Москва, 29 января — Наша Держава (Михаил Назаров). Венчание на Царство – торжественный обряд возведения в верховную
власть, возникший первоначально на Востоке, получивший церковный смысл в
Византии и из нее заимствованный Россией. До конца XV века на Руси и летописи, и другие памятники говорят только
о чине «вокняжения», и притом весьма кратко. Можно только
предполагать, что обряд вокняжения, или восседания на «золотом отчем
столе» («Слово о полку Игореве»), совершался в храме главного
города, при посредстве митрополита и участии светских сановников, наподобие
возведения епископа на епископский стол. Впервые в полном церковном смысле по
древнейшему греческому чиноположению, с небольшими изменениями, был венчан в
1547 г. Великий
Князь Иоанн IV Васильевич.
власть, возникший первоначально на Востоке, получивший церковный смысл в
Византии и из нее заимствованный Россией. До конца XV века на Руси и летописи, и другие памятники говорят только
о чине «вокняжения», и притом весьма кратко. Можно только
предполагать, что обряд вокняжения, или восседания на «золотом отчем
столе» («Слово о полку Игореве»), совершался в храме главного
города, при посредстве митрополита и участии светских сановников, наподобие
возведения епископа на епископский стол. Впервые в полном церковном смысле по
древнейшему греческому чиноположению, с небольшими изменениями, был венчан в
1547 г. Великий
Князь Иоанн IV Васильевич.
Будучи неполных семнадцати лет от роду, он решил «по примеру наших
прародителей и сродника нашего князя Владиміра Всеволодовича Мономаха»
венчаться на царство и испросил на это благословение митрополита Макария.
Венчание произошло утром 16 января 1547 г. в Успенском соборе Московского Кремля
прародителей и сродника нашего князя Владиміра Всеволодовича Мономаха»
венчаться на царство и испросил на это благословение митрополита Макария.
Венчание произошло утром 16 января 1547 г. в Успенском соборе Московского Кремля
Перенятое из Византии венчание на царство (впоследстии чин коронации)
со временем претерпевало изменения. Главными составляющими этого чина с древних
времен были: 1) чтение православного исповедания, предшествующее по правилам
Церкви рукоположению в священный чин, 2) рукоположение Патриархом и вручение
знаков царской власти, 3) Таинство Миропомазания, которое над всеми прочими
людьми совершается один раз в жизни – при крещении. И только над царем –
дважды. Помазание царей святым миром (священным благовонным маслом особого
состава) берет начало в Священном Писании, где говорится о помазании пророками
и первосвященниками ветхозаветных царей в знак дарования им особой благодати
Божией для богоугодного управления народом. Иоанн IV Васильевич стал первым
русским Государем, над которым при венчании на царство было совершено церковное
Таинство Миропомазания. С тех пор Великий Князь Московский во всех сношениях
своих стал с полным правом именоваться Царем.
со временем претерпевало изменения. Главными составляющими этого чина с древних
времен были: 1) чтение православного исповедания, предшествующее по правилам
Церкви рукоположению в священный чин, 2) рукоположение Патриархом и вручение
знаков царской власти, 3) Таинство Миропомазания, которое над всеми прочими
людьми совершается один раз в жизни – при крещении. И только над царем –
дважды. Помазание царей святым миром (священным благовонным маслом особого
состава) берет начало в Священном Писании, где говорится о помазании пророками
и первосвященниками ветхозаветных царей в знак дарования им особой благодати
Божией для богоугодного управления народом. Иоанн IV Васильевич стал первым
русским Государем, над которым при венчании на царство было совершено церковное
Таинство Миропомазания. С тех пор Великий Князь Московский во всех сношениях
своих стал с полным правом именоваться Царем.
В этом звании утвердил его и Константинопольский Патриарх Иосаф
соборной грамотой 1561 г., подписанной 36 греческими митрополитами и
епископами, в которой говорилось: «Не только предания людей достоверных, но
самые летописи свидетельствуют, что нынешний властитель московский происходит
от незабвенной царицы Анны, сестры императора Багрянородного, и что митрополит
Ефесский, уполномоченный для того Собором Духовенства Византийского, венчал
российского Великого Князя Владиміра на царство».
соборной грамотой 1561 г., подписанной 36 греческими митрополитами и
епископами, в которой говорилось: «Не только предания людей достоверных, но
самые летописи свидетельствуют, что нынешний властитель московский происходит
от незабвенной царицы Анны, сестры императора Багрянородного, и что митрополит
Ефесский, уполномоченный для того Собором Духовенства Византийского, венчал
российского Великого Князя Владиміра на царство».
Тем самым Московское Царство официально утвердило свою преемственность от Царей прекратившего
существование Второго Рима (Византии).
существование Второго Рима (Византии).
Отметим также, что к числу чисто русских особенностей чина венчания на
царство издревле относилось и поучение, которое говорил первоиерарх Церкви
коронуемому и которое входило, как существенная часть, в состав самого чина
венчания. Таким образом, Царь призывался служить делу Божию как Его Помазанник.
царство издревле относилось и поучение, которое говорил первоиерарх Церкви
коронуемому и которое входило, как существенная часть, в состав самого чина
венчания. Таким образом, Царь призывался служить делу Божию как Его Помазанник.
Также по теме: