Москва, 6-7 января — Наша Держава (Михаил Назаров). С Рождением Спасителя нам дана возможность узреть Образ Бога
невидимого, ощутить Бога во всей Его безграничной любви к людям.
Рождество Христово – это пришествие Сына Божия в мiр, во зле лежащий,
для победы над злом через искупительный крестный подвиг и Воскресение –
для обновления пораженной грехопадением прародителей человеческой
природы.
невидимого, ощутить Бога во всей Его безграничной любви к людям.
Рождество Христово – это пришествие Сына Божия в мiр, во зле лежащий,
для победы над злом через искупительный крестный подвиг и Воскресение –
для обновления пораженной грехопадением прародителей человеческой
природы.
«В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать
перепись по всей земле [Палестина была частью огромной Римской империи] … И пошли все записываться, каждый в свой город. Пошел также и Иосиф
из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый
Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею,
обрученною ему женою, которая была беременна. Когда же они были там,
наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала
Его, и положила Его в ясли [куда кладут корм для скота в хлеву], потому
что не было им места в гостинице. В той стране были на поле пастухи,
которые содержали ночную стражу у стада своего. Вдруг предстал им Ангел
Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим. И
сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая
будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель,
Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в
пеленах, лежащего в яслях. И внезапно явилось с Ангелом многочисленное
воинство небесное, славящее Бога и взывающее: Слава в вышних Богу, и на
земле мир, в человеках благоволение!» (Евангелие от Луки, гл. 2).
перепись по всей земле [Палестина была частью огромной Римской империи] … И пошли все записываться, каждый в свой город. Пошел также и Иосиф
из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый
Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею,
обрученною ему женою, которая была беременна. Когда же они были там,
наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала
Его, и положила Его в ясли [куда кладут корм для скота в хлеву], потому
что не было им места в гостинице. В той стране были на поле пастухи,
которые содержали ночную стражу у стада своего. Вдруг предстал им Ангел
Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим. И
сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая
будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель,
Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в
пеленах, лежащего в яслях. И внезапно явилось с Ангелом многочисленное
воинство небесное, славящее Бога и взывающее: Слава в вышних Богу, и на
земле мир, в человеках благоволение!» (Евангелие от Луки, гл. 2).
«Когда
же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в
Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо
мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему. Услышав это,
Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним. И, собрав всех
первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно
родиться Христу? Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так
написано через пророка: и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше
воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ
Мой, Израиля. Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время
появления звезды и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно
разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне
пойти поклониться Ему. Они, выслушав царя, пошли. И се, звезда, которую
видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась
над местом, где был Младенец. Увидев же звезду, они возрадовались
радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею,
Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли
Ему дары: золото, ладан и смирну. И, получив во сне откровение не
возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою. Когда же они
отошли, – се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань,
возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не
скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его. Он
встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет, и там был до
смерти Ирода, да сбудется реченное Господом через пророка, который
говорит: из Египта воззвал Я Сына Моего. Тогда Ирод, увидев себя
осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме
и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал
от волхвов [было убито 14 000 младенцев]. Тогда сбылось реченное через
пророка Иеремию, который говорит: глас в Раме слышен, плач и рыдание и
вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их
нет. По смерти же Ирода, – се, Ангел Господень во сне является Иосифу в
Египте и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю
Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца. Он встал, взял Младенца и
Матерь Его и пришел в землю Израилеву. Услышав же, что Архелай царствует
в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти; но, получив во
сне откровение, пошел в пределы Галилейские и, придя, поселился в
городе, называемом Назарет, да сбудется реченное через пророков, что Он
Назореем наречется» (Евангелие от Матфея, гл. 2).
же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в
Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо
мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему. Услышав это,
Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним. И, собрав всех
первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно
родиться Христу? Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так
написано через пророка: и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше
воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ
Мой, Израиля. Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время
появления звезды и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно
разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне
пойти поклониться Ему. Они, выслушав царя, пошли. И се, звезда, которую
видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась
над местом, где был Младенец. Увидев же звезду, они возрадовались
радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею,
Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли
Ему дары: золото, ладан и смирну. И, получив во сне откровение не
возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою. Когда же они
отошли, – се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань,
возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не
скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его. Он
встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет, и там был до
смерти Ирода, да сбудется реченное Господом через пророка, который
говорит: из Египта воззвал Я Сына Моего. Тогда Ирод, увидев себя
осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме
и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал
от волхвов [было убито 14 000 младенцев]. Тогда сбылось реченное через
пророка Иеремию, который говорит: глас в Раме слышен, плач и рыдание и
вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их
нет. По смерти же Ирода, – се, Ангел Господень во сне является Иосифу в
Египте и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю
Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца. Он встал, взял Младенца и
Матерь Его и пришел в землю Израилеву. Услышав же, что Архелай царствует
в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти; но, получив во
сне откровение, пошел в пределы Галилейские и, придя, поселился в
городе, называемом Назарет, да сбудется реченное через пророков, что Он
Назореем наречется» (Евангелие от Матфея, гл. 2).
14-лучевая
серебряная звезда на месте рождения Иисуса Христа в храме Рождества
Христова в Вифлееме. Храм построен над вертепом, местом рождения
Господа, в 326 г. по указанию царицы Елены, матери римского Императора Константина Великого.
Это единственный в Палестине храм, уцелевший в 614 г. после завоевания
Палестины персами. А произошло это потому, что на его стенах были
изображения волхвов-персов в персидской одежде, приносящих дары младенцу
Иисусу Христу в день его Рождества.
Волхвы с Востока были из Персии
Одновременно
с Рождеством Христовым Церковь отмечает память трех волхвов, которые
принесли дары родившемуся Божественному младенцу. Краткий евангельский
рассказ о поклонении Ему волхвов (Матф. 2:1-12) свидетельствует о том,
что и языческий мір, подобно ветхозаветной иудейской Церкви, был
приготовлен Божественным Промыслом ко принятию Обетованного Мессии в
лице лучших своих представителей – восточных мудрецов. Кто же такие были
эти мудрецы, почитаемые Православной Церковью в день Рождества
Христова: свв. Мельхиор, Гаспар и Вальтазар? Откуда и почему пришли они в
Вифлеем для поклонения воплотившемуся Мессии и как они узнали об этом?
с Рождеством Христовым Церковь отмечает память трех волхвов, которые
принесли дары родившемуся Божественному младенцу. Краткий евангельский
рассказ о поклонении Ему волхвов (Матф. 2:1-12) свидетельствует о том,
что и языческий мір, подобно ветхозаветной иудейской Церкви, был
приготовлен Божественным Промыслом ко принятию Обетованного Мессии в
лице лучших своих представителей – восточных мудрецов. Кто же такие были
эти мудрецы, почитаемые Православной Церковью в день Рождества
Христова: свв. Мельхиор, Гаспар и Вальтазар? Откуда и почему пришли они в
Вифлеем для поклонения воплотившемуся Мессии и как они узнали об этом?
Апостол
Матфей не указывает точно той страны, из которой пришли волхвы, а
говорит лишь в общем: «от восток приидоша». Поэтому некоторые
толкователи полагали, что волхвы могли прийти не только из близлежащих
стран, как Персия, но и из Аравии и даже Индии. Однако устоявшееся
древнее предание Церкви, выраженное у свт. Иоанна Златоуста, Кирилла Александрийского и Феофилакта, называет родиною волхвов Персию.
Матфей не указывает точно той страны, из которой пришли волхвы, а
говорит лишь в общем: «от восток приидоша». Поэтому некоторые
толкователи полагали, что волхвы могли прийти не только из близлежащих
стран, как Персия, но и из Аравии и даже Индии. Однако устоявшееся
древнее предание Церкви, выраженное у свт. Иоанна Златоуста, Кирилла Александрийского и Феофилакта, называет родиною волхвов Персию.
Слово
«волхвы» или «маги» (по-гречески) имело тогда весьма широкий смысл. В
Священном Писании так называются чародеи, которые бесовскою силою
производят колдовские чудеса. Такое понятие о волхвах имела и
ветхозаветная Церковь. При этом в Персии маги были жрецами и вместе с
тем учеными: они занимались астрономией и астрологией с целью
предсказания будущего. В Вавилоне, как видно из книги пророка Даниила (гл. 2), маги-халдеи (5-й стих) составляли высшее сословие ученых или мудрецов, над которыми был поставлен начальником не кто иной, как сам Даниил
(стих 48). С завоеванием Вавилона персами это сословие во главе с
пророком Даниилом было самым почетным при дворе персидских царей (гл. 6 и
7). Так вот, евангельские волхвы, пришедшие поклониться Спасителю, и
были последователями того клана мудрецов.
«волхвы» или «маги» (по-гречески) имело тогда весьма широкий смысл. В
Священном Писании так называются чародеи, которые бесовскою силою
производят колдовские чудеса. Такое понятие о волхвах имела и
ветхозаветная Церковь. При этом в Персии маги были жрецами и вместе с
тем учеными: они занимались астрономией и астрологией с целью
предсказания будущего. В Вавилоне, как видно из книги пророка Даниила (гл. 2), маги-халдеи (5-й стих) составляли высшее сословие ученых или мудрецов, над которыми был поставлен начальником не кто иной, как сам Даниил
(стих 48). С завоеванием Вавилона персами это сословие во главе с
пророком Даниилом было самым почетным при дворе персидских царей (гл. 6 и
7). Так вот, евангельские волхвы, пришедшие поклониться Спасителю, и
были последователями того клана мудрецов.
С ученостью эти мудрецы
соединяли высокие нравственные качества чистых и благоговейных душ,
способных воспринимать Божественные внушения и готовых повиноваться им,
что можно видеть уже из того, как они удостоились во сне получить
наставление от Самого Бога (Мф. 2:12). Есть основание полагать, что
некоторые из волхвов приняли даже религию своего наставника, пророка
Даниила, и имели вполне близкие к истине понятия о Боге, имели веру в
Него и сохраняли пророчество Даниила о Царе Иудейском, который должен
прийти через семьдесят седьмин (Дан. 9:24-25) – то есть с точным
указанием времени пришествия Христа. Известно было им и пророчество
Валаама о звезде, которая воссияет от Иакова (Числ. 24:17).
соединяли высокие нравственные качества чистых и благоговейных душ,
способных воспринимать Божественные внушения и готовых повиноваться им,
что можно видеть уже из того, как они удостоились во сне получить
наставление от Самого Бога (Мф. 2:12). Есть основание полагать, что
некоторые из волхвов приняли даже религию своего наставника, пророка
Даниила, и имели вполне близкие к истине понятия о Боге, имели веру в
Него и сохраняли пророчество Даниила о Царе Иудейском, который должен
прийти через семьдесят седьмин (Дан. 9:24-25) – то есть с точным
указанием времени пришествия Христа. Известно было им и пророчество
Валаама о звезде, которая воссияет от Иакова (Числ. 24:17).
Если
все так, то нет ничего удивительного в том, что персидские волхвы точно
знали время рождения Мессии, и когда появилась в небе ожидаемая ими
звезда – они узнали по ней, что родился предказанный Даниилом Царь
Иудейский, и пошли поклониться Ему.
все так, то нет ничего удивительного в том, что персидские волхвы точно
знали время рождения Мессии, и когда появилась в небе ожидаемая ими
звезда – они узнали по ней, что родился предказанный Даниилом Царь
Иудейский, и пошли поклониться Ему.
Некоторые из отцов и учителей
Церкви (Иоанн Златоуст, Киприан, Тертуллиан, Августин и др.), имея в
виду слова пророка Давида «Царие Фарсийстии и острови дары принесут… и
поклонятся Ему вси цари земные» (Пс. 71:10-11), думали, что волхвы были
царями, быть может, предводителями своих племен или начальниками
городов.
Церкви (Иоанн Златоуст, Киприан, Тертуллиан, Августин и др.), имея в
виду слова пророка Давида «Царие Фарсийстии и острови дары принесут… и
поклонятся Ему вси цари земные» (Пс. 71:10-11), думали, что волхвы были
царями, быть может, предводителями своих племен или начальниками
городов.
В святоотеческом предании, называющем родиною волхвов
Персию, говорится также: «яко в то время наипаче тамо славно бе учение
звездочетское и не можаше кто у них царем быти, аще не первее
звездочетства научен будет» (стихира на литии в неделю пред Рождеством
Христовым); волхвы также прямо называются персидскими царями. Предание
донесло и их имена: Мельхиор – старец с седыми волосами и длинною
бородою, Каспар – румяный и безбородый юноша, Валтасар – смуглый человек
зрелых лет. В Кельнском соборе хранятся честные главы этих трех
волхвов-царей, увенчанные драгоценными коронами.
Персию, говорится также: «яко в то время наипаче тамо славно бе учение
звездочетское и не можаше кто у них царем быти, аще не первее
звездочетства научен будет» (стихира на литии в неделю пред Рождеством
Христовым); волхвы также прямо называются персидскими царями. Предание
донесло и их имена: Мельхиор – старец с седыми волосами и длинною
бородою, Каспар – румяный и безбородый юноша, Валтасар – смуглый человек
зрелых лет. В Кельнском соборе хранятся честные главы этих трех
волхвов-царей, увенчанные драгоценными коронами.
Таким образом,
эти восточные мудрецы, путеводимые Вифлеемской звездою и наставленные в
Иерусалиме от книжников, что из Вифлеема «изыдет вождь, еже были в князя
во Израили» (Мих. 5:2), пришли в Вифлеем и принесли Ему свои дары:
злато, ладан и смирну (Мф. 2:11).«Принесоша ему, – говорит свт. Димитрий Ростовский, – злато яко царю, ладан яко Богу, смирну [ароматическое вещество горького вкуса как символ горести] яко человеку смертну».
эти восточные мудрецы, путеводимые Вифлеемской звездою и наставленные в
Иерусалиме от книжников, что из Вифлеема «изыдет вождь, еже были в князя
во Израили» (Мих. 5:2), пришли в Вифлеем и принесли Ему свои дары:
злато, ладан и смирну (Мф. 2:11).«Принесоша ему, – говорит свт. Димитрий Ростовский, – злато яко царю, ладан яко Богу, смирну [ароматическое вещество горького вкуса как символ горести] яко человеку смертну».
Не
смутили мудрецов персидских ни бедность родителей Иисуса, ни хлев с
яслями вместо гостиницы: «по просвещающей их тайно Господней благодани,
видевше отроча, Бога Его быти познаша, и того ради не точию царю, но и
яко Богу Ему поклонишася, поклонением Богу приличествующим…»
смутили мудрецов персидских ни бедность родителей Иисуса, ни хлев с
яслями вместо гостиницы: «по просвещающей их тайно Господней благодани,
видевше отроча, Бога Его быти познаша, и того ради не точию царю, но и
яко Богу Ему поклонишася, поклонением Богу приличествующим…»
Поклонившись
Сыну Божию волхвы собирались вернуться в Иерусалим, чтобы сообщить
Ироду, согласно его желанию (Мф. 2:8), известие о Младенце, но во сне
получили от Бога повеление не возвращаться к Ироду «и иным путем отыдоша
в страну свою» (Мф. 2:12).
Сыну Божию волхвы собирались вернуться в Иерусалим, чтобы сообщить
Ироду, согласно его желанию (Мф. 2:8), известие о Младенце, но во сне
получили от Бога повеление не возвращаться к Ироду «и иным путем отыдоша
в страну свою» (Мф. 2:12).
Согласно статье в «Википедии»,
узнавание волхвами Христа было облегчено и тем, что тогдашняя религия
Ирана (в отличие от других соседних народов) – «зороастризм исповедовал
монотеизм, т.е. веру в единого Бога. Авеста (священная книга
зороастрийцев) так же как и Библия, обещает приход Спасителя в мiр.
Основной темой зороастризма является противостояние добра и зла и выбор
человека между ними. Иранцы (персы) увидели в иудейском народе духовных
единомышленников, поскольку евреи также как и персы не поклонялись
идолам, а чтили единого Бога. [Поэтому] вскоре после своей победы над
Вавилоном Иранский правитель Кир освобождает евреев которые находились в
Вавилонском плену. Он отправляет их на родину и повелевает восстановить
храм. Снабжая всем необходимым для этого». Поэтому ветхозаветные
пророчества о Мессии были персам весьма близки, хотя они и не понимали
это достаточно четко.
узнавание волхвами Христа было облегчено и тем, что тогдашняя религия
Ирана (в отличие от других соседних народов) – «зороастризм исповедовал
монотеизм, т.е. веру в единого Бога. Авеста (священная книга
зороастрийцев) так же как и Библия, обещает приход Спасителя в мiр.
Основной темой зороастризма является противостояние добра и зла и выбор
человека между ними. Иранцы (персы) увидели в иудейском народе духовных
единомышленников, поскольку евреи также как и персы не поклонялись
идолам, а чтили единого Бога. [Поэтому] вскоре после своей победы над
Вавилоном Иранский правитель Кир освобождает евреев которые находились в
Вавилонском плену. Он отправляет их на родину и повелевает восстановить
храм. Снабжая всем необходимым для этого». Поэтому ветхозаветные
пророчества о Мессии были персам весьма близки, хотя они и не понимали
это достаточно четко.
«Волхвы прибыли в Иерусалим со свитой в
тысячу человек, оставив позади себя на левом берегу Евфрата отряд войска
в 7000 человек. По возвращении в свою страну они предались
созерцательной жизни и молитве, и когда апостолы рассеялись для
проповеди Евангелия по всему мiру, то апостол Фома встретил их в Парфии,
где они приняли от него крещение и сами сделались проповедниками новой веры. Легенда прибавляет, что их мощи впоследствии были найдены царицей Еленой, положены были сначала в Константинополе,
но оттуда перенесены были в Медиолан (Милан), а затем в Кельн, где их
черепа, как святыня, хранятся и доселе. В честь их на Западе установлен
был праздник, известный под названием «Праздника трёх царей» (6 января
н. ст.) и они сделались покровителями путешественников. Вследствие этого
последнего обстоятельства имена их нередко употреблялись для названий
гостиниц». От принесения даров Христу волхвами идет христианская
традиция делать рождественские подарки.
тысячу человек, оставив позади себя на левом берегу Евфрата отряд войска
в 7000 человек. По возвращении в свою страну они предались
созерцательной жизни и молитве, и когда апостолы рассеялись для
проповеди Евангелия по всему мiру, то апостол Фома встретил их в Парфии,
где они приняли от него крещение и сами сделались проповедниками новой веры. Легенда прибавляет, что их мощи впоследствии были найдены царицей Еленой, положены были сначала в Константинополе,
но оттуда перенесены были в Медиолан (Милан), а затем в Кельн, где их
черепа, как святыня, хранятся и доселе. В честь их на Западе установлен
был праздник, известный под названием «Праздника трёх царей» (6 января
н. ст.) и они сделались покровителями путешественников. Вследствие этого
последнего обстоятельства имена их нередко употреблялись для названий
гостиниц». От принесения даров Христу волхвами идет христианская
традиция делать рождественские подарки.
Дары волхвов поныне сохранились в монастыре св. Павла на Св. горе Афон.
Это 28 небольших золотых пластин разной формы – трапеция,
четырехугольник, многоугольник; на каждой – тончайший филигранный
орнамент, который ни разу не повторяется (возможно, в такой вид дары
волхвов были преобразованы позже из более простых предметов). Ладан и
смирна – около 70 небольших шариков величиной с маслину. Помещены дары в
небольшие ковчежки – мощевики. От даров исходит благоухание. Иногда их
выносят из монастырской ризницы для поклонения паломникам, и тогда
благоуханием наполняется вся церковь. Монахами замечено, что дары
исцеляют одержимых нечистыми духами.
Это 28 небольших золотых пластин разной формы – трапеция,
четырехугольник, многоугольник; на каждой – тончайший филигранный
орнамент, который ни разу не повторяется (возможно, в такой вид дары
волхвов были преобразованы позже из более простых предметов). Ладан и
смирна – около 70 небольших шариков величиной с маслину. Помещены дары в
небольшие ковчежки – мощевики. От даров исходит благоухание. Иногда их
выносят из монастырской ризницы для поклонения паломникам, и тогда
благоуханием наполняется вся церковь. Монахами замечено, что дары
исцеляют одержимых нечистыми духами.
В этом важном событии весьма примечательно, что первыми
благовестниками о воплощении Мессии стали мудрецы-язычники, а не
иудейские священники того времени, ждавшие Мессию согласно иудейской
религии и даже знавшие место его рождения. Это означало, что иудейское
духовенство, под воздействием соблазна сатаны о национальной
богоизбранности евреев для господства над всеми народами, уже было
подвержено глубокой духовной порче и ждало «иного» мессию, который
«придет во имя свое, его примете» (Ин. 5:43), – о чем свидетельствовал
вскоре и Сам Христос: «Ваш отец диавол» (Ин. 8:44).
благовестниками о воплощении Мессии стали мудрецы-язычники, а не
иудейские священники того времени, ждавшие Мессию согласно иудейской
религии и даже знавшие место его рождения. Это означало, что иудейское
духовенство, под воздействием соблазна сатаны о национальной
богоизбранности евреев для господства над всеми народами, уже было
подвержено глубокой духовной порче и ждало «иного» мессию, который
«придет во имя свое, его примете» (Ин. 5:43), – о чем свидетельствовал
вскоре и Сам Христос: «Ваш отец диавол» (Ин. 8:44).
Было бы очень полезно вдуматься в этот факт и нашим неоязычникам, твердящим о том, что «Библия – программа жидовского закабаления мiра» и что «христианство подбросили нам жиды».