без исторических ориентиров и инстинктов, она хранит память о своих предках, которые знали, что об освободительном подвиге России нужно говорить, стоя на коленях; что неблагодарность, еще с библейских времен, — самый презренный грех; что почётное место в истории нельзя купить за золото, ценой дутой славы и бесчестия, а лишь ценой собственной крови. Потому что история только её ценит и её признает подвигом, когда брат проливает свою кровь за брата – бескорыстно, беззаветно и честно.
Не взваливайте грех неблагодарности на болгарский народ. Сойдите с этого пути, чтобы завтра мы не услышали из Ваших уст, что «нас освободили американцы от турецкого ига, а Россия шла за ними и пожинала лавры». На Шипке не сражалась американская морская пехота, господин Президент. Орловцы и брянцы, и болгарские ополченцы бились с полчищами Сулеймана Безумного, и там на вечные времена перед Богом, Небом и Миром заключён братский союз между русскими и болгарами. И никакие новые цивилизационные выборы и новизбранные президенты не могут его разрушить. Нельзя погасить то, что не гаснет!