Санкт-Петербург, 23 августа — Наша Держава. 18 марта 1917 года в «Вестнике Временного правительства» были опубликованы, так называемые акты об «отречении» Императора Николая II и Великого Князя Михаила Александровича. В тот же день последний русский Император был арестован. Эту дату можно считать концом русской монархии. В 2000 году Царь-Мученик был прославлен в лике Святых. В этой связи, интересно послушать мнение современного духовенства об исторической роли Государя Императора.
Протоиерей Александр Добродеев, заместитель заведующего сектором МВД Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями:
«Николай II правил Россией 22 года. За это время население страны увеличилось на 50 миллионов человек. Мы кормили всю Европу пшеницей. Рубль был такой валютой, что доллар даже не рассматривался. Еще немного, и Россия стала бы мировым лидером. Видимо, чтобы не допустить этого, было решено уничтожить Николая II и нашу Империю, — и план был осуществлен. В итоге наша страна очень сильно пострадала, десятки миллионов жертв, экономика рухнула и т.п. […]. Для нас Николай II должен быть примером не только святого, мученика и страстотерпца, но и государственного деятеля, т.к. по моему глубокому убеждению, монархия — это высшая форма управления обществом. Она ни в какое сравнение не идет с демократией, которая, скорее, низшая ступень. При монархии наша страна процветала. Люди хотели жить, трудиться, а сейчас население сокращается, у людей апатия, нет жажды жизни. Это говорит о том, что нынешняя форма правления самая неподходящая. Очень страшно, что наша православная вера не определяющая в нашей жизни, это неправильно. Если бы у нас был православный государь, если бы мы преодолели расслабленность и апатию, взяли бы на вооружение нашу веру – это помогло бы нашей стране выйти из нынешнего состояния. У нас потенциал огромен, если мы его реализуем, наша страна быстро станет самой сильной. И дух в нас еще не сломлен и не уничтожен, хотя многие пытаются это сделать. Так что монархия — это наше будущее. И пример Царя Николая II очень положительный».
Протоиерей Сергий Веремеев, руководитель Информационно-просветительского отдела Кемеровской епархии, настоятель прихода свв. Петра и Февронии Муромских чудотворцев в Кемерове:
«Русская армия перед так называемым «отречением» Императора одерживала победу за победой. Ни о каком ее поражении речи не шло. Речь шла о том, что Россия, успешно завершив боевые действия в Первой Мировой войне, должна была получить от своих союзников колоссальные территории и преференции. Именно это стало причиной Февральской революции, а затем и Октябрьской. Во-вторых, не существует никаких протоколов отречения Царя от престола, как бы сильно ни хотелось этого противникам монархии. Все, что мы имеем — несколько написанных под копирку бумажек, на которых стоит подпись Николай II. Император якобы писал свое отречение в штабном вагоне, где у Него, прошу заметить, была целая канцелярия. Так вот, Николай II никогда не подписывался карандашом. К тому же процедура отречения от престола вряд ли бы ограничилась написанием одной бумаги… Это ж не записка: «Я пошел в магазин за хлебом»..Никакого отречения, ни де юре, ни де факто не было. Все, что мы знаем – басни предателей из окружения Николая II. Единственное, в чем мы можем быть уверены – наш Император был арестован, а затем убит в Екатеринбурге.
Что касается бездарности Его правления, это тоже полная ерунда. Пресловутый ликбез, который с таким успехом развернула в нашей стране советская власть, начался еще во времена правления Николая II. Обмундирование красноармейцев – «буденновки», шинели – это амуниция, награбленная на царских складах и предназначавшаяся для реформы обмундирования царской армии…. Если посмотреть справки о состоянии торговли, промышленности, сельского хозяйства Российской империи, станет очевидно, что она переживала невероятный бум развития. Недаром все эти годы, вплоть до заката Советской власти, мы упорно сравнивали достижения Советского Союза с достижениями 1913 года. Почему? Да потому, что на этот год пришелся пик развития нашей страны, она вышла на первое место. Если бы не случившая затем трагедия, наше население к 1930-м годам могло бы достигнуть полумиллиарда человек! Все, что говорится в прессе о нашем последнем императоре, вранье и элементарно не соотносится с цифрами. Безусловно, надо отметить блестящую работу британских спецслужб по ликвидации нашего императора и организации переворота в России – примерно это мы видим сейчас на Украине. Ну вот о чем может свидетельствовать такой общеизвестный факт: Троцкий приехал в Россию с десятью тысячами долларов в кармане. По тем временам это была колоссальная сумма! Где он, человек, который в жизни нигде не работал, ее взял? С Владимиром Ильичем Лениным в опломбированном вагоне приехали профессиональные революционеры, которые занимались исключительно подрывной деятельностью. Россия по итогам победы в Первой мировой должна была получить очень серьезные преференции, и Великобритании, нашему глобальному стратегическому партнеру, это просто было невыгодно».
Игумен Сергий (Рыбко), известный православный миссионер, настоятель храма Сошествия Святаго Духа на апостолов на Лазаревском кладбище:
«Мое первое знакомство с православием началось с того, что мне подарили фотографию семьи государя. Она была хорошего качества, и я мог ее внимательно рассмотреть, ведь в конце 70-х такое нигде не публиковалось. Меня поразил взгляд его и царицы Александры Федоровны. А потом я прочитал, что это был за человек, изучил воспоминания людей, которые его знали лично, и проникся к нему глубоким уважением. И хотя тогда он не был канонизирован, но я не сомневался в его святости. Да, он совершал ошибки, но он человек, и не мог не совершать их, а его предали. Пришло такое время предательства. И меня глубоко возмущает, что на Украине его стали называть «Николаем Кровавым». При Николае II на Украине жизнь была лучше, чем в России. Там, например, положительно прошли Столыпинские реформы. А дальше произошла революция — блестящий ход немецкой разведки. Государь был слишком благороден и старомоден, он не считал возможным не пускать оппозицию в политику. Ему предлагали расстрелять 4 тысячи революционеров, а он говорил, что не может пойти на это и загубить жизни молодым людям. И как христианин я его понимаю. Может, такова была воля Бога: показать святость человека в такую экстремальную эпоху, когда ни царь, ни православие не стало нужным. А потом начался бардак, как на Украине сейчас. Начался военный коммунизм, Сталин, Хрущев…Россия до сих пор никак не может прийти в себя. А убийство государя невозможно объяснить никакими законами, зачем было это делать – убивать его и детей? Ни в какие ворота не лезет. Но Бог судья тем, кто на это решился. Николай II — один из великих святых и тот, кто помог мне в 17 лет не скатиться вниз. «
Священник Георгий Белодуров, клирик Воскресенского (Трех исповедников) храма Твери:
«Одни критики говорят, что Николай II — слабовольный, другие утверждают, что он упрямый. Вообще в описаниях что-то многовато противоречий. Уж очень тут все сложно. Император был человеком религиозным, глубоко понимал сущность своей жизни как служения, и в этом отношении он был совершенно правильный православный царь. Другое дело, что общество к этому моменту было развращено. Оно, возможно, по-своему устало от монархии, потеряло бдительность и чувство опасности. Но, разрушив монархию, фактически разрушили русскую нацию, — возникла длительная гражданская война, унесшая 10 миллионов жизней. А монархи наряду с православной верой были двумя скрепляющими силами в стране. Исходя из этого, я всегда оценивал личность императора Николая II так: в той ситуации русский народ не заслужил такого царя. У нас часто говорят, мол, заслуживаем лучшего. Нет, народ не заслужил такого хорошего царя, который был очень терпеливым, видел, что от него все отвернулись, и признался самому себе, что империя утрачена. Потому что империя — это сплочение вокруг фигуры монарха. Совершенный позор — это его арест Я уж не говорю о том, как он и его семья провели последние месяцы своей жизни. Это мне чем-то напоминает наших современных демократов, которые в 1993 году вышли на улицы с лозунгами «Раздавить гадину», требуя расправы над противоположной стороной. Но право на жизнь — это основное право человека, не может быть демократии без защиты этих прав. А тогда временное правительство, увы, показало себя плебеями, не доросшими до понимания государя императора и даже тех идеалов, которые они пытались поднять на свои знамена. Утрата монархии для русских людей – это большая трагедия. Философ Иван Ильин говорил в 1950-е годы: «Мы не можем требовать монарха сегодня, его надо выстрадать, заслужить. Потому что если его поставить сегодня, через пару недель его сметет переворот». И сегодня, мне кажется, общество не готово к монархии, хотя она могла бы послужить счастью русского народа».