Воронеж, 1 ноября — Наша Держава. Никитин. Практически забытый поэт и писатель. В историю русской прозы Никитин вошёл как автор «Дневника семинариста» (1860). Выдающийся мастер русского поэтического пейзажа, он с глубокой любовью, проникновенным лиризмом воспроизвёл картины родной земли. На слова Никитина, одного из самых ярких русских крестьянских поэтов, написано более 60 романсов и песен.
Иван Саввич Никитин. С фотографии Деньера. Литография А. Мюнстера, СПБ.
Иван Саввич Никитин (21.9.1824‒16.10.1861) родился в Воронеже в семье владельца свечного завода Саввы Евтихиевича Никитина. Учился в Воронежской духовной семинарии. Семинария дала Никитину многое, однако казенная и скучная система образования юноше не нравилась, и свое отношение к этому укладу жизни он потом выразил в «Дневниках семинариста» (1861). В 1844 г. отец Никитина купил на улице Кирочной постоялый двор и семья поселилась там. Однако вследствие упадка дела, Никитину пришлось бросить семинарию и стать содержателем постоялого двора.
В свободное время Никитин много занимался самообразованием, изучая французский и немецкий языки, а также произведения русских и зарубежных писателей (Шекспира, Шиллера, Гёте, Гюго и других).
Дебютировал в печати стихотворением «Русь», написанным в 1851 г., но опубликованном в «Воронежских губернских ведомостях» только 21 ноября 1853 г., то есть уже после начала «Восточной (Крымской войны). 11 декабря 1853 г. оно было перепечатано в газете «С.-Петербургские ведомости» со следующим комментарием: «Не правда ли, что-то знакомое слышится в этом стихотворении, в чувстве, которым оно проникнуто, в приёмах, в фактуре стиха? Неужели в г. Никитине суждено воскреснуть Кольцову?».
В дальнейшем стихотворения Никитина печатались в журналах «Москвитянин», «Отечественные записки» и других изданиях.
После первых публикаций Никитин вошел в историко-этнографический кружок местной интеллигенции, сложившийся вокруг советника губернского управления Н.И. Второва. Члены кружка поддерживали связи с В.Ф. Одоевским, «П.И. Мельниковым-Печерским, «В.И. Далем, Ф.И. Буслаевым, И.И. Срезневским, А.Н. Афанасьевым, «Н.И. Костомаровым. Близким другом Никитина стал М.Ф. Де-Пуле (будущий душеприказчик, биограф и редактор почти всех изданий сочинений Никитина).
В 1859 г. Никитин воспользовался ссудой в 3000 рублей, полученной при посредничестве друзей от известного предпринимателя и мецената В.А. Кокорева, и открыл в центре Воронежа книжный магазин с читальней, который быстро стал одним из центров культурной жизни города.
В первый отдельный сборник (1856) вошли стихотворения на самые разные темы, от религиозной до социальной. Сборник вызвал разноречивые отклики. Второй сборник стихотворений вышел в 1859 г. Прозаический «Дневник семинариста» был напечатан в «Воронежской Беседе за 1861 г.».
Крупнейшее поэтическое произведение Никитина, поэма «Кулак», вышла в окончательной редакции отдельным изданием в 1858 г. (дата цензурного разрешения ‒ 25 августа 1857 г.). Слово «кулак» обозначало во времена Никитина не хозяйственного зажиточного крестьянина, как это установилось позднее, а совсем другой социальный тип. Согласно Далю, кулак ‒ «перекупщик, переторговщик… на базарах и пристанях, сам безденежный, живёт обманом, обсчётом, обмером». В центре поэмы Никитина образ именно такого кулака и связанные с ним сцены неприглядной социальной жизни, поэтому поэма вызвала одобрительные отзывы Добролюбова и других критиков-демократов. Но в их революционную среду Никитин не вошел, оставшись поэтом-патриотом, певцом Руси.
На слова Никитина написано более 60 песен и романсов, многие ‒ известными композиторами (Направник, Калинников, «Римский-Корсаков). Некоторые стихотворения Никитина, положенные на музыку, стали популярными народными песнями. Наиболее известен «Ухарь-купец» («Ехал на ярмарку ухарь-купец…»), подвергшийся, впрочем, в народной версии сокращению и переделке, которая исказила нравственное содержание текста.
Скончался И. С. Никитин от чахотки 16 октября 1861 г. в Воронеже, где и был похоронен. Большевики кладбище ликвидировали, на его месте построили цирк, но могилу Никитина и ещё несколько могил, одна из которых ‒ захоронение другого известного поэта А.В. Кольцова, не тронули. Это место огорожено и называется «Литературный некрополь».
РУСЬ
Под большим шатром
Голубых небес —
Вижу — даль степей
Зеленеется.
И на гранях их,
Выше тёмных туч,
Цепи гор стоят
Великанами.
По степям в моря
Реки катятся,
И лежат пути
Во все стороны.
Посмотрю на юг —
Нивы зрелые.
Что камыш густой,
Тихо движутся;
Мурава лугов
Ковром стелется,
Виноград в садах
Наливается.
Гляну к северу —
Там, в глуши пустынь,
Снег, что белый пух,
Быстро кружится;
Подымает грудь
Море синее,
И горами лёд
Ходит по морю;
И пожар небес
Ярким заревом
Освещает мглу
Непроглядную…
Это ты, моя
Русь державная.
Моя родина
Православная!
Широко ты, Русь,
По лицу земли
В красе царственной
Развернулася!
У тебя ли нет
Поля чистого,
Где б разгул нашла
Воля смелая?
У тебя ли нет
Про запас казны,
Для друзей стола,
Меча недругу?
У тебя ли нет
Богатырских сил,
Старины святой,
Громких подвигов?
Перед кем себя
Ты унизила?
Кому в чёрный день
Низко кланялась?
На полях своих,
Под курганами,
Положила ты
Татар полчища.
Ты на жизнь и смерть
Вела спор с Литвой
И дала урок
Ляху гордому.
И давно ль было,
Когда с Запада
Облегла тебя
Туча тёмная?
Под грозой её
Леса падали,
Мать сыра-земля
Колебалася,
И зловещий дым
От горевших сёл
Высоко вставал
Чёрным облаком!
Но лишь кликнул Царь
Свой народ на брань —
Вдруг со всех концов
Поднялася Русь.
Собрала детей,
Стариков и жён,
Приняла гостей
На кровавый пир.
И в глухих степях,
Под сугробами,
Улеглися спать
Гости навеки.
Хоронили их
Вьюги снежные,
Бури севера
О них плакали!..
И теперь среди
Городов твоих
Муравьём кишит
Православный люд.
По седым морям
Из далёких стран
На поклон к тебе
Корабли идут.
И поля цветут,
И леса шумят,
И лежат в земле
Груды золота.
И во всех концах
Света белого
Про тебя идёт
Слава громкая.
Уж и есть за что,
Русь могучая,
Полюбить тебя,
Назвать матерью,
Стать за честь твою
Против недруга,
За тебя в нужде
Сложить голову!
1851
МОЛИТВА
О Боже! дай мне воли силу,
Ума сомненье умертви, —
И я сойду во мрак могилы
При свете веры и любви.
Мне сладко под Твоей грозою
Терпеть, и плакать, и страдать;
Молю: оставь одну со мною
Твою святую благодать.
1851
ВОЙНА ЗА ВЕРУ
Глумится над крестом безумство мусульман,
И смотрят холодно великие державы
На унижение и казни христиан.
За слёзы их и кровь нет голоса и мщенья!
От бедных матерей отъятые сыны
В рабы презренному еврею проданы,
И в пламени горят несчастные селенья…
Скажите нам, враги поклонников креста!
Зачем оскорблены храм Истинного Бога
И Древней Греции священные места, —
Когда жидовская спокойна синагога?
Когда мятежников, бесчестия сынов,
Орудие крамол, тревог и возмущенья,
Не заклеймили вы печатию презренья,
Но дали их толпам гостеприимный кров?
Скажите нам, враги Руси миролюбивой,
Ужель вы лучшего предлога не нашли,
Чтобы извлечь свой меч в войне несправедливой
И положить свой прах в полях чужой земли?
Ужель чужих умов холодное коварство
Вас в жалких палачей умело обратить
И для бесславия жестокого тиранства
Народные права заставило забыть?
Ужели в летопись родной своей отчизны
Не стыдно вам внести свой собственный позор,
Потомков заслужить суровый приговор
И современников живые укоризны?
Иль духа русского досель вы не узнали?
Иль неизвестно вам, как Севера сыны,
За оскорбление родной своей страны,
По слову царскому мильонами вставали?
Вам хочется борьбы! Но страшен будет спор
За древние права, за честь Руси державной;
Мы вашей кровию скрепим наш договор —
Свободу христиан и веры православной!
Мы вновь напомним вам героев Рымника,
И ужас чесменский, и славный бой Кагула,
И грозной силою холодного штыка
Смирим фанатиков надменного Стамбула!
Вперёд, святая Русь! Тебя зовёт на брань
Народа твоего поруганная вера!
С тобой и за тебя молитвы христиан!
С тобой и за тебя Святая Матерь-Дева!
Придёт пора, её недолго ждать, —
Оценят твой порыв, поймут твой подвиг громкий,
И будет свет тебе рукоплескать,
И позавидуют тебе твои потомки.
Декабрь 1853
(Стихотворение связано с Восточной (Крымской) войной.)