Москва, 13 декабря — Наша Держава (Михаил Назаров). Св. апостол (из двенадцати) Андрей Первозванный († 62) родился
в Галилее. Имя Андрей – греческое и в переводе значит «мужественный».
Впоследствии апостол жил вместе со своим младшим братом Симоном (апостолом Петром)
в Капернауме, на берегу Геннисаретского озера, занимаясь ловлей рыбы.
Уже с юных лет апостол Андрей отличался молитвенной устремленностью к
Богу. Он не вступил в брак, а стал учеником св. пророка Иоанна Крестителя,
с нетерпением ожидал пришествия Спасителя, и когда Иисус появился,
первый последовал за Ним и провел у Него весь день (Ин. 1:36-39).
в Галилее. Имя Андрей – греческое и в переводе значит «мужественный».
Впоследствии апостол жил вместе со своим младшим братом Симоном (апостолом Петром)
в Капернауме, на берегу Геннисаретского озера, занимаясь ловлей рыбы.
Уже с юных лет апостол Андрей отличался молитвенной устремленностью к
Богу. Он не вступил в брак, а стал учеником св. пророка Иоанна Крестителя,
с нетерпением ожидал пришествия Спасителя, и когда Иисус появился,
первый последовал за Ним и провел у Него весь день (Ин. 1:36-39).
Сразу же после Пятидесятницы
апостол Андрей, по выпавшему ему жребию, отправился в Причерноморье с
проповедью Слова Божия среди кавказских народов, сарматов, тавров,
скифов (под которыми тогда понимали все племена к северу от Понта
Эвксинского, т.е. Черного моря, от Кавказа до Карпат) и соответственно –
наших предков славян, которые тогда заселяли также Фракию (восточную
часть Балкан).
апостол Андрей, по выпавшему ему жребию, отправился в Причерноморье с
проповедью Слова Божия среди кавказских народов, сарматов, тавров,
скифов (под которыми тогда понимали все племена к северу от Понта
Эвксинского, т.е. Черного моря, от Кавказа до Карпат) и соответственно –
наших предков славян, которые тогда заселяли также Фракию (восточную
часть Балкан).
О миссионерской деятельности св. апостола Андрея в районах,
прилегающих к Черному морю, сохранилось немало свидетельств древних
авторов (Евсевий Памфил Кесарийский, Ориген, св. Дорофей, епископ
Тирский, епископ Епифаний Кипрский, Сафроиий, Праксейс, Никита
Пафлогонянин, иерусалимский иеромонах Епифаний). Сохранились также
устные предания абхазов и осетин, повествующие о проповеди св. апостола Андрея в их кавказских землях, откуда апостол затем пришел в Боспор и Феодосию на Крымском полуострове.
прилегающих к Черному морю, сохранилось немало свидетельств древних
авторов (Евсевий Памфил Кесарийский, Ориген, св. Дорофей, епископ
Тирский, епископ Епифаний Кипрский, Сафроиий, Праксейс, Никита
Пафлогонянин, иерусалимский иеромонах Епифаний). Сохранились также
устные предания абхазов и осетин, повествующие о проповеди св. апостола Андрея в их кавказских землях, откуда апостол затем пришел в Боспор и Феодосию на Крымском полуострове.
Точно известно, что продолжительное время св. апостол Андрей
Первозванный пробыл в Корсуни (Херсонесе – ныне пригород Севастополя). В
этих краях он проповедовал многократно, предание указывает на
углубление на камне, образовавшееся от стопы апостола, вода, которая в
нем собиралась, исцеляла больных. До наших времен сохранились развалины
древних храмов, чьи основания восходят к I в., а среди них – следы
древнейшего храма Святого Андрея с высеченным на скале престолом его
имени.
Первозванный пробыл в Корсуни (Херсонесе – ныне пригород Севастополя). В
этих краях он проповедовал многократно, предание указывает на
углубление на камне, образовавшееся от стопы апостола, вода, которая в
нем собиралась, исцеляла больных. До наших времен сохранились развалины
древних храмов, чьи основания восходят к I в., а среди них – следы
древнейшего храма Святого Андрея с высеченным на скале престолом его
имени.
Преподобный Нестор Летописец
писал: «Когда Андрей учил в Синопе и прибыл в Корсунь, узнал он, что
недалеко от Корсуня устье Днепра, и… проплыл в устье днепровское, и
оттуда отправился вверх по Днепру. И случилось так, что он пришел и стал
под горами на берегу. И утром встал и сказал бывшим с ним ученикам:
«Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия, будет город
великий, и воздвигнет Бог много церквей». И взойдя на горы эти,
благословил их, и поставил крест, и помолился Богу, и сошел с горы этой,
где впоследствии будет Киев, и пошел вверх по Днепру. И пришел к
словенам, где нынче стоит Новгород» («Повесть временных лет», ХII в.).
писал: «Когда Андрей учил в Синопе и прибыл в Корсунь, узнал он, что
недалеко от Корсуня устье Днепра, и… проплыл в устье днепровское, и
оттуда отправился вверх по Днепру. И случилось так, что он пришел и стал
под горами на берегу. И утром встал и сказал бывшим с ним ученикам:
«Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия, будет город
великий, и воздвигнет Бог много церквей». И взойдя на горы эти,
благословил их, и поставил крест, и помолился Богу, и сошел с горы этой,
где впоследствии будет Киев, и пошел вверх по Днепру. И пришел к
словенам, где нынче стоит Новгород» («Повесть временных лет», ХII в.).
Апостол Андрей водружает крест на киевских горах. Радзивиловская летопись.
Так же и Евсевий Кессарийский сообщает, что апостол поднялся по Днепру и дошел до поселений славян, где был основан Новгород. А русское предание сообщает даже, что Апостол побывал на Валааме – на месте будущего Свято-Преображенского Валаамского монастыря
и пророчествовал о том, что и в этих местах будет слава христианства,
причем апостол сделал это, направляясь через варяжские земли в Рим. Эту
валаамскую легенду позже некоторые ученые опровергали, а между тем путь в
Рим в то время по какой-то причине большего удобства (видимо, по морю)
проходил именно таким образом: «…бе путь из Варяг в Греки и из Грек по
Днепру, и вверх Днепра волок до Ловоти, и по Ловоти внити в Ылмеръ
озеро великое, из него же озера потечет Волхов и втечет в озеро великое
Нево, и из того озера внидеть устье в море варяжское. И по тому морю ити
до Рима, и от Рима прити по тому же морю ко Царюгороду…» («Повесть
временных лет»).
и пророчествовал о том, что и в этих местах будет слава христианства,
причем апостол сделал это, направляясь через варяжские земли в Рим. Эту
валаамскую легенду позже некоторые ученые опровергали, а между тем путь в
Рим в то время по какой-то причине большего удобства (видимо, по морю)
проходил именно таким образом: «…бе путь из Варяг в Греки и из Грек по
Днепру, и вверх Днепра волок до Ловоти, и по Ловоти внити в Ылмеръ
озеро великое, из него же озера потечет Волхов и втечет в озеро великое
Нево, и из того озера внидеть устье в море варяжское. И по тому морю ити
до Рима, и от Рима прити по тому же морю ко Царюгороду…» («Повесть
временных лет»).
Не подлежит сомнению, что апостол Адрей из
славянских земель прошел через земли варягов в Рим, для проповеди, и
вновь вернулся во Фракию, где в небольшом селении Византии, будущем
могучем Константинополе,
основал Церковь. Таким образом апостол Андрей единственный, кто своей
миссионерской проповедью связует Иерусалим – духовный центр мiра и три
последующих сменявших друг друга удерживающих империи: первый Рим со
вторым Римом и с землями будущего Третьего Рима.
славянских земель прошел через земли варягов в Рим, для проповеди, и
вновь вернулся во Фракию, где в небольшом селении Византии, будущем
могучем Константинополе,
основал Церковь. Таким образом апостол Андрей единственный, кто своей
миссионерской проповедью связует Иерусалим – духовный центр мiра и три
последующих сменявших друг друга удерживающих империи: первый Рим со
вторым Римом и с землями будущего Третьего Рима.
В
своих странствованиях Первозванный Апостол сотворил много исцелений и
иных чудес, но претерпел также много печалей и мук от язычников: его
изгоняли из городов, избивали. В Синопе его побили камнями, но,
оставшись невредимым, верный ученик Христов неустанно нес людям
проповедь о Спасителе. По молитвам апостола, Господь совершал чудеса.
Трудами святого апостола Андрея возникали христианские Церкви, которым
он ставил епископов и священство. Последним городом, куда пришел
Первозванный Апостол, и где ему суждено было принять мученическую
кончину, был греческий город Патры.
своих странствованиях Первозванный Апостол сотворил много исцелений и
иных чудес, но претерпел также много печалей и мук от язычников: его
изгоняли из городов, избивали. В Синопе его побили камнями, но,
оставшись невредимым, верный ученик Христов неустанно нес людям
проповедь о Спасителе. По молитвам апостола, Господь совершал чудеса.
Трудами святого апостола Андрея возникали христианские Церкви, которым
он ставил епископов и священство. Последним городом, куда пришел
Первозванный Апостол, и где ему суждено было принять мученическую
кончину, был греческий город Патры.
В Патрах правитель города
язычник Эгеат приказал распять Апостола. С радостью был готов принять
святой Андрей Первозванный крестную смерть, какую принял Спаситель, и с
молитвой ко Господу сам взошел на место казни. Но чтобы продлить мучения
апостола правитель приказал не прибивать руки и ноги святого, а
привязать их к косому кресту. Два дня Апостол с креста учил собравшихся
вокруг горожан. Люди, слушавшие его, всей душой сострадали ему и
потребовали снять святого апостола с креста. Испугавшись народного
возмущения, Эгеат приказал прекратить казнь, но как ни пытались воины
снять апостола Андрея, руки им не повиновались. Тогда яркое сияние
Божественного света осветило крест и распятого на нем мученика, когда
сияние исчезло, Святой Апостол Андрей Первозванный уже предал свою
святую душу Господу в 62 г. по Р.Х.
язычник Эгеат приказал распять Апостола. С радостью был готов принять
святой Андрей Первозванный крестную смерть, какую принял Спаситель, и с
молитвой ко Господу сам взошел на место казни. Но чтобы продлить мучения
апостола правитель приказал не прибивать руки и ноги святого, а
привязать их к косому кресту. Два дня Апостол с креста учил собравшихся
вокруг горожан. Люди, слушавшие его, всей душой сострадали ему и
потребовали снять святого апостола с креста. Испугавшись народного
возмущения, Эгеат приказал прекратить казнь, но как ни пытались воины
снять апостола Андрея, руки им не повиновались. Тогда яркое сияние
Божественного света осветило крест и распятого на нем мученика, когда
сияние исчезло, Святой Апостол Андрей Первозванный уже предал свою
святую душу Господу в 62 г. по Р.Х.
В 357 г. мощи святого апостола
Андрея были торжественно перенесены из Патр в Константинополь и
положены в храме Святых Апостолов рядом с мощами святого евангелиста
Луки и ученика апостола Павла,
апостола Тимофея. После захвата города крестоносцами кардинал Петр
Капуанский перенес в 1208 г. мощи в кафедральный храм г. Амальфи
(Италия). С 1458 г. честная глава св. ап. Андрея находилась в соборе св.
Петра в Риме. Десная рука апостола Андрея была перенесена в Россию в
1644 г. Глава апостола Андрея находилась в Риме до 1964 г., когда по
решению Римского Папы Павла VI эта святыня вместе с частицами креста
апостола Андрея были возвращены Элладской Православной Церкви. Сегодня
они находятся в крупнейшем на Балканах кафедральном соборе Андрея
Первозванного в Патрах, то есть в том месте, где проповедовал и
мученически закончил свою земную жизнь великий подвижник Андрей
Первозванный. На престоле в серебряном ковчеге покоится честная глава
апостола, а за престолом – большой Андреевский крест-реликварий (в него
вкраплены части креста, на котором был распят святой апостол Андрей).
Андрея были торжественно перенесены из Патр в Константинополь и
положены в храме Святых Апостолов рядом с мощами святого евангелиста
Луки и ученика апостола Павла,
апостола Тимофея. После захвата города крестоносцами кардинал Петр
Капуанский перенес в 1208 г. мощи в кафедральный храм г. Амальфи
(Италия). С 1458 г. честная глава св. ап. Андрея находилась в соборе св.
Петра в Риме. Десная рука апостола Андрея была перенесена в Россию в
1644 г. Глава апостола Андрея находилась в Риме до 1964 г., когда по
решению Римского Папы Павла VI эта святыня вместе с частицами креста
апостола Андрея были возвращены Элладской Православной Церкви. Сегодня
они находятся в крупнейшем на Балканах кафедральном соборе Андрея
Первозванного в Патрах, то есть в том месте, где проповедовал и
мученически закончил свою земную жизнь великий подвижник Андрей
Первозванный. На престоле в серебряном ковчеге покоится честная глава
апостола, а за престолом – большой Андреевский крест-реликварий (в него
вкраплены части креста, на котором был распят святой апостол Андрей).
Св.
Андрей был единственным Апостолом, посетившим славянские земли, и
потому почитается русским народом как наш особенный молитвенник и
покровитель. Первая церковь Апостола Андрея была построена в Киеве в
1086 г. стараниями Великого князя Всеволода Ярославича, сына Ярослава Мудрого.
Впоследствии на Руси возникло много храмов и монастырей в честь
Апостола Святой Руси, как его стали у нас называть. В согласии с
местными преданиями о пребывании Андрея Первозванного, память его особо
чтилась в таких русских монастырях, как Балаклавский Георгиевский
монастырь близ г. Севастополя, у мыса Фиолент (по-гречески означает
«Божья страна»), Инкерманский св. Климента монастырь под Севастополем,
Валаамский Спасо-Преображенский монастырь на Ладожском озере,
Деревяницкий новгородский монастырь. Св. апостола Андрея можно назвать и
Апостолом Третьего Рима, поскольку почти все земли, на которые он
впервые принес православную веру, вошли позже в Российскую Империю.
Андрей был единственным Апостолом, посетившим славянские земли, и
потому почитается русским народом как наш особенный молитвенник и
покровитель. Первая церковь Апостола Андрея была построена в Киеве в
1086 г. стараниями Великого князя Всеволода Ярославича, сына Ярослава Мудрого.
Впоследствии на Руси возникло много храмов и монастырей в честь
Апостола Святой Руси, как его стали у нас называть. В согласии с
местными преданиями о пребывании Андрея Первозванного, память его особо
чтилась в таких русских монастырях, как Балаклавский Георгиевский
монастырь близ г. Севастополя, у мыса Фиолент (по-гречески означает
«Божья страна»), Инкерманский св. Климента монастырь под Севастополем,
Валаамский Спасо-Преображенский монастырь на Ладожском озере,
Деревяницкий новгородский монастырь. Св. апостола Андрея можно назвать и
Апостолом Третьего Рима, поскольку почти все земли, на которые он
впервые принес православную веру, вошли позже в Российскую Империю.
Почитание св. апостола Андрея Первозванного отразилось и в российской государственной символике. При Петре I
косой крест, на котором был распят апостол Андрей, стал флагом
Российского флота и получил название Андреевского (белое полотнище с
косым голубым крестом): его приняли «того ради, что от сего апостола
приняла Россия святое крещение». При Петре же в 1699 г. был учрежден
Орден Святого Апостола Андрея Первозванного как высшая награда
Российской империи. (Орден был «восстановлен» Ельциным в 1998 г.; в
числе первых награжденных – соратник Ельцина по Политбюро ЦК КПСС
Нурсултан Назарбаев, подавивший попытки создания русских патриотических
организаций в «Казахстане».)
косой крест, на котором был распят апостол Андрей, стал флагом
Российского флота и получил название Андреевского (белое полотнище с
косым голубым крестом): его приняли «того ради, что от сего апостола
приняла Россия святое крещение». При Петре же в 1699 г. был учрежден
Орден Святого Апостола Андрея Первозванного как высшая награда
Российской империи. (Орден был «восстановлен» Ельциным в 1998 г.; в
числе первых награжденных – соратник Ельцина по Политбюро ЦК КПСС
Нурсултан Назарбаев, подавивший попытки создания русских патриотических
организаций в «Казахстане».)