Москва, 26 января — Наша Держава. Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу (Мф. 22,21). «Отдавать Кесарево Кесарю значит: за благодетельные для подданных
действия Царской Власти воздавать неуклонным исполнением соответственных
оным верноподданнических обязанностей. Царь дает тебе монету,
ознаменованную Его Властью, как твердое и удобное орудие для определения
достоинства твоей собственности, для производства хозяйственных и
торговых оборотов, — воздавай и ты Ему определенною долею твоей
собственности и этой самой монеты, дабы Он имел средства доставлять тебе
как сие, так и другие удобства общественной жизни.
действия Царской Власти воздавать неуклонным исполнением соответственных
оным верноподданнических обязанностей. Царь дает тебе монету,
ознаменованную Его Властью, как твердое и удобное орудие для определения
достоинства твоей собственности, для производства хозяйственных и
торговых оборотов, — воздавай и ты Ему определенною долею твоей
собственности и этой самой монеты, дабы Он имел средства доставлять тебе
как сие, так и другие удобства общественной жизни.
Царь дает тебе закон и управление, чтоб в обществе существовал
порядок, чтоб права твоего звания были известны и признаны, чтоб
собственность твоя была несомненна и личность твоя неприкосновенна
постороннему своеволию, — воздавай Ему и ты повиновением Его закону и
управлению и тем облегчай Ему подвиг доставления сих благ как тебе, так и
всем. Царь дает тебе суд и правду против обид и неправедных лишений —
воздавай Ему и ты твоею благонамеренною подсудностью; являйся в суд с
правдою, а не с клеветою и лукавством; не позволяй себе самоуправства
[то есть не превышай Богом установленных тебе Властных полномочий]; будь
правдивым свидетелем по требованию суда.
порядок, чтоб права твоего звания были известны и признаны, чтоб
собственность твоя была несомненна и личность твоя неприкосновенна
постороннему своеволию, — воздавай Ему и ты повиновением Его закону и
управлению и тем облегчай Ему подвиг доставления сих благ как тебе, так и
всем. Царь дает тебе суд и правду против обид и неправедных лишений —
воздавай Ему и ты твоею благонамеренною подсудностью; являйся в суд с
правдою, а не с клеветою и лукавством; не позволяй себе самоуправства
[то есть не превышай Богом установленных тебе Властных полномочий]; будь
правдивым свидетелем по требованию суда.
Царь доставляет тебе общественную тишину и безопасность от врагов,
непрестанно бодрствуя против духа тревог и браней не только в пределах и
на пределах, но и за пределами Своей державы, многими трудами образуя, с
многотрудными соображениями употребляя воинство и даже Сам со Своими
присными становясь в чин воинов: воздавай Ему и ты, с одной стороны,
любовью к тихому и безмолвному житию (1Тим. 2,2), а с другой —
готовностью принести на защиту общественной безопасности всякую жертву,
какую Царь и Отечество потребовать могут». (Св. Филарет. Учение о
Царской Власти. С. 52-53).
непрестанно бодрствуя против духа тревог и браней не только в пределах и
на пределах, но и за пределами Своей державы, многими трудами образуя, с
многотрудными соображениями употребляя воинство и даже Сам со Своими
присными становясь в чин воинов: воздавай Ему и ты, с одной стороны,
любовью к тихому и безмолвному житию (1Тим. 2,2), а с другой —
готовностью принести на защиту общественной безопасности всякую жертву,
какую Царь и Отечество потребовать могут». (Св. Филарет. Учение о
Царской Власти. С. 52-53).
8.10. Судьба Царей и Царств.
Правда возвышает язык, умаляют же племена греси.
(Притч. 14,34).
«Давид, передавая Царство сыну своему Соломону, сказал между прочим:
чтобы Господь исполнил слово Свое, которое Он сказал обо мне, говоря:
«если сыны твои будут наблюдать за путями своими, чтобы ходить предо
Мною в истине от всего сердца своего и от всей души своей, то не
прекратится муж от тебя на престоле Израилевом» (3Цар. 2,4) . Вот судьба
Царя и Царского племени, которые в слове Божием представляются образцом
Царей и племен Царских!
чтобы Господь исполнил слово Свое, которое Он сказал обо мне, говоря:
«если сыны твои будут наблюдать за путями своими, чтобы ходить предо
Мною в истине от всего сердца своего и от всей души своей, то не
прекратится муж от тебя на престоле Израилевом» (3Цар. 2,4) . Вот судьба
Царя и Царского племени, которые в слове Божием представляются образцом
Царей и племен Царских!
Соломон в свою чреду написал: Праведность (правда) возвышает народ,
умаляют же племена грехи, ибо беззаконие — безчестие народов (Притч.
14,34). Вот общая судьба Царств и народов!
умаляют же племена грехи, ибо беззаконие — безчестие народов (Притч.
14,34). Вот общая судьба Царств и народов!
Нельзя подумать о Всеправедном Царе Небесном, чтоб Он, воздавая
каждому в отдельности человеку по делам его, не воздавал целым Царствам и
народам — по их делам правды или греха, по господствующему в них
благочестию или злочестию, по добродетелям или порокам, ознаменовывающим
свойство того или другого народа, состояние того или другого Царства.
Даже удобнее представить человека как отдельную личность без воздаяния в
настоящей жизни, потому что для человека есть другая жизнь, в которой
воздаяние по делам его совершится, — нежели представить Царство и народ
без воздаяния в земной судьбе их — по правде или грехам Царства и
народа. Ибо как для земных Царств и народов нет другого Царственного и
народного бытия, кроме земного, то не иначе, как в сем их земном бытии,
должно совершиться над ними все дело правды Божией.
каждому в отдельности человеку по делам его, не воздавал целым Царствам и
народам — по их делам правды или греха, по господствующему в них
благочестию или злочестию, по добродетелям или порокам, ознаменовывающим
свойство того или другого народа, состояние того или другого Царства.
Даже удобнее представить человека как отдельную личность без воздаяния в
настоящей жизни, потому что для человека есть другая жизнь, в которой
воздаяние по делам его совершится, — нежели представить Царство и народ
без воздаяния в земной судьбе их — по правде или грехам Царства и
народа. Ибо как для земных Царств и народов нет другого Царственного и
народного бытия, кроме земного, то не иначе, как в сем их земном бытии,
должно совершиться над ними все дело правды Божией.
Таким образом, по свойствам Божиим, действующим в Божественном
правлении мира, необходимо, чтобы добро или зло в нравственной жизни
Царства и народа вело за собою добро или зло и в бытии Государственном. А
именно: чтоб правда (праведность), или добродетель, возвышала народ, то
есть доставляла благоденствие народу; и чтоб умаляли, то есть в низкое и
бедственное состояние приводили, племена грехи.
правлении мира, необходимо, чтобы добро или зло в нравственной жизни
Царства и народа вело за собою добро или зло и в бытии Государственном. А
именно: чтоб правда (праведность), или добродетель, возвышала народ, то
есть доставляла благоденствие народу; и чтоб умаляли, то есть в низкое и
бедственное состояние приводили, племена грехи.
[В другом месте митрополит Филарет сказал так: «Действие особенных
Божиих судеб над Царствами земными в Божий над ними суд во временах
необходимее, нежели над каждым человеком в отдельности. Каждый человек
имеет свое безсмертие, а потому награда или наказание за его дела во
времени, без нарушения правосудия, могут быть отстрочены до вечной
жизни. Но Царства земные не имеют безсмертия и не имеют другой жизни в
вечности; а потому Божий над ними суд и воздаяние им за правду или
неправду должны совершаться во времени, как-то: посредством благотворных
или карательных действий природы, посредством благоустройства или
нестроения общественного, посредством браней…]
Божиих судеб над Царствами земными в Божий над ними суд во временах
необходимее, нежели над каждым человеком в отдельности. Каждый человек
имеет свое безсмертие, а потому награда или наказание за его дела во
времени, без нарушения правосудия, могут быть отстрочены до вечной
жизни. Но Царства земные не имеют безсмертия и не имеют другой жизни в
вечности; а потому Божий над ними суд и воздаяние им за правду или
неправду должны совершаться во времени, как-то: посредством благотворных
или карательных действий природы, посредством благоустройства или
нестроения общественного, посредством браней…]
Что так и бывает на самом деле, это можно видеть в действительном
бытии Царств и народов, особенно тех и в те времена, в которых и в
которые правда или грехи достигают высокой степени силы и действия.
[Очень хорошо это видно в исторических событиях трех богоизбранных
народов. О правде и грехах еврейского народа смотри книги Библии, как
Ветхого, особо исторические, так и Нового Заветов. Краткие рассуждения о
трех вразумительных игах третьего богоизбранного Русского народа смотри
заметки составителя Р.С. Покайтесь; ибо приблизилось Царствие Божие.]
бытии Царств и народов, особенно тех и в те времена, в которых и в
которые правда или грехи достигают высокой степени силы и действия.
[Очень хорошо это видно в исторических событиях трех богоизбранных
народов. О правде и грехах еврейского народа смотри книги Библии, как
Ветхого, особо исторические, так и Нового Заветов. Краткие рассуждения о
трех вразумительных игах третьего богоизбранного Русского народа смотри
заметки составителя Р.С. Покайтесь; ибо приблизилось Царствие Божие.]
Благословен Бог, Который доныне правдою возвышал язык (народ) наш,
Россияне! Сила благодати Его да умалит в нас умаляющие племена грехи!»
(Св. Филарет. Учение о Царской Власти. С. 53-55).
Россияне! Сила благодати Его да умалит в нас умаляющие племена грехи!»
(Св. Филарет. Учение о Царской Власти. С. 53-55).
К сожалению нашему, но во славу правосудия Божьего, ныне Русский
Богоносный народ находится «за отречение от своего Богопомазанника», за
отвержение догмата Царской Власти, под очень жестоким вразумительным
игом жидов-христоборцев, «чтобы люди в разум пришли» и возлюбили Господа
Бога своего и возжелали творить волю Его, служа верой и правдой Его
земному Помазаннику, всем сердцем своим, и всею душею своею, и всею
крепостию своею, и всем разумением своим (Лк. 10,27), чтобы уразумели,
наконец-то, что без Царя-Богопомазанника нельзя стяжать соборную
благодать Духа Святаго, а без стяжания соборной благодати богоизбранному
народу обожиться, а значит войти в Царство Небесное и тем спастись,
невозможно!
Богоносный народ находится «за отречение от своего Богопомазанника», за
отвержение догмата Царской Власти, под очень жестоким вразумительным
игом жидов-христоборцев, «чтобы люди в разум пришли» и возлюбили Господа
Бога своего и возжелали творить волю Его, служа верой и правдой Его
земному Помазаннику, всем сердцем своим, и всею душею своею, и всею
крепостию своею, и всем разумением своим (Лк. 10,27), чтобы уразумели,
наконец-то, что без Царя-Богопомазанника нельзя стяжать соборную
благодать Духа Святаго, а без стяжания соборной благодати богоизбранному
народу обожиться, а значит войти в Царство Небесное и тем спастись,
невозможно!
Но Царь-победитель грядет! А значит до начала стяжания соборной
благодати Духа Святаго осталось совсем немного. Это нас Господь Бог в
Церковном чтении каждый год в четверг Крестопоклонной недели
подбадривает такими словами: Еще немного, очень немного, и пройдет Мое
негодование на народ Свой, и ярость Моя обратится на истребление их —
жидов-христоборцев (Ис. 10,25).
благодати Духа Святаго осталось совсем немного. Это нас Господь Бог в
Церковном чтении каждый год в четверг Крестопоклонной недели
подбадривает такими словами: Еще немного, очень немного, и пройдет Мое
негодование на народ Свой, и ярость Моя обратится на истребление их —
жидов-христоборцев (Ис. 10,25).
8.11. Чем мы могли бы и должны содействовать, многотрудному, высокому
Царскому служению «Кто, братия, может представить православного
Христианина не молящегося за Царя нашего… Не есть ли [Царь] единственная
похвала Христиан и слава Христа?» Преп. Иларион Грузин
Царскому служению «Кто, братия, может представить православного
Христианина не молящегося за Царя нашего… Не есть ли [Царь] единственная
похвала Христиан и слава Христа?» Преп. Иларион Грузин
«Первое средство к сему преподает нам Святая Церковь. Это — молитва
за Царя. Ибо если, по слову Писания, много может молитва одного
праведного (Иак. 5,16), то, конечно, немало может молитва Благоверного
народа, в котором уповательно Господь имеет не одного праведного, так
как для праведных Он и хранит мир.
за Царя. Ибо если, по слову Писания, много может молитва одного
праведного (Иак. 5,16), то, конечно, немало может молитва Благоверного
народа, в котором уповательно Господь имеет не одного праведного, так
как для праведных Он и хранит мир.
[Вот как в 1862 году писал об обязанности молиться за Царя
боголюбивый старец Святой горы Афон Иларион Грузин : «Просите же меня
совершать горячие молитвы за Августейшаго нашего Императора, которого
Господь наш Иисус Христос, единый истинный Бог, Царь Царствующих и
Господь господствующих, рекший, что Мною Цари Царствуют, — избрал и
предопределил на служение сие пасти наследие Его [земную Церковь Его].
Сам Господь да сохранит Его, как зеницу ока, соблюдая Его выше всякаго
искушения и покоряя под ноги Его всякого врага и супостата. О сем,
брате, нет надобности кому-нибудь просить меня, т.е. молиться за Царя,
за Россию и за все Христианство [именно таков приоритет: сначала за
Богопомазанника, затем за страну богоизбранного Русского народа и только
потом за все Христианство!]: ибо я и грешен, и не имею дерзновения как
праведники — хотя горячее благовестие воображает о мне выше [на Афоне
это был один из основных столпов благочестия] нежели я есмь; однако, на
сие стремлюсь самоохотно, потому что какая иная важнейшая забота, или
сердечное желание, или иное какое занятие могут быть у меня? [напомним
старец Илларион являлся старцем старцев Афона, на Афоне подвизался с
1819 года.]
боголюбивый старец Святой горы Афон Иларион Грузин : «Просите же меня
совершать горячие молитвы за Августейшаго нашего Императора, которого
Господь наш Иисус Христос, единый истинный Бог, Царь Царствующих и
Господь господствующих, рекший, что Мною Цари Царствуют, — избрал и
предопределил на служение сие пасти наследие Его [земную Церковь Его].
Сам Господь да сохранит Его, как зеницу ока, соблюдая Его выше всякаго
искушения и покоряя под ноги Его всякого врага и супостата. О сем,
брате, нет надобности кому-нибудь просить меня, т.е. молиться за Царя,
за Россию и за все Христианство [именно таков приоритет: сначала за
Богопомазанника, затем за страну богоизбранного Русского народа и только
потом за все Христианство!]: ибо я и грешен, и не имею дерзновения как
праведники — хотя горячее благовестие воображает о мне выше [на Афоне
это был один из основных столпов благочестия] нежели я есмь; однако, на
сие стремлюсь самоохотно, потому что какая иная важнейшая забота, или
сердечное желание, или иное какое занятие могут быть у меня? [напомним
старец Илларион являлся старцем старцев Афона, на Афоне подвизался с
1819 года.]
И признак православной веры и искренней любви к Богу у всякого
благочестивого Христианина есть молитва Богу. Долг наш — иметь сердце и
мысли всегда устремленные к Богу за Августейшаго Императора и за всю
Православную Церковь [именно таков приоритет: сначала за Помазанника
Божьего, а затем за Церковь Его!] Сия есть первейшая обязанность наша и
наиприятнейшая, по отношению к Богу и к людям, хотя мы грешны. Кто,
братия, может представить православного Христианина не молящегося за
Царя нашего , который есть только один, но не многие? И кто не обязан
Его любить? Не есть ли [Царь] единственная похвала Христиан и слава
Христа? Потому что, только он по образу Христа — Помазанника по естеству
подобен Ему и достоин называться Царем и Помазанником Божиим, потому
что он [от чрева матери] имеет в себе Помазующего Отца, Помазанного Сына
и Имже помазася Духа Святаго. Прочие Цари народов, если и не редко и
воображают о себе нечто великое, но ни один из них не Царь в
действительности, только украшаются и тщеславятся высоким именем, но не
благоволит и не почивает в них Бог. Царствуют же только частию, по
снисхождению Божию. Поэтому кто не любит своего богопоставленного Царя
[восседающего на Престоле Царя Давида, Помазанника Божьего, Главы земной
воинствующей Церкви, и не молится о своем Богопомазаннике], тот не
достоин именоваться Христианином. И сие подлинно так». (Старец Иларион.
С. 159-160 или Иеромонах Антоний (Святогорец). Очерки жизни и подвигов
Старца Иеросхимонаха Илариона Грузина. Джорданвилль. 1985. С. 94-95).
благочестивого Христианина есть молитва Богу. Долг наш — иметь сердце и
мысли всегда устремленные к Богу за Августейшаго Императора и за всю
Православную Церковь [именно таков приоритет: сначала за Помазанника
Божьего, а затем за Церковь Его!] Сия есть первейшая обязанность наша и
наиприятнейшая, по отношению к Богу и к людям, хотя мы грешны. Кто,
братия, может представить православного Христианина не молящегося за
Царя нашего , который есть только один, но не многие? И кто не обязан
Его любить? Не есть ли [Царь] единственная похвала Христиан и слава
Христа? Потому что, только он по образу Христа — Помазанника по естеству
подобен Ему и достоин называться Царем и Помазанником Божиим, потому
что он [от чрева матери] имеет в себе Помазующего Отца, Помазанного Сына
и Имже помазася Духа Святаго. Прочие Цари народов, если и не редко и
воображают о себе нечто великое, но ни один из них не Царь в
действительности, только украшаются и тщеславятся высоким именем, но не
благоволит и не почивает в них Бог. Царствуют же только частию, по
снисхождению Божию. Поэтому кто не любит своего богопоставленного Царя
[восседающего на Престоле Царя Давида, Помазанника Божьего, Главы земной
воинствующей Церкви, и не молится о своем Богопомазаннике], тот не
достоин именоваться Христианином. И сие подлинно так». (Старец Иларион.
С. 159-160 или Иеромонах Антоний (Святогорец). Очерки жизни и подвигов
Старца Иеросхимонаха Илариона Грузина. Джорданвилль. 1985. С. 94-95).
А заканчивает свое письмо управляющему канцелярией Св. Синода
афонский духовник духовников, старец Иларион Грузин так: «Благодать
Господа нашего Иисуса Христа и любы Бога Отца и причастие Святаго Духа
со всеми вами, тако рассуждающими и ожидающими блаженнаго явления
Господа и Бога нашего и Спасителя Иисуса Христа. Ему же слава и держава
со Отцем и Святым Духом во веки веков. Аминь». Напомним, что цель
Христианской жизни и заключается в стяжании благодать Духа Святаго , а
ее и стяжают, по слову старца Илариона, те, кто «тако рассуждают».
афонский духовник духовников, старец Иларион Грузин так: «Благодать
Господа нашего Иисуса Христа и любы Бога Отца и причастие Святаго Духа
со всеми вами, тако рассуждающими и ожидающими блаженнаго явления
Господа и Бога нашего и Спасителя Иисуса Христа. Ему же слава и держава
со Отцем и Святым Духом во веки веков. Аминь». Напомним, что цель
Христианской жизни и заключается в стяжании благодать Духа Святаго , а
ее и стяжают, по слову старца Илариона, те, кто «тако рассуждают».
О том, как рассуждают и как молятся о Богопомазанниках (о грядущем
Царе-победителе и об усопших Царях) в православных московской патриархии
церквях вы знаете сами. По пророчеству старицы Пелагии Рязанской только
семь церквей в России сохранится к моменту воскресения преподобного
Серафима, который и укажет на Избранника Божьего Царя-победителя. А
потому можно предположить, что ныне имеется не более семи церквей, где
молятся о грядущем Царе-победителе.]
Царе-победителе и об усопших Царях) в православных московской патриархии
церквях вы знаете сами. По пророчеству старицы Пелагии Рязанской только
семь церквей в России сохранится к моменту воскресения преподобного
Серафима, который и укажет на Избранника Божьего Царя-победителя. А
потому можно предположить, что ныне имеется не более семи церквей, где
молятся о грядущем Царе-победителе.]
Но дабы поискать, нет ли еще способа, которым бы подданные, не
прикасаясь к делам Самодержца, могли споспешествовать облегчению
Царского бремени, — вообразим, что все подданные жили бы между собою в
любви и не делали ничего, кроме добрых дел, — тогда как облегчилось бы
дело Царево! Не нужно было бы умножать законы, потому что любовь
исполняет закон прежде, нежели он написан. Уменьшились бы заботы о
порядке и благочинии общественном, потому что любовь не безчинствует
(1Кор. 13,5). Долгий праздник был бы от дел правосудия, потому что
недобрые дела дают работу судам. Тогда Царь был бы в полном смысле тем,
чем представляет Его молящаяся Церковь, — Отцем, о чадех веселящимся…
Что ж? Не можем ли мы сами споспешествовать тому, чтобы в Царстве все
жили в любви, чтоб все подвизались в делании добрых дел? И можем, и
должны — по увещанию апостола: будем внимательны друг ко другу, поощряя к
любви и добрым делам (Евр. 10,24)». (Св. Филарет. Учение о Царской
Власти. С. 55-56).
прикасаясь к делам Самодержца, могли споспешествовать облегчению
Царского бремени, — вообразим, что все подданные жили бы между собою в
любви и не делали ничего, кроме добрых дел, — тогда как облегчилось бы
дело Царево! Не нужно было бы умножать законы, потому что любовь
исполняет закон прежде, нежели он написан. Уменьшились бы заботы о
порядке и благочинии общественном, потому что любовь не безчинствует
(1Кор. 13,5). Долгий праздник был бы от дел правосудия, потому что
недобрые дела дают работу судам. Тогда Царь был бы в полном смысле тем,
чем представляет Его молящаяся Церковь, — Отцем, о чадех веселящимся…
Что ж? Не можем ли мы сами споспешествовать тому, чтобы в Царстве все
жили в любви, чтоб все подвизались в делании добрых дел? И можем, и
должны — по увещанию апостола: будем внимательны друг ко другу, поощряя к
любви и добрым делам (Евр. 10,24)». (Св. Филарет. Учение о Царской
Власти. С. 55-56).
Следует понимать, что если мы будем стремиться самоотверженно
выполнять волю Бога, как Он ее нам открывает через нашу совесть, через
наши обстоятельства жизни, через жития и поучения Святых отцов, которые
мы читаем и изучаем; если мы будем стараться в этом помогать ближним
своим, то тем мы будем даже под жидовским игом помогать грядущему
Царю-победителю и способствовать собственному спасению, через стяжание
благодати Духа Святаго за эту помощь Богопомазаннику.
выполнять волю Бога, как Он ее нам открывает через нашу совесть, через
наши обстоятельства жизни, через жития и поучения Святых отцов, которые
мы читаем и изучаем; если мы будем стараться в этом помогать ближним
своим, то тем мы будем даже под жидовским игом помогать грядущему
Царю-победителю и способствовать собственному спасению, через стяжание
благодати Духа Святаго за эту помощь Богопомазаннику.