К 1875 г. относится одно из главных изобретений Яблочкова – электрическая свеча (Свеча Яблочкова) – первая модель дуговой лампы без регулятора, пригодная для практического применения. По мнению академика Н.П. Петрова, «свеча Яблочкова дала электротехнике такой же сильный толчок на пути разнообразнейших практических применений электричества, какой паровая машина Уатта дала применениям пара в промышленности». В том же году Яблочков уехал в Париж, где сконструировал промышленный образец электрической лампы (французский патент № 112024, 1876), разработал и внедрил систему электрического освещения на однофазном переменном токе, разработал способ «дробления света посредством индукционных катушек» и др. Система освещения Яблочкова («русский свет»), продемонстрированная на Всемирной выставке в Париже в 1878 г., пользовалась огромным успехом; во Франции, Великобритании, США были основаны компании по ее коммерческой эксплуатации. В 1879 г. Яблочков организовал «Товарищество электрического освещения П.Н. Яблочков-изобретатель и К°» и электромеханический завод в С.-Петербурге, изготовившие осветительные установки на ряде военных судов, Охтенском заводе и др.
Со второй половины 1880-х гг. Павел Николаевич занимался вопросами генерирования электрической энергии: сконструировал «магнитодинамоэлектрическую машину», которая уже имела основные черты современной индукторной машины, провел много исследований в области практического решения задачи превращения энергии топлива в электричество, предложил гальванический элемент со щелочным электролитом, создал регенеративный элемент (т. н. автоаккумулятор) и др. Яблочков был участником электротехнических выставок в России (1880 и 1882), Парижских электротехнических выставок (1881 и 1889), Первого международного конгресса электриков (1881), одним из инициаторов создания электротехнического отдела Русского технического общества и журнала «Электричество».
Похоронен в с. Сапожок, ныне Саратовской области.
Многие подобные открытия и изобретения, не замахивающиеся на переделку природы созданного Богом мiра, а лишь раскрывающие его свойства и ставящие на службу человеку, могут служить добру и злу – то есть нравственно нейтральны. Это начитается уже с изобретения колеса и любых орудий труда: ножа, иглы и т.д. Человек способен злоупотребить любым предметом, начиная с собственной руки, превратив ее в орудие зла. Еще опаснее злоупотребление умом, дарованным нам Господом. Так что мы полагаем, не имеет смысла считать любое техническое изобретение (в том числе радио, телевидение) «богопротивным» и считать истинно православным сидение при лучине. Трудно представить себе сегодняшнюю жизнь без освещения; оно применяется и в храмах, и в виллах преступников. Все творение Божие – благое и создано на пользу людям. Лишь наше своеволие, несоблюдение Закона Божия и подпадание под власть противника Бога – сатаны, ведут к злоупотреблению и служению злу, а в итоге – к разрушению мiра в конце истории.