Минск, 31 августа — Наша Держава (Кирилл Аверьянов). Несколько дней назад власти города Минска во второй раз дали отрицательный ответ на обращение группы белорусских историков и представителей творческой интеллигенции с просьбой о восстановлении памятника Императору Александру II в белорусской столице.
До Октябрьской революции 1917 года на Соборной площади Минска (ныне – площадь Свободы) стоял памятник Императору Александру II Освободителю, торжественно открытый в январе 1901 года при стечении огромного числа минчан и гостей города. Надпись на памятнике гласила: «Императору Александру II. Благодарные граждане города Минска. 1900 год». Монумент был данью памяти минчан Императору, который даровал белорусскому крестьянству свободу от польских помещиков в 1861 году, а также защитил белорусов во время польского восстания 1863 года. Это был первый скульптурный памятник в Минске и единственный, созданный исключительно на добровольные пожертвования горожан.
В 1917 году памятник Александру II был демонтирован, как и почти все белорусские монументы времён Российской империи, подпавшие под ленинский декрет «Об уничтожении памятников, поставленных в честь царей, которые не имеют художественной ценности, и разработке проектов памятников Российской социалистической революции».
И вот спустя 96 лет Мингорисполком отказался восстанавливать разрушенный революционерами монумент. Разумеется, решение принималось не на уровне города, а на республиканском уровне, поскольку вопрос об установке памятника государственному деятелю имеет в Беларуси, как и в любом другом молодом государстве, важное политическое значение.
Принятое белорусскими властями решение вполне ожидаемо, учитывая то, что сегодняшняя РБ является правопреемницей БССР и воспроизводит на новом этапе развития, заложенные ещё Лениным и Сталиными принципы национально-государственного строительства.
31 июля 1920 года была провозглашена независимость Советской Социалистической Республики Белоруссия, которая стала одной из четырёх советских республик, подписавших 30 декабря 1922 года Договор об образовании СССР. В соответствии с концепцией «ленинского федерализма» БССР, по сути, представляла собой государство в государстве и обладала закреплённым в Конституции правом свободного выхода из Союза.
Создание национальной республики требовало внушения белорусскому населению мысли о том, что белорусы не являются частью большого русского народа, а представляют собой отдельный этнос. Сделать это было не так просто, поскольку в начале 20 века белорусские православные крестьяне и мещане имели твёрдое русское самосознание. Как отмечал профессор Е.Ф.Карский в 1903 году, «на вопрос: кто ты? простолюдин отвечает – русский, а если он католик, то назовёт себя либо католиком, либо поляком».
По своему обыкновению большевики решили сломать народ через колено: они развернули в Белоруссии (как и на Украине) политику «коренизации», направленную на внушение населению особого, нерусского, самосознания и внедрение в общественную жизнь переполненного полонизмами белорусского литературного языка, который сами белорусы едва понимали. Разумеется, все несогласные с большевистской политикой «коренизации» (а их было великое множество) шельмовались как «великодержавные шовинисты» и подвергались репрессиям.
Наибольшую заботу о создании БССР и поддержании её «национального» характера проявлял наркомнац Джугашвили-Сталин. На 10 съезде РКП(б) (март 1921 г.) он заявил: «Здесь я имею записку о том, что мы, коммунисты, будто бы насаждаем белорусскую национальность искусственно. Это неверно, потому что существует белорусская национальность, у которой имеется свой язык, отличный от русского, ввиду чего поднять культуру белорусского народа можно лишь на родном его языке. Такие же речи раздавались лет пять тому назад об Украине, об украинской национальности. А недавно ещё говорилось, что украинская республика и украинская национальность – выдумка немцев… Лет 50 тому назад все города Венгрии имели немецкий характер, теперь они мадьяризированы. То же самое будет с Белоруссией, в городах которой всё ещё преобладают небелорусы».
Примечательно, что белорусский поэт Янка Купала, являющийся сегодня кумиром свядомых змагаров, посвятил Сталину хвалебный оду, начинающуюся словами: «Сталін – друг наш, друг народаў» и заканчивающуюся таким четверостишием:
Звіні звонка, мая песня,
Ляці вышай, далей!
Беларускую дзяржаву
Збудаваў [построил] нам Сталін!
Таким образом, современная белорусская государственность является плоть от плоти детищем советского эксперимента. Не случайно в центре Минска стоит памятник Ленину, а 7 ноября в РБ отмечается государственный праздник – День Октябрьской революции. В этой связи восстановление памятника Александру II никак не вписывается в официозную парадигму.
Памятники Государям-Императорам в центре Минска, Киева, Москвы, Владивостока и других городов исторической России могут появиться только тогда, когда будет преодолено наследие советского прошлого и три ветви русского народа объединятся в единое государство.
Кирилл Аверьянов, публицист, Минск