Симферополь, 23 декабря — Наша Держава (Игорь АЗАРОВ) «Главное, что я поняла благодаря примеру родителей, а потом и на собственном жизненном опыте, что никогда не нужно отвечать злом на зло. Даже в мыслях. Ведь в этом случае мы уподобляемся тем, кто поступает несправедливо с нами, становимся такими же, как они. Нельзя оправдывать собственные плохие поступки неправотой других и несовершенством окружающего мира. Во всех жизненных ситуациях следует оставаться самими собой и слушать только голос своей совести».- призналась в сентябре газете «Крымское время» Великая княгиня Мария Романова.
Наследница престола
Мария Романова — единственный и долгожданный ребенок в семье Великого князя Владимира Кирилловича Романова (1917-1992) и Леониды ГеоргиевныБагратион-Мухранской (1914-2010). Она родилась 23 декабря 1953 года в Мадриде; уже на следующий год Романовы вернулись в свое старое семейное гнездо — скромную виллу «Кер Аргонид» во французском провинциальном городке Сен-Бриак, там прошло детство героини нашего повествования. Грандиозные потрясения, выпавшие на долю ее предков, Марии Владимировны не коснулись.
«У меня было счастливое детство, — рассказывает сама Государыня. — Родители любили друг друга, уважали, никогда не позволяли себе кричать, разговаривать на повышенных тонах. И требовали такого же уважения от других. Думаю, нашу семейную жизнь можно назвать самой обычной. Хотя, конечно, мне всегда напоминали о том, кто я, что я принадлежу России, что всегда должна быть готова к своей миссии…»
Вот это, очевидно, стоит выделить особо: исключительная интеллектуальная мобильность, самодисциплина и чувство долга.
Все это — нелегкий для девочки груз! — было заложено с самого детства, пронесено через годы, многократно преумножено и отшлифовано до совершенства. Государыня вспоминает: «Лично мне родители никогда не запрещали общаться и дружить с людьми любого происхождения, но всегда напоминали, что кроме прав и желаний есть еще и обязанности, что мы не принадлежим себе, и что за каждый поступок и за каждое решение мы отвечаем в большей степени, чем многие другие люди».
Видимо, сказалось наследственная способность к языкам: Мария Владимировна свободно владеет русским и всеми основными европейскими языками, читает и может объясниться по-итальянски и даже по-арабски! Она получила фундаментальное гуманитарное образование в одном из лучших университетов, созданных нашей цивилизацией, — в Оксфорде.
Момент истины для нее настал с 16-летием: 23 декабря 1969 года Мария Владимировна Романова принесла династическую присягу. В тот же день ее августейший родитель специальным Актом объявил дочь «Блюстительницей Престола» на случай его смерти. Это было не просто мудрое, а вообще единственно возможное в тех условиях решение: оказавшиеся вне Родины потомки боковых ветвей дома Романовых в силу многих причин (морганатические браки, принятие иностранного гражданства) утратили свои династические права.
В Акте от 23 декабря 1969 года говорилось прямо: «Когда же право наследия Престола, после кончины последнего из мужеских Представителей Династии, неизбежно перейдет в женскую линию, тогда Государыня Великая Княжна Мария Владимировна, Блюстительница Престола, станет Главой ИМПЕРАТОРСКОГО Дома Романовых».
Так и произошло. Когда 24 июня 1989 года в США скончался последний мужчина Романов, имевший права на Престол, князь Василий Александрович (1907-1989), Мария Владимировна на совершенно законных основаниях была объявлена наследницей Престола, а в 1992 году, после смерти отца, возглавила Императорский Дом Романовых.
Критики этого решения либо плохо знают историю, либо с умыслом не вспоминают важнейшего прецедента. Я веду здесь речь о Прагматической санкции — законе о престолонаследии, который 19 апреля 1713 года принял император Карл VI Габсбург. Хотя огромный дом Габсбургов имел мужчин в боковых линиях, трон достался Марии Терезии — ДОЧЕРИ императора. И, пусть со скрипом, законность Прагматической санкции признала вся Европа, кроме Баварии.
Законность пребывания Марии Владимировны во главе Российского Императорского Дома признана практически всеми августейшими домами и подтверждена авторитетом Церкви.
***
«Сегодня никто из лиц, принадлежащих к потомкам Романовых, не претендует на Российский престол. Но в лице Великой княгини Марии Владимировны и ее сына Георгия сохраняется преемственность Романовых — уже не на Российском императорском престоле, а просто в истории».
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в программе «Слово пастыря» от 09.03.2013г.
***
Во главе Династии
«Для меня и для моего сына очень дорого сознание того, что дело нашей династии не погибло и что в новом мире не забыты дорогие для нас идеалы и принципы», — сказала Мария Владимировна в эксклюзивном интервью для «КВ» (см. номер от 05.09.2013г.).
Но ничего им не давалось легко! Другие Романовы, практически все, грубо говоря, слились с фоном — они уже иностранцы, вольно или невольно принявшие условия чужой игры.
Ни Кирилл Владимирович с Викторией Федоровной, ни Владимир Кириллович с Леонидой Георгиевной, ни Мария Владимировна никогда не были гражданами ни Франции, ни Германии, ни Испании. В 1992 году Романовы стали гражданами России. Их патриотизм, их вера в силу долга по сути феноменальны.
Мария Владимировна в сентябре 1976 года обвенчалась с принцем Францем Вильгельмом Виктором Христофором Стефаном из дома Гогенцоллернов, прямым потомком кайзера Вильгельма II. Ее супруг перешел в православие, получив имя Михаил Павлович. Он был признан в достоинстве российского Великого князя и получил от Владимира Кирилловича орден Св. Андрея Первозванного.
В этом браке 13 марта 1981 года родился сын — Великий князь Георгий Михайлович.
Увы, в 1985 году Мария Владимировна и Михаил Павлович расстались, брак распался.
И снова о знании истории: Георгию ставят в вину, что он — потомок ВильгельмаII, «врага России». Император Петр III был по матери потомком Петра Великого, а по отцу — Карла ХII, тоже «врага России», шведского короля. И никому в голову не приходило, что это «плохо» или «аморально». Проще сказать, что Романовы просто не всем нравятся — особенно потомкам всех этих шариковых и швондеров.
Часто говорят, что Мария Владимировна и ее наследник — просто авантюристы, грезящие возвращением царских богатств, «реституцией».
Но и это «обвинение» — из ряда сплетен. «Еще мой дед, первый Государь в изгнании Кирилл Владимирович отвергал идею реституции, хотя в его время были живы многие непосредственные владельцы экспроприированного имущества и их прямые и бесспорные наследники. Такой же позиции придерживался мой отец, Великий князь Владимир Кириллович, и, тем более, придерживаюсь я… Для себя мы ничего не просим и не требуем и не советуем этого делать другим», — так четко формулирует свою позицию Великая княгиня Мария Романова.
Единственное, чего хотели бы Романовы сейчас — правового признания Российского Императорского Дома, что, кстати, было сделано в Приднестровье.
Историк Александр Закатов, один из ближайших помощников Государыни, поясняет: «Оставаясь республиканским, государство может вырабатывать механизм правового признания Российского Императорского Дома, являющегося живым символом многовековой истории России, имеющего бесспорные заслуги и обладающего значительным общественным потенциалом в наши дни». Об уровне «притязаний» Романовых прекрасно сказала сама Мария Владимировна: «Как бы ни был мучителен процесс возрождения Великой Российской Державы, мы всегда были готовы отдать ему все наши силы, независимо от произволения Божия о судьбах монархии».
Грандиозные по размаху торжества, посвященные 400-летию Дома Романовых, ставшие, как мне думается, важнейшим культурно-историческим (пожалуй, и нравственно-этическим!) событием этого года, проходившие не только в столицах, но и в провинции, не только в России, но и в Крыму, показали и огромный интерес людей к Романовым, и колоссальный интерес Романовых к людям. Потенциал Императорского Дома как нравственной инстанции и персонифицированной непрерывной исторической традиции трудно переоценить.
***
«Российский Императорский Дом, будучи уникальной институцией, связывает прошлое и настоящее, объединяя в себе основополагающие ценности — веру, стойкость и человечность».
Президент Украины В.Ф.Янукович, 27.03.2013г.
***
Фото Алексея Васильева
Цесаревич
Георгий Михайлович — шарм, любезность и остроумие. Он прекрасно образован, знает языки, но, как мне показалось, немного комплексует из-за не совсем идеального русского. Враги «кирилловичей» именуют его «царевич Гоша» — все-таки царевич, с этим даже глупо спорить.
Оставшиеся «вне игры» потомки Романовых, когда Георгий в 1981 году появился на свет, совместным трудом написали: «Семейный союз Романовых настоящим заявляет, что счастливое разрешение от бремени в прусском королевском доме не имеет отношения к семейному союзу Романовых, ибо новорожденный не является ни членом русского императорского дома, ни членом дома Романовых».
Я могу назвать имена тех, кто подписал этот текст — и эти имена никому и ничего не скажут. Да, Георгий Михайлович, возможно, с сугубо генеалогической стороны действительно образует новую ветвь Гогенцоллерны-Романовы-Гольштейн-Готторп. Никакой трагедии в этом нет. Главное, что он сам воспитан как русский царевич, что он себя таким и ощущает, нисколько не скрывает этого, гордится этим.
В 1998 году Георгий Михайлович в Иерусалиме принес династическую присягу, которую принял патриарх Иерусалимский Диодор I. Вообще это мероприятие планировалось провести в Костроме — но местные власти нашли повод сорвать церемонию: объяснить такие действия очень непросто.
Хорошо понимает, сколь сложен «русский мир», и сам Цесаревич Георгий. Очень примечательны его слова в интервью, данном 4 апреля 2006 года одному из российских СМИ. Цесаревич говорит о своих впечатлениях, полученных в России: «Меня поразило, как иногда грубо и высокомерно относились иные носители власти к простым людям. Когда кто-то к нам хотел подойти, их отталкивали, на них кричали … Милиция не могла понять, насколько нам это неприятно … Я сказал тогда маме, что, если когда-нибудь получу возможность, первым делом постараюсь изменить это отношение к людям».
В устах молодого человека очень характеризующее его личность замечание!
Георгий Михайлович пока холост, и Российский Императорский Дом Романовых ждет пополнения. Впрочем, Мария Владимировна как-то заметила: «… не только членам династий, но и любому человеку следует создавать семью не по первому порыву, а тогда, когда появился хотя бы небольшой жизненный опыт, и когда чувства прошли проверку временем».
***
«Нужно помнить и чтить все исторические периоды, извлекая из каждого положительный опыт и учась на ошибках прошлого. Искать, прежде всего, не врагов, а друзей и видеть в первую очередь не то, что разобщает, а то, что сближает».
Великая княгиня Мария Романова, «Крымское время» от 05.09.3013г.