Дивеево, 1 августа — Наша Держава. Традиция почитания старца Серафима в императорской семье имела давние корни. Существует легенда, неизвестно когда появившаяся, о том, что Серафима Саровского в его келье посетил инкогнито царь Александр I. Событие это легенда относит к 1825 году. Более достоверен другой случай, связанный уже с семьей императора Александра II. В 1860 году тяжело заболела его 7-летняя дочь Мария. Вылечить ее взялась находившаяся в то время в Петербурге сестра Дивеевской общины Гликерия Занятова. После того, как она укрыла девочку куском мантии Серафима Саровского, больная почувствовала себя лучше и через несколько дней выздоровела.
Что повлияло на решение Николая II? Возможно, то, что сторонник канонизации Серафима Саровского Л. М. Чичагов преподнес царю свою книгу «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря», изданную в 1896 году. Важную роль, несомненно, сыграла и супруга царя Александра Федоровна. В семье императора было четыре дочери, и императрица мечтала о сыне. Николай и Александра Федоровна, по словам Витте, «… были уверены, что Саровский святой даст России после четырех Великих Княжен наследника».
Надо сказать, что через год с небольшим после посещения Сарова у императорской четы действительно родился наследник — цесаревич Алексей.
Для приема паломников, ожидаемых на торжества прославления, были построены временные бараки, медпункты, чайные… Временные пристанища, построенные вблизи Саровской пустыни, могли вместить одновременно до 50 тысяч человек, но прибывших было гораздо больше. Их количество оценивают от 100 до 300 тысяч. Люди ночевали в лесах под открытым небом.
В июне в «Церковных Ведомостях» был опубликован «Утвержденный Святейшим Синодом церемониал торжественного открытия святых мощей преподобного о. Серафима, Саровского чудотворца», в котором подробно по дням и часам были расписаны церковные службы и мероприятия, намеченные к проведению в Саровской пустыни. Для осуществления всего этого в Саров прибыло около 500 человек духовенства различных рангов». Официальных пропусков в монастырь на торжества было выдано две тысячи.
Торжества продолжались почти весь июль.
17 июля по старому стилю, в четверг, в половине шестого вечера состоялось одно из кульминационных событий Саровских торжеств — на территорию Сарова ступили император Николай II с императрицей.
Императора сопровождали: его мать императрица Мария Федоровна, его дядя великий князь Сергей Александрович с супругой великой княгиней Елизаветой Федоровной, сестра великая княгиня Ольга Александровна с супругом Петром Александровичем, герцогом Ольденбургским, двоюродный брат великий князь Николай Николаевич, двоюродный дядя великий князь Петр Николаевич с супругой великой княгиней Милицей Николаевной, дочерью черногорского князя Негоша и др.
Как писал Николай II в своем дневнике, «ехали хорошо и не торопясь». До Арзамаса ехали поездом. Далее предстояло проехать 60 верст на экипажах, запряженных четверками лошадей (известно, что для обратного пути из Сарова в Арзамас для царя и его свиты было приготовлено 540 лошадей).
Примерно на полпути, у села Глухово был сделан привал, и паломники пили чай в специально приготовленной для этого палатке. Вот, что вспоминала великая княгиня Елизавета Федоровна: «Как много красивых и здоровых впечатлений. Мы ехали шесть часов в экипажах до монастыря. По дороге в деревнях красивые, здоровые люди были живописны в ярко-красных сарафанах и рубахах».
Надо заметить, что большинство в толпе стоявших по обе стороны дороги людей были не местными жителями, а членами «добровольной охраны», завербованными в различных уездах Нижегородской губернии. Таких добровольцев набралось около сорока тысяч, их привлекли бесплатным проездом до Сарова и возможностью посмотреть вблизи на царя. Естественно, участники охраны прошли соответствующую проверку и по сути дела «несли полицейскую службу в партикулярном платье».
Между Балыковом и Саровом проходила граница Нижегородской и Тамбовской губерний. Здесь была построена арка, и Николая II ждала очередная торжественная встреча. Встречали царя губернатор, представители городов и сословий, дарили цветы и подарки. Представители крестьянства многонациональной Тамбовской губернии были в народных костюмах. Сначала шли ряды красивых рослых великорусских крестьянок, в шитых сарафанах и парчовых кокошниках с золотом. Далее тянулись ряды мордвы и мещеряков в их белых, тоже расшитых всевозможными узорами костюмах. Позади них, чтобы лучше оттенить всю красочность и эффектную пестроту их одежд, были поставлены однотонными рядами татары в зеленых, черных и белых халатах. Государю встреча понравилась. «Очень живописны крестьянки в своих нарядах и мордовки также» — записал он в дневнике.
В Саровской пустыне и в Дивеево, несмотря на огромное количество народу, царила общая атмосфера праздничности и возвышенности чувств. Приподнятое настроение простых паломников передавалось и царю: «Подъем духа громадный и от торжественности события и от поразительного настроения народа».
Утром 18 июля после ранней обедни в Успенском соборе Николай II со свитой осматривали монастырь, в том числе спускались и в пещеры. После осмотра достопримечательностей в Успенском соборе в присутствии царя прошла последняя панихида по о. Серафиме, в которой он еще поминался не как святой. По окончании церковной службы августейшие паломники отправились осматривать места, связанные с преподобным Серафимом: ближнюю и дальнюю пустынки и камень, на котором он молился. Николай II, сопровождаемый великими князьями Николаем Николаевичем, Петром Николаевичем, Сергеем Александровичем и герцогом Лейхтенбергским пошли пешком, все же женщины поехали в экипажах. Пешком проделал царь и обратный путь.
«Дорога, идущая лесом, замечательно красива. Вернулись домой пешком, народ был трогателен и держался в удивительном порядке,— записал он в своем дневнике.
В 6 вечера 18 июля состоялась самая главная и торжественная церковная служба этих дней — всенощная, во время которой произошло прославление Серафима Саровского как святого русской православной церкви. Гроб с его останками был перенесен из Зосимо-Савватиевской церкви в Успенский собор; носилки с ним несли Николай II, великие князья и архиереи.
Из дневника царя: „Впечатление было потрясающее, видеть, как народ и в особенности больные, калеки и несчастные относились к крестному ходу. Очень торжественная минута была, когда началось прославление и затем прикладывание к мощам. Ушли из собора после этого, простояв три часа за всенощной…“.
Всю ночь с 18 на 19 июля двери Успенского собора были открыты, и тысячи людей заходили в него, чтобы приложиться к святым мощам. Во время службы 19 июля в Сарове крестный ход с мощами Серафима Саровского, которые опять несли на носилках Николай II с великими князьями, обошел вокруг Успенского собора, после чего мощи были помещены в установленную в соборе раку. В этот день Николай II принял участие в братской трапезе, а также посетил специально построенный „павильон тамбовского дворянства“, где его угостили чаем.
К вечеру 19 июля относится следующая очень любопытная запись в дневнике царя: „В 7 с 1/2 обедали у Мама. Затем по два и по три пошли к источнику, где с особым чувством выкупались из-под крана студеной воды. Вернулись благополучно, никто в темноте не узнавал“. Так состоялось это вошедшее в легенды купание Николая II и Александры Федоровны в источнике преподобного Серафима. Интересно, что в официальных репортажах, порой очень подробных, ничего об этой вечерней прогулке к источнику не сказано.
На следующий день 20 июля в девятом часу утра Николай II со свитой отбыл из Сарова.