Санкт-Петербург, 28 октября — Наша Держава. Михаил Иванович Драгомиров – государственный и военный деятель, теоретик, педагог, писатель. Он оставил после себя труды, которые по праву считаются классикой отечественной военной школы.
Он также был избран почетным гражданином болгарского города Систово в память переправы через Дунай 15 июня 1877 года.
«Обширная начитанность Драгомирова во всех областях знаний, его разносторонний интерес, неудержимая, кипучая потребность откликаться на все явления жизни, способность проникать в глубь вещей, большой здравый смысл, углубленный широким житейским опытом, сильный критический ум, блестящий публицистический талант, едкий сарказм его речи, способность одним метким, острым словом дать характеристику лиц и событий и выявить их сущность, свободное и смелое поведение, хотя подчас резкое, отражавшее его отношение к людям и их поступкам независимо от их рангов и служебного положения – все это сделало Драгомирова одним из крупнейших и вместе с тем оригинальнейших людей своего времени, популярным во всех слоях общества и не только в России, но и за границей. Его система воспитания и обучения войск, его взгляды на военное дело и, в частности, в области тактики, имели горячих поклонников и ярых противников. Как человек талантливый, он сумел глубоко проникнуть в природу военного дела и в сущность военного быта», – так в свое время характеризовал М.И. Драгомирова военный деятель М.Д. Бонч-Бруевич.
Михаил Иванович Драгомиров родился 8(20) ноября 1830 года близ г. Конотопа Черниговской губернии (ныне Сумская область), на хуторе, принадлежавшем его отцу – Ивану Ивановичу Драгомирову. Отец Михаила Ивановича происходил из потомственных дворян Черниговской губернии. В молодости Иван Иванович служил в одном из драгунских полков и участвовал в Отечественной войне 1812 года, а затем вышел в отставку и занимался сельским хозяйством на своем хуторе.
Первоначальное общее образование Драгомиров получил в Конотопском городском училище, а военное – в Дворянском полку (впоследствии Константиновское военное училище). Окончил полный курс в 1849 году фельдфебелем «из отличнейших» с занесением его имени на мраморную доску, выпущен на службу прапорщиком в лейб-гвардии Семеновский полк. Исполняя служебные обязанности, Драгомиров активно занимается самообразованием с целью подготовки к поступлению в академию.
В 1854 году в чине поручика Драгомиров был принят в Императорскую военную академию, которую окончил в 1856 году по первому разряду с награждением золотой медалью и с занесением его имени на мраморную доску. За «отличные успехи в науках» он был произведен в чин штабс-капитана. По окончании академии Драгомиров назначен в департамент Генерального штаба с причислением к Генеральному штабу.
Свой первый труд «О высадках в древние и новейшие времена» Драгомиров написал в 1856 году. По своей глубине и полноте это историческое исследование о десантных операциях было образцом научного подхода к исследуемой проблеме. Драгомиров умело использовал свои познания в этой области в ходе русско-турецкой войны 1877–1878 годов.
В 1858 году М.И. Драгомиров командирован от академии на один год за границу для изучения военного дела и сбора сведений по тактике. Высочайше ему было разрешено состоять при штабе Сардинской армии. Вернувшись из заграничной командировки в 1859 году, он представил отчет в Конференцию Императорской военной академии под названием «Очерки австро-итальянско-французской войны 1859 года». В этой работе он продемонстрировал способность к глубокому анализу событий и явлений войны, и, в частности, обратил серьезное внимание на «свойства армий воюющих сторон», выделив и подчеркнув влияние «нравственной стороны», в военном деле. Под нравственной стороной в русской армии в то время понимались духовные качества воина, которые включали верность престолу и отечеству, церкви, дисциплинированность и исполнительность, самопожертвование.
Изучая причины побед и поражений сторон во время войны 1859 года, Драгомиров установил: главная причина этих побед и поражений заключается в моральных качествах войск. Он делает вывод, что стремясь к достижению успеха на войне, надо предварительно подготовить войска «надлежащим образом», т. е. довести до высшей степени их боевую подготовку и сформировать у воинов высокие нравственные качества. Уже на раннем этапе своей военной деятельности Драгомиров на первое место в подготовке войск ставил задачу их воспитания, связывая этот процесс с задачами обучения.
Эти твердо выраженные взгляды казались в то время малоприменимыми к армейской действительности и даже вредными. Многие считали, что Драгомиров посягнул на устои армии, что он проповедует какую-то пагубную идею.
Чтобы правильно понять значение вклада М.И. Драгомирова на развитие военного дела в России, необходимо коротко обратиться к историческому периоду, в котором началась его военная деятельность.
После расцвета военного искусства русской армии в эпоху А.В. Суворова и наполеоновских войн наступила пора его упадка. Жесткая система военного управления создала целую плеяду войсковых начальников, безусловно дисциплинированных в смысле беспрекословного подчинения приказам, но во многом лишенных самостоятельности и инициативы. Многие командиры не задумывались над тем, каким должен быть руководимый ими солдат, чтобы с ним можно было решать трудные задачи на войне и считали, что вымуштрованный (по прусскому образцу) и покорный их воле солдат, уже одними этими качествами будет страшен для противника. В такой атмосфере русская армия встретила Крымскую войну 1853–1856 годов. Доблесть русских солдат и офицеров, самоотверженно шедших на боевые подвиги, не могла спасти положение, и русская армия заплатила своей кровью за просчеты в боевой подготовке войск и их воспитании.
На этом фоне смелые заявления Драгомирова о том, что «солдата надо не муштровать, а воспитывать», «солдат должен рассуждать», «надо практиковать в войсках моральную сторону, как и физическую», что общая «задача воспитания и образования солдата – специализировать его, не ломая в нем человека», были для того времени необычными. Многие были убеждены, что эти взгляды приведут к полному развалу дисциплины в армии.
В 1860 году Драгомиров был произведен в капитаны и назначен адъюнкт-профессором тактики в Николаевскую академию Генерального штаба с оставлением в гвардейском Генеральном штабе. С января 1861 года по июнь 1863 года он читал курс тактики и военной истории наследнику престола, будущему императору Александру III. Труды молодого преподавателя публиковались в «Инженерном журнале», «Оружейном сборнике», «Артиллерийском журнале». Драгомиров активно развивает взгляды на тактику применения войск в наступлении и обороне, полевой фортификации и др. Так, например, он утверждал, что требование «ни шагу назад», применяемое без рассуждения, не раз приводило не только к крупным боевым потерям, но и к поражениям там, где их можно было избежать.
В журнале «Оружейный сборник» за 1861 год (№ 1, 2) были опубликованы статьи Драгомирова под заглавием «Влияние распространения нарезного оружия на воспитание и тактику войск», «Некоторые объяснения к статье о воспитании войск», в которых сконцентрирована сущность нового подхода к подготовке войск в мирное время. По мнению автора, появление нарезного оружия привело к необходимости «потребовать от солдата рассуждения как обязательного условия успеха действия новым, более совершенным оружием».
В «Обзоре Итальянской кампании 1859 года», напечатанном в «Инженерном журнале» за 1864 год, рассматривая значение нравственной стороны в военном деле, Драгомиров приходит к выводу о том, что «основной единицей в военном деле является человек». Эта идея впоследствии была сформулирована им следующим образом: «в военном деле, скорее волевом, чем умовом, на первом месте стоит человек с его нравственной энергией». Это положение считалось основой всего драгомировского учения о подготовке войск.
Драгомиров утверждал, что при низком уровне развития нравственной стороны в войсках «никакое совершенство техники не поможет». Иными словами, он требовал, чтобы, «стремясь к развитию и усовершенствованию техники боевого дела, прежде всего обращали внимание на воспитание нравственной стороны отдельного бойца и войсковой массы, с расчетом поставить ее на такую высоту, при которой они могут воспринять и применить в боевой обстановке ту более усовершенствованную технику, к которой приходится стремиться, чтобы обеспечить успех на войне».
В системе обучения войск Драгомиров настаивает на предпочтении «показа» рассказу, требует «обучения с боевыми патронами и зарядами», восстает против увлечения смотрами и парадами, против преобладания уставных требований в ходе тактической подготовки войск.
В 1864 году Драгомиров был произведен в полковники с назначением начальником штаба 2-й гвардейской кавалерийской дивизии. Одновременно с исполнением обязанностей по этой должности Драгомиров продолжал профессорскую деятельность в академии. В своих лекциях он делал упор на овладении офицерским корпусом системы обучения и воспитания великого русского полководца А.В. Суворова.
Дарования Михаила Ивановича как военного ученого развернулись в период царствования Александра II. Ликвидация крепостного права в 1861 году стала мощным побудителем преобразований в военном деле, и в лице Драгомирова военный министр Д.А. Милютин нашел выдающегося выразителя новых идей, которые можно было воплотить в ходе военных реформ.
Заслуга М.И. Драгомирова перед русской армией состоит в том, что он «положил начало ее раскрепощению, указав новый путь, по которому ей следует идти, дабы не только сохранить, но и развить боевой дух и военные знания для ее дальнейшего поступательного движения по крутой лестнице военного искусства». В основу подготовки русской армии в мирное время легли положения Драгомирова, прочно обоснованные не только теоретически, но и со стороны практического боевого опыта.
С 16 июня по 18 августа 1866 года Драгомиров был командирован военным агентом в прусскую армию во время австро-прусской войны. Вернувшись в Россию, он составил «Очерки австро-прусской войны в 1866 г.». Свои выводы он основывал как на военной истории, так и на социологии и психологии, и в этом заключались оригинальность, глубина и живучесть его творчества.
В 1866 году Драгомиров переведен на службу в Николаевскую академию Генерального штаба с отчислением от должности начальника штаба 2-й гвардейской кавалерийской дивизии. Он был профессором по кафедре тактики до 1869 года.
Опыт войны 1866 года позволил М.И. Драгомирову более глубоко охватить вопросы воспитания и образования солдата и офицера, а также боевой подготовки войсковых частей. Он не переставал изучать и пропагандировать опыт Суворова и его «Науку побеждать». В этот же период своей деятельности Драгомиров вдумчиво подходит к вопросам теории и практики поддержания правопорядка в армии. Здесь на первое место он ставит значение устава внутренней службы, который, устанавливая права и обязанности солдата и офицера, «служит поддержанию порядка в войсках и защищает каждого военнослужащего от неправых посягательств».
В 1868 году Драгомиров написал известный критический разбор романа Л.Н. Толстого «Война и мир» с военной точки зрения.
В 1868 году Драгомиров произведен в генерал-майоры с оставлением в должности профессора академии; в 1869 году назначен начальником штаба Киевского военного округа; в 1872 году зачислен в Свиту Его Императорского Величества.
В 1873 году он был назначен командующим 14-й пехотной дивизией и отдал делу ее подготовки свои знания, энергию и весь свой опыт.
Обучение дивизии строилось на принципах, выдвинутых новым командующим: войска «должны быть обучаемы в мирное время только тому, что им придется делать на войне», необходимы «соразмерность требований с природными свойствами человека», уважение к закону и строгое его исполнение всеми должностными лицами, понимание существа войсковой дисциплины и неуклонное ее исполнение, применение дисциплинарных взысканий в соответствии с «характером и сущностью проступков и упущений подчиненных».
Руководящие идеи и положения, мысли и поучения Драгомиров изложил в «Памятной книжке чинов 14-й пехотной дивизии». Он требовал, чтобы подготовка солдата велась по определенной программе, чтобы каждое упражнение было предварительно продумано офицерами. В отношении тактической подготовки войск Драгомиров установил, что «до тех пор, пока тактика не будет показываема войскам в поле по приемам и пока всякий новый прием не будет показан самим начальником, от войск нельзя ожидать толковых действий на войне».
Командуя дивизией, М.И. Драгомиров продолжал изучать опыт войн 1866, 1870–1871 годов. Результаты своих исследований он опубликовал в статьях под общим заглавием «Армейские заметки».
14 апреля 1877 года М.И. Драгомиров со своей дивизией в составе войск 4-го корпуса выступил в поход из Кишинева для участия в войне с Турцией. 14-й дивизии было поручено первой преодолеть Дунай, и на Драгомирова были возложены главные заботы по проведению рекогносцировки, подготовке переправочных средств, разработке плана действий. Он рассматривал участие дивизии в войне, как испытание своей системы подготовки войск в мирное время. Дивизия успешно справилась с поставленной боевой задачей при минимальных потерях. Драгомиров был награжден орденом Святого Георгия 3-й степени.
В конце апреля Драгомиров с дивизией двинулся в глубь Болгарии к Тырново. В августе 1877 года дивизия ведет бои на Шипкинском перевале, где 12 августа он был тяжело ранен пулей навылет в колено. За отличие при обороне Шипкинского перевала Драгомиров был произведен в генерал-лейтенанты и отправлен на лечение в Кишинев. Известный хирург Н.И. Пирогов высказался за ампутацию ноги, однако силами местных врачей этого удалось избежать. Рана заживала медленно, и нога не сгибалась. Драгомиров был назначен состоять при главнокомандующем действующей армией с отчислением от должности начальника 14-й пехотной дивизии и с оставлением в Генеральном штабе.
Весной 1878 года Михаил Иванович переехал в Петербург и был назначен начальником Николаевской академии Генерального штаба, а затем генерал-адъютантом с оставлением в должности начальника академии. Одиннадцать лет М.И. Драгомиров твердой рукой вел дело подготовки офицеров Генерального штаба, разрабатывал многие теоретические вопросы военного искусства. К этому времени он был уже известным военным деятелем не только в России, но и за рубежом. Его труды читали и тщательно изучали.
В 1879 году Драгомиров издал «Учебник тактики», в котором была изложена стройная педагогическая система, отвечающая на два главных вопроса подготовки войск: «чему учить?» и «как учить?». Этот труд на протяжении более двадцати лет служил основным пособием для обучения офицеров искусству тактики. В 1881 году последовало второе издание «Учебника тактики», несколько дополненное и измененное.
В 1889 году М.И. Драгомиров назначен командующим войсками Киевского военного округа. К этому времени он выработал цельную систему обучения и воспитания войск, которая своей новизной и оригинальностью, жизненностью и соответствием потребностям времени не только завоевала себе право на существование, но и была принята за основу боевой подготовки русской армии.
Командуя войсками Киевского военного округа, Драгомиров энергично приступил к воплощению своей системы воспитания и образования в жизнь. Свои взгляды, требования и замечания командующий округом излагал в «руководящих приказах, приказаниях и распоряжениях войскам Киевского округа», которые в общей совокупности представляли собой систему обучения и проверки войсковых частей по всем отделам их боевой подготовки.
В этот период литературная работа М.И. Драгомирова приняла не только специальный военный, но и общественный характер.
30 августа 1891 года Драгомиров был произведен в генералы от инфантерии. Он активно участвовал в выработке уставов, положений и наставлений для русской армии. Практически ни один общеармейский вопрос не решался без деятельного участия Драгомирова, ни один устав не проходил без его цензуры. Драгомиров по праву был признан «учителем и воспитателем русского солдата и офицера».
Авторитет М.И. Драгомирова в русской армии установился прочно, однако, как отмечали некоторые отечественные военные историки, «только в бессистемности русской жизни следует искать причину того, что около Драгомирова не выработалась прочная практическая школа, которая могла бы надолго сделаться хранительницей тех основ подготовки армии в мирное время, над выработкой которых так талантливо, последовательно и так настойчиво в течение всей своей жизни трудился Драгомиров».
В 1898 году Драгомиров назначен Киевским, Подольским и Волынским генерал-губернатором с оставлением в должности командующего войсками Киевского военного округа.
В 1900 году под руководством Драгомирова составлен «Полевой устав». В дальнейшем этот устав будет переработан по опыту Русско-японской войны 1904–1905 годов и издан в 1912 году.
Деятельность Драгомирова в должности командующего войсками округа явилась как бы венцом, синтезом работы всей его жизни. За военные и государственные заслуги Михаил Иванович был награжден многими российскими орденами. В декабре 1901 года он удостоен высшей награды Российской империи – ордена Святого Андрея Первозванного. В 1903 году Драгомиров стал членом Государственного совета, и этим закончилась его государственная служба.
В этом же году Михаил Иванович переехал на постоянное жительство в г. Конотоп Черниговской губернии. Здоровье его значительно пошатнулось, но он продолжал активную литературную работу.
Его труды публиковались в военном журнале «Разведчик» под общим заглавием «Наши делишки». В этих статьях Драгомиров откликался на вопросы общественной жизни и военного дела. С 1903 года Драгомиров начал обдумывать и готовить третье издание «Учебника тактики». Он успел закончить это труд в рукописи и даже продиктовал 9 октября 1905 года «Предисловие к изданию третьему, переработанному».
В этом предисловии он отметил, что «минувшая русско-японская война, по мнению многих, внесла полный переворот в тактику. По нашему разумению, не русско-японская война внесла некоторую поправку в тактику, а народившийся и назревший фактор – более скорострельное, дальнобойное и меткое огнестрельное оружие. Однако этот усовершенствованный фактор не в силах поколебать в корне основы теории военного дела, потому что в этом деле, скорее волевом, чем умовом, – на первом плане всегда стоял, стоит и будет стоять человек, живая сила. Появление более совершенного артиллерийского и ручного оружия только оттенило потребность более рационального нравственного воспитания и образования войск в мирное время».
В ночь с 14 (27) на 15 (28) октября 1905 года Михаил Иванович скончался. Похоронен он в г. Конотопе.
Автор: Алексей Мазур
На фото: портрет М.И. Драгомирова кисти И.Е. Репина
Союз ревнителей Памяти Императора Николая II продолжает сбор средств на книгу об истории своей организации. Будем благодарны за финансовую поддержку. Подробности: http://www.monarchism.info/p/o.html