Москва, 10 апреля — Наша Держава. Закончился Великий пост, наступили главные дни всего церковного года, последние дни перед Пасхой – путь страданий, крестной смерти Спасителя и его Светлого Воскресения.О том, как правильно провести эти святые дни, корреспондент портала “Православие и мир” спросил у известных священников:
Священник Игорь Фомин, клирик Казанского собора на Красной площади в Москве
Напитаться духом Богослужения
Чтобы Пасха стала настоящим праздником, Страстную неделю желательно провести в храме и пропитаться тем духом, который Церковь дает людям верующим именно в богослужении. Надо обязательно отстраниться от времени, от нашего 21 века, мысленно хотя бы перенестись в те дни, прочувствовать, что испытал ради нас Господь.
Каждый день этой страшной седмицы посвящен какому-либо дню именно той недели перед воскресением Христовым, перед нашим спасением, и очень важен. Так что если мы проведем эти дни в храме, со вниманием и трепетом, то Пасха для нас будет логичным завершением Страстной седмицы.
Если нет возможности пребывать в храме эти дни, я мог бы посоветовать для людей верующих синопсис. В православном синопсисе есть евангельские чтения на каждый день Страстной седмицы. Там же мы можем почерпнуть все то, что происходило в эти дни.
В дни Страстной седмицы надо особо обратить внимание на тех, кто рядом с нами. Обязательно творить добрые дела, которые были бы подтверждением нашей веры во Христа, распятого ради нас.
Протоиерей Кирилл Каледа, настоятель храма во имя Новомучеников и исповедников Российских в Бутове
Ежедневное чтение Евангелия
К Страстной седмице надо готовиться. Подготовка к Страстной седмице – это Великий пост. Прочувствовать Страстную седмицу без этой подготовки, наверное, невозможно.
Каждый день Страстной седмицы посвящен переживанию тех событий, которые произошли почти 2000 лет тому назад. И поэтому каждый день необходимо читать Евангелие с тем, чтобы переживать это и понимать, что переживает в этот день Церковь, и вместе с Церковью переживать эти события.
Конечно же, необходима молитва, потому что мы не просто вспоминаем некое историческое событие, мы молитвенно в нем участвуем. Поэтому без молитвы Страстную неделю проводить невозможно. Особенно без молитвы церковной, потому что именно в церковной молитве мы по-особому переживаем эти такие важные для нашего спасения дни.
Если нет возможности бывать на службах на этой неделе, то необходимо ежедневное чтение Евангелия, чтобы вспоминать о тех событиях. И Евангелие мы имеем возможность почитать и дома. Кто-то имеет возможность и на работе почитать. Если такой возможности нет – ничего страшного, если мы прочтем это даже в транспорте.
Мы можем соприкоснуться и пережить эти события, если мы будем это желать. Конечно, если нет возможности посетить храм, то почитать те молитвы, песнопения, которые предполагается в эти дни читать и петь в храме. Слава Богу, у нас сейчас почти все обладают интернетом. Я думаю, что если не полную службу, то какие-то песнопения из интернета, соответствующие данному дню, можно получить.
Священник Андрей Лоргус, ректор Института христианской психологии
Проникнуться атмосферой святых дней
Самое лучшее, что можно было бы сделать в дни Страстной седмицы – посетить все службы. Быть и на последней преждеосвященной, и далее на всех – то есть в четверг утром и вечером, и на вынос плащаницы и погребение, в великую Субботу, и в пасхальную заутреню и Литургию и главное – в пасхальную Вечерню.
Чтобы Страстная седмица могла принести максимальную пользу, чтобы раскрылась красота и смысл церковного богослужения – надо побывать на всех службах. Хорошо было бы к этому добавить посильное участие в приготовлении домашнем. Подарки приготовить, яйца покрасить и многое другое.
Если нет возможности ходить на службы, то надо читать Евангелие, соответствующие главы, читать учебную Библию, чтобы разобраться.
Многое можно сделать для того, чтобы проникнуться атмосферой тех дней. Для этого сейчас все есть: и книги, и кино и радио, и телевидение. Конечно, если человек обладает временем, силами – можно поучаствовать и в какой-то благотворительной деятельности, и поехать куда-то в социальные учреждения, и посетить своих собственных друзей и домашних, родственников, нуждающихся в помощи, помочь в чем-то к Пасхе, купить что-то.
Можно сделать многое, но все-таки эту неделю лучше посвятить себе, своей душе. Посвятить покаянию и проникновению в смысл происходящего. Если человек только воцерковляется, то есть только начинает свой церковный путь, то тогда, конечно, учиться, учиться и учиться. И потихонечку традицию осваивать. Если человек все это уже знает, то тогда он может как-то себя посвятить тому, чтобы посетить нуждающихся и что-то делать доброе.
Все это хорошо делать в любое время, но есть такие особенности, которые бывают раз в год. Вот это нельзя упустить. В Страстную седмицу лучше сосредоточиться, а не распыляться на сто дел. Лучше отложить то, что можно сделать в другое время. Не планировать суеты, помочь себе в максимальной концентрации, поспособствовать внутренней собранности.
Протоиерей Максим Козлов, настоятель Домового храма МГУ
Чтобы быт не поглотил бытие
Страстная седмица – это время, когда все достигает своего максимума. Поэтому тонкость не в том, что нужно для нее специально придумать что-то особенное, а просто нужно постараться то, что важно делать в жизни обычной, здесь делать в степени максимального развития.
От нас с одной стороны потребуется, во-первых, максимально глубокое и ответственное осознание своего участия в богослужениях этих дней, которые, конечно же, очень не хочется пропускать. Понятно, что люди, которые учатся или работают, не будут иметь возможность быть на всех службах. Но все же у большинства из нас есть возможность дома или в дороге, в транспорте вычитывать выдержки из Триоди постной Службы Страстной седмицы, которые многократно были изданы.
Во-вторых, у каждого есть возможность читать Евангелие о каждом дне Страстной недели. Может быть, хорошо день начинать с чтения Евангелия о том или ином страстном дне. Конечно, есть дни, вне которых нужно все усилия приложить, чтобы не остаться. Подумать заранее, перенести зачет, договориться с начальником, взять отгул. Это Богослужение великого Четверга, когда все нас зовет причаститься. Богослужения Великого Пятка, с последованием Страстей Христовых, с выносом плащаницы. И в особенности часто пропускают Богослужение Великой Субботы. Говорят, что к этому времени сил не остается, но на самом деле не хватает внутреннего понимания, что на этой службе нужно быть. Это богослужение, с которого, собственно, начинается Пасха. Которое есть такой удивительный переход от покоя смертного к покою Воскресения Христова.
Конечно, на Страстной каждый, кто не имеет каких-то абсолютных препятствий, должен постараться в эти дни, может быть и неоднократно, приобщиться Святых Христовых Таин.
Посещение богослужений в максимальной для себя мере не должно стать чем-то убаюкивающим. Службы наши удивительно красивы. Но нужно стараться не привести это в сентиментальные переживания по поводу, а скорее в соприсутствие, к чему, собственно, эти богослужения и зовут.
Очень важно в эти дни не забывать людей, которые вокруг нас. Известно, что к концу поста все мы устаем. Но мы ведь знаем, что так бывает и соответственно, должны быть готовы к тому, что мы легче можем сорваться, друг друга лишить возможности в мире подойти к Пасхе. Вот к этому нужно отнестись очень и очень внимательно.
Если просят помочь убраться дома к Пасхе – то нужно, конечно, помочь. Но совсем хорошо будет, если это «помочь убраться» будет не вместо службы, а вместе со службой, скажем, вместо собственного сна и еще чего-нибудь, что мы себе разрешаем. Надо свои личные занятия постараться максимально раздвинуть с этих дней. Но конечно в каждой семье должны быть, особенно, если есть маленькие дети, компромиссы. Кто-то пойдет на одну службу, а кто-то на другую. Как-то надо чередоваться, договариваться, как друг друга отпускать.
И последнее. Жизнь в Церкви церковного человека богата и многообразна. Помимо бытия в ней есть быт. В жизни каждого из нас будут предпасхальные приготовления. Для кого-то это забота о подарках, для кого-то – предварительные попечения о пасхальных яствах, которых все мы будем ждать в той или иной мере. Но только бы не стало это приоритетом. Ну не должна быть пасха как творожная еда важнее Пасхи, как Христова Воскресения. Пусть будет на каком-то иерархически правильном в жизни месте.