Москва, 27 сентября — Наша Держава. Когда ныне говорят, ссылаясь на Святое Писание, что «нет власти не от
Бога», — это неверно. Вот что писал о нечестивых властителях св. прп.
Иосиф Волоцкий, досконально изучивший этот вопрос по святоотеческим
источникам, пишет автор с портала ruskmir.ru
Бога», — это неверно. Вот что писал о нечестивых властителях св. прп.
Иосиф Волоцкий, досконально изучивший этот вопрос по святоотеческим
источникам, пишет автор с портала ruskmir.ru
«Если же некий царь царствует над людьми, но над ним самим царствуют
скверные страсти и грехи: сребролюбие и гнев, лукавство и неправда,
гордость и ярость, злее же всего — неверие и хула, — такой царь не Божий
слуга, но дьяволов, и не царь, но мучитель. Такого царя, за его
лукавство, Господь наш Иисус Христос называет не царем, а лисицей:
«Пойдите, — говорит Он, — скажите этой лисице» (Лк. 13, 32). И пророк
говорит: «Царь надменный погибнет, потому что пути его темны». И три
отрока не только не покорились повелению царя Навуходоносора, но и
назвали его врагом беззаконным, ненавистным отступником и царем злейшим
на всей земле (Дан. 3, 32). И ты не слушай царя или князя, склоняющего
тебя к нечестию или лукавству, даже если он будет мучить тебя или
угрожать смертью. Этому учат нас пророки, апостолы и все мученики,
убиенные нечестивыми царями, но не покорившиеся их повелению.
скверные страсти и грехи: сребролюбие и гнев, лукавство и неправда,
гордость и ярость, злее же всего — неверие и хула, — такой царь не Божий
слуга, но дьяволов, и не царь, но мучитель. Такого царя, за его
лукавство, Господь наш Иисус Христос называет не царем, а лисицей:
«Пойдите, — говорит Он, — скажите этой лисице» (Лк. 13, 32). И пророк
говорит: «Царь надменный погибнет, потому что пути его темны». И три
отрока не только не покорились повелению царя Навуходоносора, но и
назвали его врагом беззаконным, ненавистным отступником и царем злейшим
на всей земле (Дан. 3, 32). И ты не слушай царя или князя, склоняющего
тебя к нечестию или лукавству, даже если он будет мучить тебя или
угрожать смертью. Этому учат нас пророки, апостолы и все мученики,
убиенные нечестивыми царями, но не покорившиеся их повелению.
Вот что пишет православный и равноапостольный Царь, великий
Константин, о царях, князьях и судьях мирских: «Итак, слушайте и
разумейте, цари, князья и судьи мирские, и бойтесь Вышнего, да не внидет
в мир смерть из-за вашего небрежения… Ведь всякий царь или князь,
живущий в небрежении, не пекущийся о своих подданных и не имеющий страха
Божия, становится слугой сатаны, потому неумолимо и внезапно найдет на
него гнев Господень. Говорю же вам это, цари и князья, не от себя, но
получив вразумление от Бога: из пастырей стада Христова не обращайтесь в
волков и не предавайте стада Христова на расхищение зверям, то есть
иудеям и эллинам, еретикам и отступникам и всем неверным… Бог посадил
вас вместо Себя на престолах ваших. Цари и князья должны всячески
заботиться о благочестии и охранять своих подданных от треволнения
душевного и телесного… Получив от Бога царский скипетр, следи за тем,
как угождать Давшему его тебе, ведь ты ответишь Богу не только за себя:
если другие творят зло, то ты, давший им волю, будешь отвечать перед
Богом. Ибо царь естеством подобен всем людям, властью же подобен Богу
Вышнему. И как Бог хочет спасти всех людей, так и царь должен охранять
от всякого вреда, душевного и телесного, все, что ему подвластно…»
(«Просветитель»)
Константин, о царях, князьях и судьях мирских: «Итак, слушайте и
разумейте, цари, князья и судьи мирские, и бойтесь Вышнего, да не внидет
в мир смерть из-за вашего небрежения… Ведь всякий царь или князь,
живущий в небрежении, не пекущийся о своих подданных и не имеющий страха
Божия, становится слугой сатаны, потому неумолимо и внезапно найдет на
него гнев Господень. Говорю же вам это, цари и князья, не от себя, но
получив вразумление от Бога: из пастырей стада Христова не обращайтесь в
волков и не предавайте стада Христова на расхищение зверям, то есть
иудеям и эллинам, еретикам и отступникам и всем неверным… Бог посадил
вас вместо Себя на престолах ваших. Цари и князья должны всячески
заботиться о благочестии и охранять своих подданных от треволнения
душевного и телесного… Получив от Бога царский скипетр, следи за тем,
как угождать Давшему его тебе, ведь ты ответишь Богу не только за себя:
если другие творят зло, то ты, давший им волю, будешь отвечать перед
Богом. Ибо царь естеством подобен всем людям, властью же подобен Богу
Вышнему. И как Бог хочет спасти всех людей, так и царь должен охранять
от всякого вреда, душевного и телесного, все, что ему подвластно…»
(«Просветитель»)