Москва, 11 октября – Наша Держава (Георгий Греков). С 1 января 2014 года в России хотят ограничить хождение наличности. Крупные покупки свыше 600 тысяч рублей придется оплачивать через банки, ценные бумаги, платежные терминалы.
И если сегодня при покупке автомобиля, квартиры, гаража или дачи у вас есть два варианта — либо со своего счета в банке перевести деньги на счет продавца, оплатив банку комиссию, либо, если счета в банке нет, прибыть в автосалон, к риелтору, в мебельный магазин с рюкзачком с деньгами, то с принятием закона выбора не останется. Законопроект об установлении максимального размера оплаты наличными денежными средствами, подготовленный минфином, находится на рассмотрении в Госдуме.
Цель — сократить теневой сектор. Проект поддержала глава Центрального банка Эльвира Набиуллина. Но с оговоркой.
В законопроекте, по ее мнению, необходимо прописать полномочия ЦБ об установлении максимального потолка расчета наличными и возможности регулятора снижать пороговую сумму. Например, до 300 тысяч рублей через пару лет.
Готовы ли к нововведению банки, продавцы автомобилей и недвижимости, а главное сами граждане, и что нужно предусмотреть, чтобы не допустить дискомфорта на рынке безналичных расчетов?
Вице-президент Ассоциации региональных банков России Олег Иванов подчеркивает, что банковская система и население готовы к переменам «хоть завтра». Чего не скажешь о торговом секторе. «Это пока самое слабое звено. Магазины, автосалоны не спешат оснащаться платежными терминалами, и обязать их к этому может только закон», — говорит Иванов.
Вместе с тем научный сотрудник Института «Центр развития» НИУ ВШЭ Дмитрий Мирошниченко считает, что такая нехитрая мера будет тяжело «приживаться» в стране, где до сих пор не было массовой практики обслуживания безналичных денежных расчетов граждан-физлиц, а вся «глубинка» лишена элементарных банковских услуг. На селе из банков в лучшем случае представлен только Сбербанк или почта. Поэтому расчеты здесь могут идти с использованием не столько банковских карт, сколько через ценные бумаги. Кроме того, вдали от крупных городов не только пин-пады для расчетов по банковским картам редко встречаются, но и вообще проблема с интернет-трафиком. «Технически к нововведению сегодня готовы только крупные мегаполисы и столичные регионы, в глубинке необходимо еще многое сделать», — согласен Алексей Онищенко из Ассоциации молодых предпринимателей. Но особенно важно научить людей грамотно пользоваться «безналом», охранять банковскую тайну, понимать смысл производимых действий, разбираться в схемах расчетов. Сегодня почти все банки, предоставляющие населению пластиковые карты, гарантируют возмещение средств при том же несанкционированном списании. Но сами граждане зачастую с легкостью разглашают данные своей банковской карты, коды доступа к счету, персональные данные, на звонок или СМС неизвестно кого, представившегося «банкиром», выкладывают всю подноготную, констатирует Денис Рассомахин, эксперт проекта «Общественная Дума».
«Банковская система пока, к сожалению, лишена высокого уровня доверия, — продолжает Мирошниченко. — Поэтому в преддверии перемен ЦБ придется решительней «чистить» банки от слабых игроков, которые могут испариться с деньгами клиентов. Такие ненадежные банки, кстати, особо тревожат тех, кому придется прибегать к безналичным расчетам только в случае сделок купли- продажи».
«На первых порах граждане, скорее всего, будут использовать привычные и понятные вещи вроде расписок, дробления крупной суммы или самой покупки на мелкие части, укладывающиеся в лимит расчета наличными», — говорит Онищенко.
Еще одно «но» — цена безнала для потребителей. «За перевод миллиона рублей из банка в банк или на счет продавца придется дополнительно заплатить несколько тысяч рублей. Банковские комиссии в 1-3 процента, с точки зрения простого человека, без опыта пользования безналичными платежами — нонсенс», — говорит Мирошниченко. Эксперт предлагает ограничить банковские комиссии в этой сфере. Либо обязать банки предоставлять гражданам один бесплатный денежный безналичный платеж. «Люди пользуются наличными в первую очередь потому, что это удобнее, дешевле и пока безопаснее», — поясняет Мирошниченко. По мнению Онищенко , это излишняя мера. «Если некто снимает со счета 2-3 миллиона рублей, то это еще не означает, что он все их потратит только на одну покупку — может быть, купит автомобиль на все деньги, а может, израсходует на благотворительность (пожертвования не являются покупкой!)».
«16 И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их,
17 и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его.»
17 и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его.»
Откровение Иоанна Богослова,Апокалипсис , Гл.13