Симферополь, 19 октября — Нашап Держава (Алексей Васильев, главный редактор НД). В выдающемся русском поэте Александре Галиче (настоящая фамилия — Гинзбург) не было ни капли русской крови. Но ничего менять в первом предложении мы не станем. Быть русским давно уже стало не узким национальным признаком, а принадлежностью к бесконечной Русской цивилизации с её многовековой историей, православной верой, песнями и стихами.
Я не вспомню, клянусь,
Я и в первые годы не вспомню
Севастопольский берег,
Почти небывалую быль…
Галич не лукавил. В городе русских моряков, где он прожил три года, будущий литератор оказался в двухлетнем возрасте (вместе с семьёй переехал из родного Екатеринослава). А вот исследователь творчества Александра Аркадьевича Леонид Санкин убеждён, что севастопольские впечатления всё же накрепко засели в памяти Саши: «Галич всю жизнь помнил чудные штрихи своего детства и спустя много лет видел во сне небольшой двухэтажный домик и дворик, которые, конечно же, не сохранились: «Мы жили в таком смешном доме, деревянном: во дворе у нас росла пыльная акация, рядом стояла мечеть, и муэдзин по вечерам произносил свою молитву». И еще: «Запахи Севастополя — первого города, живущего в моей памяти, — были летними: мокрые и тёплые камушки, солёная морская вода в нефтяных разводах и гниющие на берегу водоросли».
В послевоенные годы в севастопольском театре им. А. Луначарского с успехом шли спектакли по популярным пьесам А. Галича «Вас вызывает Таймыр» и «Походный марш». Но их автор побывал на малой родине ещё один только раз — в 1958 году, где провёл семинар для местных молодых авторов.
Дочь Галича Алёна рассказывала, что отец был «энциклопедически образованный человек, который вырос в профессорской среде, с пяти лет играл на рояле, а стихи, по словам бабушки, начал писать раньше, чем говорить. После девятого класса его, даже не окончившего десятилетку, одновременно приняли в Литературный институт и Школу-студию К. Станиславского. Он дружил с нобелевскими лауреатами Львом Ландау, Петром Капицей, Виталием Гинзбургом, академиком Владимиром Лебедевым и Андреем Сахаровым…».
Автору шести пьес и шести киносценариев (по которым сняты картины «Верные друзья», «На семи ветрах», «Дайте жалобную книгу» и др.) прочили прекрасное будущее. А в 1964 году за сценарий фильма «Государственный преступник» А. Галич даже был награждён грамотой КГБ СССР. Но грамота будущему опальному поэту не помогла. По иронии судьбы уже через десять лет Александр Аркадьевич как «государственный преступник» вынужден был эмигрировать из СССР. Какое же преступление он совершил? Он говорил правду.
И не веря ни сердцу, ни разуму,
Для надёжности спрятав глаза,
Сколько раз мы молчали по-разному,
Но не против, конечно, а за!
Где теперь крикуны и печальники?
Отшумели и сгинули смолоду…
А молчальники вышли в начальники,
Потому что молчание — золото.
В конце шестидесятых слава Галича-барда продолжает расти. Он выступил на фестивале песенной поэзии в новосибирском академгородке. Фестиваль вызвал небывалый аншлаг. Под него был выделен огромный зал, который был забит до отказа. Автор-исполнитель получил приз — серебряную копию пера А. Пушкина, почётную грамоту Сибирского отделения Академии наук СССР, в которой написано: «Мы восхищаемся не только Вашим талантом, но и Вашим мужеством». Впоследствии поэт говорил, что это был его первый и последний открытый концерт, на который продавались билеты.
Бард продолжал писать песни, в которых жёстко высмеивал человека-приспособленца. Даже сейчас, спустя сорок один год после его загадочной смерти в Париже, песни Галича не утратили актуальности, но наполняются новым смыслом. Галич-бард оказался Галичем-пророком. Он с лёгкой иронией выворачивает душу слушателя, чтобы увидеть, что там, на её донышке.
Ни гневом, ни порицаньем
Давно уж мы не бряцаем:
Здороваемся с подлецами,
Раскланиваемся с полицаем.
Не рвёмся ни в бой, ни в поиск —
Всё праведно, всё душевно…
Но что же делать, чтобы в любые времена оставаться человеком? Есть у Александра Аркадьевича ответ и на этот вопрос:
Не делить с подонками хлеба,
Перед лестью не падать ниц,
И не верить ни в чистое небо,
Ни в улыбку сиятельных лиц.
Александр Галич родился 19 октября 1918 года. До сих пор творчество этого выдающегося русского барда сегодня так же опасно для нынешних «молчальников», чиновников-ловкачей и прочих паразитов от власти, как и полвека назад. Галич возвращается к тем, кому он нужен.