Санкт-Петербург, 31 октября — Наша Держава. «Во время управления русской митрополией Филиппом I с 1464 по 1474 гг., какой-то иудей Феодор, прибыв в Московское государство, по всем вероятиям, из Литвы, крестился и так повёл свои дела, что митрополит поручил ему, как знающему иудейский язык, перевести на славянский Псалтырь, что тот и сделал. Псалтырь эта сохранилась в собрании рукописей Кирилло-Белозерского монастыря (на 1913 год) и по новейшим исследованиям наших учёных оказывается Иудейской молитвенной книгою «Махазор», причём, по словам одного из исследователей, М.Н. Сперанского, «ни в одном из псалмов нет пророчеств о Христе», которых так много в истинной псалтыри, так как Феодор жид, «фанатически преданный иудейству» перевёл вовсе не псалтырь Давида, а молитвы иудейские, употребляемые при богослужении, в которых ярко просвечивает оппозиция (неприязнь) учению о троичности лиц Божества» (здесь и далее приведены цитаты из книги А. Нечволодова «Сказания о Русской земле»).
«Тёмная личность Феодора-жида была только предшественником гораздо более опасных разрушителей нашей веры (мы именуем иудеев — жидами, а не евреями, как их часто называют многие русские писатели новейшего времени, и делаем это потому, что Евер, предок Авраама, считается родоначальником многих семитических племён, в том числе и арабов; иудеи же происходят от потомков Иуды, почему на всех европейских языках для них и имеются названия, происходящие от слова Иуда: юде — (по-немецки), джю — (по-английски), жюиф — (по-французски), жид — (по-польски) и так далее; наши летописцы, а также историки — Карамзин и Соловьёв, тоже неизменно называют иудеев — жидами. — прим. А. Нечволодова).
В 1470 г. новгородцы пригласили себе литовского князя Михаила Олельковича. С ним вместе из Киева прибыл и учёный жид Схария, который был хорошо научен «чародейству же и чернокнижию, звездознанию и астрологии», как его впоследствии описывает один из обличителей. Этот Схария и взялся за прочное насаждение жидовства в лоне нашей Церкви. Первым его учеником был священник Дионисий, которого он, без сомнения, привлёк тайнами иудейского чернокнижия или каббалы… В каббалу входит астрология,.. а также магия, или искусство производить чары с помощью заклинаний и др. волхований.
Заманчивые и таинственные сведения, которые сулит изучение каббалы, служат на протяжении множества веков, вплоть до настоящего времени, сильнейшей приманкой для людей легковерных… Наставники-каббалисты постепенно убеждают учеников, что полное посвящение в тайные науки возможно лишь при условии отречения от Христа.
XIV и XV столетия ознаменовались особенным увлечением западно-европейского общества занятиями каббалистическими науками, преимущественно же астрологией… «Отречённые книги», во множестве появившиеся на Руси в XIV и XV веках в переводах с западноевропейских языков: «Аристотелевы врата, или тайные тайных», «Рафли», «Шестокрыл», «Трепетники» и «Лопаточники»… имеют самую близкую связь с иудейской каббалой, и, по-видимому, значительная часть их составлена иудейскими раввинами… Одним из таких странствующих раввинов-каббалистов, которых в это время имелось много в Западной Европе, и был, очевидно, Схария.
Дионисий не замедлил совершенно поддаться опытному жиду-совратителю и привёл к нему вскоре другого священника… Оба новообращённых священника так усердствовали в новом учении, что хотели даже обрезаться, но жиды их до этого не допустили, говоря, что в случае падения на них подозрений обрезание будет служить уликою, и что иудейства они должны держаться тайно, явно же оставаться христианами и строго исполнять наружное благочестие. Это наружное благочестие первых еретиков… содействовало быстрому распространению их учения, причём новообращённые жидовствующие всеми силами старались получить священнические места, чтобы успешно воздействовать на свою паству. Кроме того, еретики отличались учёностью и имели книги, которых не было у православного духовенства, которое потому не могло успешно бороться с ними…
Увидя, что дело разрушения православной веры благодаря усердию новообращённых… стало на прочные основы, жид Схария счёл благоразумным скрыться со своими жидами-помощниками из Русской земли».
Когда же ересь заползла в Кремль, а митрополитом стал тайный последователь жидовствующих — Зосима, архиепископу Геннадию удалось собрать Московский собор, который проклял еретиков и приговорил к заточению. Святитель Геннадий велел посадить осужденных на лошадей лицом к хвосту в вывороченном платье и в берестовых остроконечных шлемах с надписью: «се есть сатанино воинство». В таком виде их провезли по всему Новгороду и в заключение подожгли на их головах шлемы.
Однако собор 1490 г. не обезсилил ереси в Москве, где главные жидовствующие, и в том числе митрополит, остались неоткрытыми. Потребовалось ещё 14 лет борьбы и поддержка знаменитого и могущественного союзника — прп. Иосифа Волоцкого, чтобы на Соборе 1504 г. была окончательно обличена ересь жидовствующих и виновникам был вынесен строгий приговор.
(источник: Россия день за днём. Жития, события, судьбы… Исторический календарь-альманах. М.: Издательское содружество во имя св. прав. Иоанна Кронштадтского, 2009. — С. 607-610)
Союз ревнителей Памяти Императора Николая II продолжает сбор средств на книгу об истории своей организации. Будем благодарны за финансовую поддержку. Подробности: http://www.monarchism.info/p/o.html