Москва, 28 июля — Наша Держава (Михаил Назаров). Святой Князь Владимир, во святом крещении Василий (†1015) – сын Великого князя Святослава Игоревича, внук св. равноап. Княгини Ольги. Князь Новгородский в 969–977 гг. Великий князь Киевский в 980–1015 гг. Величайшим делом св. Князя Владимира, равным делам первых апостолов, было принятие им христианства и крещение Руси. Благодаря этому все огромные пространства, занятые восточными славянами, от Черного и Азовского морей до Финского залива и от Карпат и Немана до Волги слились в одно государство – Русь, – связанное не одной лишь племенной общностью, но духовным пониманием Божия замысла о людях, о Русском народе и совместным служением ему. Это было подлинным духовным рождением русского национального самосознания (как его вскоре выразил митрополит Иларион в «Слове о законе и благодати»).
Удивительна сама история Крещения Руси, в которой несомненно действие Божьего промысла. В первой половине жизни Владимир был язычником. После гибели в 972 г. его отца, князя Святослава, он княжил в Новгороде, а старший брат Ярополк в Киеве. Ни тот, ни другой братских чувств друг к другу не питали. Утвердившись на Киевском престоле в результате убийства хитростию Ярополка, Владимир поставил на холме близ своего двора языческих идолов: деревянного Перуна с серебряной головой и золотым усом, Хорса, Даждьбога, Стрибога, Симаргла и Мокошь. Киевляне приносили им жертвы, называя их богами, и приводили к ним своих сыновей и дочерей, и осквернялась кровью земля русская и холм тот, пишет летописец.
У Владимира было три жены и многие сотни наложниц, с которыми он предавался языческим утехам. Он даже приносил согласно традиции предков человеческие жертвы – как, например, после победы над ятвягами, – о чем повествует история первых на Руси мучеников за Христа: св. Феодора и его сына Иоанна (†983). Однако безстрашие, с которым приняли смерть эти христиане, их сила веры, а также воспоминания об образе жизни его бабки св. княгини Ольги беспокоили его совесть и заставили искать ответа на вопрос: почему они жили так и так преданы своему Богу, и правильно ли живет он, правитель Руси?
В итоге Князь Владимир решил принять Православие для себя и своего народа. При этом захотел дать понять грекам, что выбрал их веру не как подчиненный, а как равный. Для этого он взял греческий город Корсунь (Херсонес) в Крыму и потребовал от византийских Императоров-соправителей Василия и Константина руку их сестры Анны. Однако, перед прибытием царевны, по особому попущению Божию, для смирения гордого Владиміра, он был поражен глазной болезнью и ослеп. Осознав свое безсилие и решив положиться на волю Божию, Владимір решил креститься – и в момент крещения мгновенно прозрел, воскликнув: «Вот теперь-то впервые я узнал Бога истинного!».
При крещении народа в Днепре св. Князь Владимир воззвал к Богу из глубины души:
«Боже Великий, Сотворивший небо и землю! Призри на новые люди сия и даждь им, Господи, увидети Тебе, истинного Бога, яко же увидеша страны христианския, и утверди в них веру праву и несовратиму, и мне помози, Господи, на супротивного врага, да надеяся на Тя и на Твою державу, побежю козни его!.
«Боже Великий, Сотворивший небо и землю! Призри на новые люди сия и даждь им, Господи, увидети Тебе, истинного Бога, яко же увидеша страны христианския, и утверди в них веру праву и несовратиму, и мне помози, Господи, на супротивного врага, да надеяся на Тя и на Твою державу, побежю козни его!.
В этой замечательной молитве содержится вся русская национально-государственная идеология – быть оплотом истинной веры и с помощью Божией защищать ее от козней диавола. Таков священный долг русского человека, явленный нам в истории нашими святыми: кн. Александром Невским, прп. Сергием Радонежским, святителями Московскими Петром, Алексием, Ионой и Филиппом, Патриархом Гермогеном и многими другими, как и русским православным воинством.
Христианство изменило князя: грубый варвар – он стал милостивым князем, отцом своих подданных. Двадцать пять лет христианского правления Владиміра надолго запомнились на Руси. Трудно призвать к святости целый народ, но князь Владимір попытался это сделать: не посредством красивых слов или принуждения, но личным примером. Он созидал церкви, устраивал школы, помогал больным, развозя им по домам пищу. Он попытался дать почувствовать людям силу христианской любви.
Князь Владимир поставил своей целью утолить всякую нужду по всей земле Русской. Каждое воскресенье он устраивал в своем дворце — там, где раньше шумно пировала дружина, — пиры для нищих и нуждающихся. Предание говорит о том, что князь сам прислуживал на таких пирах. Всем нищим и убогим Владимир повелел приходить к нему на двор в любое время, чтобы кормиться, одеваться и просто отдыхать. По Киеву ездили телеги с провизией. Приставленные к ним государевы слуги ходили по дворам и справлялись, кто еще остался не накормлен, нет ли больных, немощных, которые сами не могут добраться до княжьего двора.
И по всей Руси рассылал князь Владимир различную милостыню. Все силы и все средства государственной казны князь Владимир употреблял на то, чтобы показать, что у русского православного народа «одно сердце и одна душа», «все общее», как об этом говорится в Деяниях Апостольских о жизни первых христиан (см. Деян. 2:44; 4:32).
Св. равноапостольный князь Владимир почил в 1015 году, оставив по себе в народе светлую память: «Владимир – Красное Солнышко».
«Святой равноапостольный Великий князь Владимир – это богатырь духа, гений его указал на ненормальность в жизни народа – идолопоклонство (поганство). Быв сам раньше идолопоклонником, а затем став истинным христианином, он вынес борьбу с самим собою, преодолел пошлости мира, и вместе с этим указал стадии развития народа на многие столетия вперед; свое изменившееся мировоззрение провел в жизнь личную свою и своего народа. Он представляет собою истинный тип русского человека, сознающего себя грешником, ищущего правды Божией», — писал епископ Дамиан (Говоров).
Сегодня чрезвычайно актуально помнить то, что из днепровской единой купели Крещения Руси вышел единый Русский народ, и единая Русская Церковь созидалась на протяжении более тысячи лет. Это духовное единство мы унаследовали от наших предков и должны передать нашим потомкам.