Симферополь-Москва, 23 апреля — Наша Держава. Итак, чтобы напоить полуостров, Днепр уже не нужен. Таврида гарантированно обеспечена собственной водой – и сегодня это уже 100-процентный, окончательный факт. Вот она, нитка ожившего канала. Сверкающая и чистая, как небо южной весны. Никогда не думал, что такой радостью будет поездка по восточно-крымской степи.
В прежние времена тут катил бурый и тусклый поток днепровского слива. Год назад русло высохло вообще. Украинские наци повесили в Верховной Раде баннер «Крим — цэ Украiна», а сами с садистской поспешностью перекрыли Крымский канал — единственную возможность обеспечения водой миллионного населения Феодосии, Судака, Керчи.
По идее, крымчане должны были умереть или бежать с высохшей земли. Однако ничего не получилось! Не знаю, есть ли картина прекраснее, чем веселые апрельские чайки над звенящей чашей щедро налитого Феодосийского водохранилища.
За трое суток до беды
Таврические мелиораторы совершили настоящее технологическое чудо. Сегодня канал заполнен вообще без украинской воды. Нам еще предстоит осознать стратегическую значимость этой победы, по сути, спасшей российский Крым.
…15 января 2015-го без воды должен был остаться весь Восточный Крым. То есть, запасы исчерпывались окончательно, буквально до последнего кубометра. Трагедия, масштаб которой трудно представить. Власти до сих пор стараются не раскрывать подробности.
Считанные дни оставались до большой беды. Но в самый канун новогодних праздников бригады «Гидростроя-6» республиканского Госкомводхоза сдали в строй огромный накопительный пруд у села Новоивановка Нижнегорского района. Так закончилось экстренное строительство комплекса гидротехнических сооружений по переброске избыточных запасов Белогорского и Тайганского водохранилищ по руслу реки Биюк-Карасу – на нижнегорский участок Северо-Крымского канала.
Отсюда вода самотеком пошла на насосную станцию № 16 у деревни Владиславовка. Станция поднимает поток в Феодосийское водохранилище — главный источник водоснабжения всей Феодосийско-Судакской зоны. Неподалеку расположены шлюзы, перекидывающие воду на Керчь.
Насосы станции № 16 были включены 12 января. То есть, за трое суток до грядущей катастрофы. Стоял мороз минус 20. Спецы водного хозяйства сильно рисковали, ведь при такой температуре и влажности обмотка больших электродвигателей могла сгореть в любой момент. Чтобы просушить машинный зал, срочно привезли промышленные калориферы. Станция «Владиславовка» никогда прежде не работала зимой. Божья помощь и инженерный расчет не подвели Республику Крым.
ЮБК в минералке
Четвертый месяц катит от Нижнегорья по Северо-Крымскому каналу чудесная вода. Говоря техническими термином, русло заполняют строго «по нижнему горизонту». Так максимально эффективно и одновременно экономно.
Автотрасса петляет вдоль канала и видно, как в сочных прибрежных зарослях красуются фазаны, шныряют куропатки и зайцы. После года засухи жизнь вернулась во всей щедрости. Поражают 240 гектаров водного зеркала Феодосийского водохранилища. Гигантская чаша с глубиной до 18 метров, налитая до краев, словно море.
Итак, Восточный Крым напоен. Та же самая ситуация в других регионах республики. «Симферополь обеспечен водой до конца года», — заявил министр ЖКХ Александр Жданов. До планового уровня в 44 млн. кубометров заполнено Чернореченское водохранилище – главный источник водоснабжения Севастополя. Благодаря нынешним ливням и таянью горных снегов уровень Черноречья будет устойчиво повышаться дальше.
Председатель республиканского Госкомводхоза Игорь Вайль утверждает — полуострову гарантирована его обычная норма в 200 тысяч кубов в сутки. Уже на майские праздники основной поток гостей примет на себя Южный берег. Сюда отправилось специальное выездное заседание правительства. «Населенные пункты ЮБК обеспечены качественной водой в полном объеме. Запас позволяет осуществлять круглосуточную подачу», — подтвердил по итогам инспекции начальник республиканского департамента ЖКХ Вячеслав Голуб.
Жители Ялтинского региона от Гурзуфа до Фороса вообще купаются в минералке — причем в буквальном смысле слова. Местные водопроводные сети запитаны к горному карстовому водохранилищу по крупнейшему в Европе тоннельному водоводу.
— У нас отличное качество воды. Ее свойства уникальны. Одна из самых известных в мире минералок «Эвиан» изготовлена из талой и дождевой воды. Так вот, Ялта не имеет другой воды, кроме талой и дождевой. Ялтинскую воду можно пить из крана, она слабоминерализованная и имеет малое количество солей, что очень полезно для здоровья, — рассказывает журналистам директор ГУП «Водоканал Южного берега Крыма» Алексей Григорьев.
Радость в чайнике
Пока крымчане радуются, украинскую сторону изводит злоба. До сих пор считалось, что именно Украина обеспечивала до 85% потребностей Крыма в пресной воде через «хрущевский» канал, идущий от Днепра. И вот оказалось – не нужно!
Больше того, сейчас народ в той же Керчи и Феодосии не устает радоваться качеству нынешней воды. Вкусная и чистая, совсем не похожая на прежнюю днепровскую муть. Не нужны стали фильтры, исчезла накипь в чайниках. «Прекращение подачи днепровской воды привело к снижению радиоактивного загрязнения крымских водоемов», – заявили ученые севастопольского Института биологии южных морей.
Вода Днепра, поступавшая по Северо-Крымскому каналу, содержала большее количество радиоактивных и химических загрязнений. Сюда текла вся промышленно-канализационная гадость от Киева до индустриального Запорожья. Например, концентрация радионуклидов цезия-137 и стронция-90 была 15-20 раз выше, чем в нынешней водопроводной воде Севастополя, поступающей из Чернореченского водохранилища.
Результаты недавних исследований ученых ИнБЮМ показали, что после прекращения работы канала содержание чернобыльских радионуклидов в смежных с ним водоемах заметно уменьшилось. Увы, исключение составляет Каркинитский залив, куда Украина сбрасывает свою грязь.
Это настоящий кошмар – маразматическая дамба из бетонных плит и мешков с песком, наваленная в мае прошлого года у Армянска, неподалеку от пограничного пункта пропуска РФ. Вандалы надеялись превратить южные степи в высохшую пустыню. Вода бурным потоком пошла из перекрытого канала обратно, через открытые шлюзы в море. Теперь в Каркинитском заливе – желтая муть, мертвые водоросли и дохлые медузы.
адвижка и бакшиш
Прочувствовав расклад, украинцы наконец-то поняли: или они открывают херсонскую дамбу – или вообще будут тут никому не нужны.
Целый год россияне предлагали платить за канал по мировым ценам. Украинская сторона крутила дулю, грозя задушить москалей «страшной жаждой». Неделю назади.о. председателя Государственного агентства по водным ресурсам Украины пан Чунарев сам объявил об «условиях, при которых мы пустим воду по Северо-Крымскому каналу». Среди условий – некий «легитимный орган, с которым можно будет заключить договор» и строительство регулирующего гидротехнического сооружения на границе с Крымом.
Похоже, великим украм так припекло, что со строительством «регулирующего сооружения» они озаботились сами. Вместо глухой дамбы на Северо-Крымском канале ставят водяную задвижку за 50 миллионов гривен. Об этом сообщил депутат Верховной Рады Украины Сергей Хлань. Избирался от херсонской Каховки и представляет «Блок Петра Порошенко».
— Нам удалось «выбить» 50 млн. гривен (ред. — около 125 млн. рублей), — на задвижку с учетом воды, подаваемой на Крым. Как только будет принято политическое решение продавать воду, будет строгий учет подачи этой воды, — высказался Хлань на пресс-конференции.
Предельно ясно, что решение о поставках днепровской воды уже подготовлено. Иначе никто бы не выделял 50 миллионов из выморочного украинского бюджета. А теперь хлопцы рассчитывают заработать на задвижке хорошие гроши. По словам нардепа, деньги от акциза с поставок воды в Крым останутся в Херсонской области. Хотя не факт. Слишком круглая вырисовывается сумма – до трех миллиардов гривен в год.
Стоило Киеву озвучить условия открытого канала – председатель нелегального меджлиса Рефат Чубаров тут же заявил, что «вопрос должен решаться при участии членов меджлиса, оставивших Крым после воссоединения с Россией». Проще говоря, выброшенные за порог меджлисовцы хотят быть «в доле».
До сих пор их духовный вождь Мустафа Джемилев криком исходил, требуя полной блокады «оккупированного Крыма». Мол, отключите полуострову все – воду, свет, газ: «Наши татары готовы потерпеть». А теперь решили делить бакшиш!
— Разве эти политики беспокоились о хозяйствах крымских татар, оставшихся без орошения из-за перекрытия воды? Нет, им было наплевать. Чубаров имеет такое же отношение к Северо-Крымскому каналу, как к строительству египетских пирамид, — иронизирует вице-премьер крымского правительства Руслан Бальбек.
По его мнению, если окопавшихся на Украине лидеров меджлиса каким-то образом допустят к воде, деньги будут попросту уворованы, «потому что Чубаров всегда ставил свои корыстные интересы превыше интересов народа».
Память Керкинитиды
Второй после кукурузы «хрущевский подарок», Северо-Крымский канал был построен в конце 50-х — начале 60-х годов. Протяженность более 400 км от Каховского водохранилища до Керчи. Предназначен для наполнения ряда крымских водохранилищ и орошения сельских угодий полуострова.
Если «питьевая» проблема полуострова закрыта полностью, то остается вопрос поливного земледелия. Именно из-за него засолились и минерализировались огромные запасы чистыхартезианских водоносных слоев. Да, без днепровского потока крымским аграриям пришлось распрощаться с рисовыми плантациями. Однако три тысячелетия Таврида выращивала совершенно другие культуры.
Еще в античные времена Боспорское царство — нынешний Керченский полуостров — было одним из основных поставщиков зерна в Грецию. О размахе хлебной торговли Боспора с метрополией говорит тот факт, что ежегодный импорт только в Афины составлял 400 тысяч медимнов (больше 16,7 тысячи тонн). Множество веков великолепная крымская пшеница была основным видом экспорта Херсонеса-Севастополя. Промышленные поставки зерновых шли в Рим и Византию. Доходные плантации херсонесского государства располагались вплоть до Керкинитиды-Евпатории и легендарной крепости Калос Лимен. А ведь это нынешний засушливый поселок Черноморское на самом северо-западе.
Помимо пшеницы историческая аграрная фишка Крыма — сады и виноградники. Все это самым благополучным образом росло при использовании древней агротехники. Современные технологии, в том числе система капельного орошения, вообще гарантируют супер урожаи традиционных культур. — Мы намерены выделять сотни миллионов рублей, чтобы переходить на капельное орошение. Десятки тысяч гектаров в год дополнительно под новые технологии орошения будем подключать по Республике Крым, — обещал теперь уже бывший министр сельского хозяйства РФ Николай Федоров. – Сейчас меняем структуру севооборота, выходим на то, чтобы больше было засухоустойчивой зимней пшеницы.
Логичный вопрос, который сейчас задают многие – если аграрные ноу-хау России будут реализованы, так ли нужна Крыму днепровская вода?