Санкт-Петербург,
27 мая — Наша Держава (Кристина Энгель).
“С детства обручённый России, Царь в
этот день как бы повенчался с ней”, —
писал библиограф Государя Евгений
Алферьев о коронации.
Всегда
правление нового Государя начиналось
с Его возведения на прародительский
престол, с Таинства Венчания на Царство,
которое было особым и очень важным
событием в жизни всей страны и считалось
как бы истинным посвящением Царя. В этом
священнодействии каждая вещь, каждое
слово имело свой сакральный смысл,
который, к сожалению, сейчас мало кому
понятен. Сегодня, 14 / 27 мая, в день Венчания
на Царство (1896 г.) Государя Императора
Николая II
и
Государыни Императрицы Александры
Феодоровны, мы вспоминаем как проходил
этот обряд и какое духовное значение
он имел.
27 мая — Наша Держава (Кристина Энгель).
“С детства обручённый России, Царь в
этот день как бы повенчался с ней”, —
писал библиограф Государя Евгений
Алферьев о коронации.
Всегда
правление нового Государя начиналось
с Его возведения на прародительский
престол, с Таинства Венчания на Царство,
которое было особым и очень важным
событием в жизни всей страны и считалось
как бы истинным посвящением Царя. В этом
священнодействии каждая вещь, каждое
слово имело свой сакральный смысл,
который, к сожалению, сейчас мало кому
понятен. Сегодня, 14 / 27 мая, в день Венчания
на Царство (1896 г.) Государя Императора
Николая II
и
Государыни Императрицы Александры
Феодоровны, мы вспоминаем как проходил
этот обряд и какое духовное значение
он имел.
Совершение
каждого Таинства в Православной Церкви
несёт в себе особый дар благодати. В
Миропомазании на Царство Государю
даётся благодать, которая укрепляет
Его в духовной жизни, даёт незримую
помощь в управлении государством и
попечении о Церкви Христовой. Но главным
смыслом этого священнодейства является
то, что Царь благословляется Богом не
только как глава Земли Русской, а прежде
всего, именно как носитель церковного
служения.
По
воспоминаниям лиц, близко знавших
Государя, никакое решение Он не принимал
не думая о Боге, никогда не шёл против
совести. Ни одно из слов из коронационных
молитв Он не забыл и всегда старался их
придерживаться. «Я имею непоколебимую
веру в то, что судьба России, Моя
собственная судьба и судьба Моей Семьи
в руках Господа, Который поставил Меня
на то место, где Я нахожусь. Чтобы ни
случилось, Я склонюсь перед Его волей
в убеждении, что никогда не имел иной
мысли, как служить той стране, которую
Он мне вручил», — говорил Государь.
воспоминаниям лиц, близко знавших
Государя, никакое решение Он не принимал
не думая о Боге, никогда не шёл против
совести. Ни одно из слов из коронационных
молитв Он не забыл и всегда старался их
придерживаться. «Я имею непоколебимую
веру в то, что судьба России, Моя
собственная судьба и судьба Моей Семьи
в руках Господа, Который поставил Меня
на то место, где Я нахожусь. Чтобы ни
случилось, Я склонюсь перед Его волей
в убеждении, что никогда не имел иной
мысли, как служить той стране, которую
Он мне вручил», — говорил Государь.
Коронация,
которая проходила в Успенском Соборе
в Москве, по рассказам современников,
была поистине незабываемым зрелищем.
Государь и Государыня шли пешком до
Собора в составе государственной
процессии. Впереди шла Вдовствующая
Императрица Мария Феодоровна, за Ней
следом, каждый под отдельным балдахином,
шли Николай II
и
Александра Феодоровна, в сопровождении
многочисленных придворных, одетых в
великолепные мундиры.
Сама
церемония длилась довольно долго, около
пяти часов, но несмотря на это оставила
неизгладимое восторженное впечатление
в сердцах и памяти многих. Императрица
Александра Феодоровна вспоминала об
этом дне так: «Я совершенно не устала,
всё вокруг мне казалось необыкновенно
прекрасным. Сам обряд представлялся
чем-то вроде мистического бракосочетания
с Россией». И, как мы можем убедиться по
Её делам впоследствии, Она действительно
стала единым целым в этот день со всей
Россией, Она навсегда обрела русское
сердце и русскую душу, Она стала Матерью
всей нашей страны. Такие же чувства
испытывал и Государь. Восседая на трон,
Он свидетельствовал перед лицом своего
народа, что будет оставаться верным
историческим преданиям своих предков,
что будет вести государство по пути
улучшений и преобразований, и что Он
будет твёрдо стоять и охранять основу
национальной жизни и истории. «Да поможет
мне Господь служить Нашей горячо любимой
родине так же, как служил ей Мой покойный
Отец, и вести её по указанному им светлому
и лучезарному пути», — говорил Государь
в дни своего восшествия на Престол.
церемония длилась довольно долго, около
пяти часов, но несмотря на это оставила
неизгладимое восторженное впечатление
в сердцах и памяти многих. Императрица
Александра Феодоровна вспоминала об
этом дне так: «Я совершенно не устала,
всё вокруг мне казалось необыкновенно
прекрасным. Сам обряд представлялся
чем-то вроде мистического бракосочетания
с Россией». И, как мы можем убедиться по
Её делам впоследствии, Она действительно
стала единым целым в этот день со всей
Россией, Она навсегда обрела русское
сердце и русскую душу, Она стала Матерью
всей нашей страны. Такие же чувства
испытывал и Государь. Восседая на трон,
Он свидетельствовал перед лицом своего
народа, что будет оставаться верным
историческим преданиям своих предков,
что будет вести государство по пути
улучшений и преобразований, и что Он
будет твёрдо стоять и охранять основу
национальной жизни и истории. «Да поможет
мне Господь служить Нашей горячо любимой
родине так же, как служил ей Мой покойный
Отец, и вести её по указанному им светлому
и лучезарному пути», — говорил Государь
в дни своего восшествия на Престол.
Как
уже упоминалось выше, все слова, действия
и даже предметы, в этом обряде имеют
своё значение. Например, порфира и венец
— это знаки Царской чести и славы и,
когда Государь облачается в них, то
является перед своим народом как бы во
всей тяжести и бремени Царского служения,
говоря этим, что ради Богом вверенной
Ему страны, Он готов на любые испытания
и страдания. Государь Николай II
часто
повторял, что нет той жертвы, которую
Он не принёс бы на благо своего Отечества.
Принимая в свои руки Державу, Царь
говорил этим, что будет беречь и блюсти
целостность Земли Русской, а держа
скипетр, показывал, что Он готов на
брань, как с внешними, так и внутренними
врагами, и будет карать зло во всех его
проявлениях, которое может разрушить
мир и благоденствие Его подданных.
уже упоминалось выше, все слова, действия
и даже предметы, в этом обряде имеют
своё значение. Например, порфира и венец
— это знаки Царской чести и славы и,
когда Государь облачается в них, то
является перед своим народом как бы во
всей тяжести и бремени Царского служения,
говоря этим, что ради Богом вверенной
Ему страны, Он готов на любые испытания
и страдания. Государь Николай II
часто
повторял, что нет той жертвы, которую
Он не принёс бы на благо своего Отечества.
Принимая в свои руки Державу, Царь
говорил этим, что будет беречь и блюсти
целостность Земли Русской, а держа
скипетр, показывал, что Он готов на
брань, как с внешними, так и внутренними
врагами, и будет карать зло во всех его
проявлениях, которое может разрушить
мир и благоденствие Его подданных.
Но
самое важное во всей этой церемонии —
это, конечно же, молитвы. Читая их перед
алтарём и провозглашая Символ Веры
Государь не только торжественно
свидетельствовал о своей принадлежности
к Православной Церкви, но и признавал
Православие своим священным долгом
перед Отечеством, давал обет Богу
руководствоваться в своей деятельности
правилами веры.
Поучителен
для нас и другой момент обряда — когда
Государь, во всё своём Царском облачении
и с венцом на голове, смиренно и
коленопреклонённо молится перед
Престолом Всевышнего за свою страну и
свой народ, за даровании Ему мудрости
и разума в этом тяжёлом деле. После этого
Государь вставал, а Его верноподданные,
в свою очередь, наоборот опускались на
колени и тоже начинали возносить свои
молитвы о России и Царе. Как хорошо
сказано в кратких поучениях протоиерея
Григория (Дьяченко): «Молиться за Царя
— значит молиться за себя, молиться за
всё Царство — значит молиться за святую
Церковь. Поистине, что голова для тела,
то Царь для государства».
для нас и другой момент обряда — когда
Государь, во всё своём Царском облачении
и с венцом на голове, смиренно и
коленопреклонённо молится перед
Престолом Всевышнего за свою страну и
свой народ, за даровании Ему мудрости
и разума в этом тяжёлом деле. После этого
Государь вставал, а Его верноподданные,
в свою очередь, наоборот опускались на
колени и тоже начинали возносить свои
молитвы о России и Царе. Как хорошо
сказано в кратких поучениях протоиерея
Григория (Дьяченко): «Молиться за Царя
— значит молиться за себя, молиться за
всё Царство — значит молиться за святую
Церковь. Поистине, что голова для тела,
то Царь для государства».
Совершив
молитвы Николай II
был
помазан Священным миром и именно в этот
день, единственный раз за всю Его жизнь,
Императору было позволено войти во
Святая Святых и получить причастие как
священнослужитель (отдельно Крови и
Тела Христа). Очень интересны воспоминания
о Коронации, фрейлины Государыни, С.К.
Буксгевден: «Когда Николай II
поднимался
по ступеням алтаря, цепь ордена Святого
Андрея Первозванного упала на пол —
дурное предзнаменование для суеверных
людей. Но это не обезпокоило Императрицу.
Она в то же самое время увидела, как луч
солнца упал на голову Императора, окружив
её чем-то вроде ореола. Император
короновал себя сам, приняв корону из
рук митрополита. После этого Императрица,
подошедши, опустилась перед Ним на
колени. Император снял свою корону и
коснулся ею лба Императрицы. Затем Он
взял корону меньшего размера и с особенной
бережностью возложил её на голову своей
жены. […] После
того, как вся процессия покинула Собор,
Император и Императрица Александра
Феодоровна шли в полном облачении. На
всех московских церквях звонили колокола,
пушки оглушительно стреляли, а безчисленные
толпы людей на улицах кричали до хрипоты.
На вершине знаменитого Красного крыльца
Императорская Чета повернулась к народу
и низко поклонилась три раза. Этот обряд
символизировал Их приветствие стране».
молитвы Николай II
был
помазан Священным миром и именно в этот
день, единственный раз за всю Его жизнь,
Императору было позволено войти во
Святая Святых и получить причастие как
священнослужитель (отдельно Крови и
Тела Христа). Очень интересны воспоминания
о Коронации, фрейлины Государыни, С.К.
Буксгевден: «Когда Николай II
поднимался
по ступеням алтаря, цепь ордена Святого
Андрея Первозванного упала на пол —
дурное предзнаменование для суеверных
людей. Но это не обезпокоило Императрицу.
Она в то же самое время увидела, как луч
солнца упал на голову Императора, окружив
её чем-то вроде ореола. Император
короновал себя сам, приняв корону из
рук митрополита. После этого Императрица,
подошедши, опустилась перед Ним на
колени. Император снял свою корону и
коснулся ею лба Императрицы. Затем Он
взял корону меньшего размера и с особенной
бережностью возложил её на голову своей
жены. […] После
того, как вся процессия покинула Собор,
Император и Императрица Александра
Феодоровна шли в полном облачении. На
всех московских церквях звонили колокола,
пушки оглушительно стреляли, а безчисленные
толпы людей на улицах кричали до хрипоты.
На вершине знаменитого Красного крыльца
Императорская Чета повернулась к народу
и низко поклонилась три раза. Этот обряд
символизировал Их приветствие стране».
Будучи
глубокорелигиозными людьми, Государь
и Государыня были проникнуты идеей
Божественного начала верховной власти
Монарха и одинаково ясно понимали
великое значение Таинства Миропомазания
на Царство. Чин коронования был полон
глубокого смысла для Них, Государь стал
Помазанником Божьим, Особа Его стала
священна и неприкосновенна, а власть
безусловна, неограничена и самодержавна.
Князь
Н.Д. Жевахов писал в своих воспоминаниях:
«В этом таинственном обряде Священного
Коронования сказывалась вся особливость
Православной Монархии. Восточные деспоты
правили во имя собственного произвола;
государи Запада — во имя мнимой народной
воли; наш Самодержец — во имя Христа,
как послушный раб Его и исполнитель Его
Божественных велений; как руководимый
Духом Божьим в силу благодатного Таинства
Миропомазания при Венчании на Царство.
Вот основа и опора нашего государственного
бытия. Забыли мы о значении великого
Таинства Помазания на царство, стали
увлекаться примерами впавшего в
материализм Запада, утратили отечественную
самобытность и оказались в бездне…».
Н.Д. Жевахов писал в своих воспоминаниях:
«В этом таинственном обряде Священного
Коронования сказывалась вся особливость
Православной Монархии. Восточные деспоты
правили во имя собственного произвола;
государи Запада — во имя мнимой народной
воли; наш Самодержец — во имя Христа,
как послушный раб Его и исполнитель Его
Божественных велений; как руководимый
Духом Божьим в силу благодатного Таинства
Миропомазания при Венчании на Царство.
Вот основа и опора нашего государственного
бытия. Забыли мы о значении великого
Таинства Помазания на царство, стали
увлекаться примерами впавшего в
материализм Запада, утратили отечественную
самобытность и оказались в бездне…».
Как
тут не согласиться со словами князя,
особенно, если обратить свой взор на
послереволюционные события. Понятия о
власти совершенно изменились и в нынешнее
время не несут уже в себе того сакрального
смысла. Сегодня власть ассоциируется,
скорее, со средством обогащения, а о
духовном значении никто даже и не
задумывается.
тут не согласиться со словами князя,
особенно, если обратить свой взор на
послереволюционные события. Понятия о
власти совершенно изменились и в нынешнее
время не несут уже в себе того сакрального
смысла. Сегодня власть ассоциируется,
скорее, со средством обогащения, а о
духовном значении никто даже и не
задумывается.
«Быть
может, необходима искупительная жертва
для спасения России. Я буду этой жертвой.
Да свершится воля Божья!», — так Государь
Николай II
понимал
свою величайшую ответственность перед
Богом, Россией и народом. Пусть послужит
этот высокий и трогательный пример
глубоко благоговейного отношения
Государя Императора Николая II
к
своему великому призванию и служению,
образцом для всех нас и особенно
властьимущих. Пусть укрепит он в умах
и сердцах наших, что на всякое дело и на
всякое служение мы поставлены не просто
так, а по Воле Всевышнего, без которой
не происходит ничего в этом мире.
может, необходима искупительная жертва
для спасения России. Я буду этой жертвой.
Да свершится воля Божья!», — так Государь
Николай II
понимал
свою величайшую ответственность перед
Богом, Россией и народом. Пусть послужит
этот высокий и трогательный пример
глубоко благоговейного отношения
Государя Императора Николая II
к
своему великому призванию и служению,
образцом для всех нас и особенно
властьимущих. Пусть укрепит он в умах
и сердцах наших, что на всякое дело и на
всякое служение мы поставлены не просто
так, а по Воле Всевышнего, без которой
не происходит ничего в этом мире.
Кристина
Энгель,
Энгель,
руководитель Санкт-Петербургского отделения
Союза
ревнителей Памяти Императора Николая
II
ревнителей Памяти Императора Николая
II
Молитва,
читаемая во время Коронации от лица
всего народа:
читаемая во время Коронации от лица
всего народа:
«Боже
великій и дивный, неисповѣдимою благостію
и богатымъ промысломъ, управляя всяческая,
Его же премудрыми, но неиспытанными
судьбами, разнообразные предѣлы жизнь
и сожительство человѣческое пріемлетъ,
благодарнѣ исповѣдуемъ: яко не по
беззаконіямъ нашимъ сотворилъ еси намъ,
ниже по грѣхомъ нашимъ воздалъ еси намъ.
Согрѣшихомъ, Господи, и беззаконовахомъ,
и крайняго Твоего отвращенія достойны
сотворихомся. Ты же, о неисчетная
Благостыня, милостивый и долготерпѣливый,
и каяйся о злобахъ человѣческихъ,
Владыко, наказавъ насъ краткимъ бывшія
печали посѣщеніемъ, се изобильно
исполнилъ еси радости и веселія сердца
наша, оправдавъ надъ нами царствовати
возлюбленнаго Тобою Раба Твоего,
Благочестивѣйшаго Самодержавнѣйшаго
Великаго Государя нашего Императора Николая Александровича всея Россіи:
умудри убо и настави Его непоползновенно
проходити великое сіе къ Тебѣ служеніе,
даруй Ему разумъ и премудрость, во еже
судити людемъ Твоимъ въ правду, и Твое
сіе достояніе въ тишинѣ и безъ печали
сохранити, покажи Его врагомъ побѣдительна,
злодѣемъ страшна, добрымъ милостива и
благонадежна, согрѣй сердце Его къ
призрѣнію нищихъ, ко пріятію странныхъ,
къ заступленію напаствуемыхъ. Подчиненныя
же ему правительства управляя на путь
истины и правды и отъ лицепріятія и
мздоимства отражая, и вся
отъ Тебѣ державѣ его врученныя люди въ
нелицемѣрной содержа вѣрности,
сотвори его Отца о чадахъ веселящагося
и да удивиши милости Твоя на насъ. Умножи
дни живота Его въ нерушимомъ здравіи и
непремѣняемомъ благополучіи, даруй же
во дни его и всѣмъ намъ миръ, безмолвіе
и благопоспѣшество, благораствореніе
воздуха, земли плодоносія, и вся къ
временной и вѣчной жизни потребная. О
премилосердый Господи нашъ, Боже щедротъ
и Отче всякія утѣхи, не отврати лица
Твоего отъ насъ и не посрами насъ отъ
чаянія нашего, уповающе на Тя, молимся
Тебѣ, и молящеся на щедроты Твоя уповаемъ:
Ты бо единъ вѣси, еже требуемъ, и прежде
прошенія подаеши, и дарованія утверждаеши,
и всякое даяніе благо, и всякъ даръ
совершенъ свыше есть сходяй отъ Тебе
Отца свѣтовъ. Тебѣ слава и держава со
единороднымъ Твоимъ Сыномъ, и Всесвятымъ
и благимъ и животворящимъ Твоимъ Духомъ,
нынѣ и присно и во вѣки вѣковъ. Аминь».
великій и дивный, неисповѣдимою благостію
и богатымъ промысломъ, управляя всяческая,
Его же премудрыми, но неиспытанными
судьбами, разнообразные предѣлы жизнь
и сожительство человѣческое пріемлетъ,
благодарнѣ исповѣдуемъ: яко не по
беззаконіямъ нашимъ сотворилъ еси намъ,
ниже по грѣхомъ нашимъ воздалъ еси намъ.
Согрѣшихомъ, Господи, и беззаконовахомъ,
и крайняго Твоего отвращенія достойны
сотворихомся. Ты же, о неисчетная
Благостыня, милостивый и долготерпѣливый,
и каяйся о злобахъ человѣческихъ,
Владыко, наказавъ насъ краткимъ бывшія
печали посѣщеніемъ, се изобильно
исполнилъ еси радости и веселія сердца
наша, оправдавъ надъ нами царствовати
возлюбленнаго Тобою Раба Твоего,
Благочестивѣйшаго Самодержавнѣйшаго
Великаго Государя нашего Императора Николая Александровича всея Россіи:
умудри убо и настави Его непоползновенно
проходити великое сіе къ Тебѣ служеніе,
даруй Ему разумъ и премудрость, во еже
судити людемъ Твоимъ въ правду, и Твое
сіе достояніе въ тишинѣ и безъ печали
сохранити, покажи Его врагомъ побѣдительна,
злодѣемъ страшна, добрымъ милостива и
благонадежна, согрѣй сердце Его къ
призрѣнію нищихъ, ко пріятію странныхъ,
къ заступленію напаствуемыхъ. Подчиненныя
же ему правительства управляя на путь
истины и правды и отъ лицепріятія и
мздоимства отражая, и вся
отъ Тебѣ державѣ его врученныя люди въ
нелицемѣрной содержа вѣрности,
сотвори его Отца о чадахъ веселящагося
и да удивиши милости Твоя на насъ. Умножи
дни живота Его въ нерушимомъ здравіи и
непремѣняемомъ благополучіи, даруй же
во дни его и всѣмъ намъ миръ, безмолвіе
и благопоспѣшество, благораствореніе
воздуха, земли плодоносія, и вся къ
временной и вѣчной жизни потребная. О
премилосердый Господи нашъ, Боже щедротъ
и Отче всякія утѣхи, не отврати лица
Твоего отъ насъ и не посрами насъ отъ
чаянія нашего, уповающе на Тя, молимся
Тебѣ, и молящеся на щедроты Твоя уповаемъ:
Ты бо единъ вѣси, еже требуемъ, и прежде
прошенія подаеши, и дарованія утверждаеши,
и всякое даяніе благо, и всякъ даръ
совершенъ свыше есть сходяй отъ Тебе
Отца свѣтовъ. Тебѣ слава и держава со
единороднымъ Твоимъ Сыномъ, и Всесвятымъ
и благимъ и животворящимъ Твоимъ Духомъ,
нынѣ и присно и во вѣки вѣковъ. Аминь».