Москва, 8 января – Наша Держава. В праздник
Рождества Христова, на телеканале «Россия 1» состоялся показ традиционного
Рождественского интервью Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
Предстоятель Русской Православной Церкви ответил на вопросы журналиста и
телеведущего, генерального директора международного информационного агентства
«Россия сегодня» Дмитрия Киселева.
Рождества Христова, на телеканале «Россия 1» состоялся показ традиционного
Рождественского интервью Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
Предстоятель Русской Православной Церкви ответил на вопросы журналиста и
телеведущего, генерального директора международного информационного агентства
«Россия сегодня» Дмитрия Киселева.
Один из вопросов Киселёва касался печального юбилея – столетия убийства
Царской Семьи.
Царской Семьи.
— У нас были в истории периоды, когда добро и
зло оказывались неразличимы, тому пример — убийство царской семьи, 100-летие
которого мы скоро будем отмечать. Что же означает эта дата? И когда же
кончатся, наконец, всевозможные экспертизы?
зло оказывались неразличимы, тому пример — убийство царской семьи, 100-летие
которого мы скоро будем отмечать. Что же означает эта дата? И когда же
кончатся, наконец, всевозможные экспертизы?
— Начну с последней части Вашего вопроса. Экспертизы
закончатся, когда их завершат специалисты и скажут: вот результаты всех
исследований. Никто специально не затягивает этот процесс, но никто и не
подгоняет ученых, которые стремятся исчерпывающе ответить на те вопросы,
которые постоянно возникают. Вы знаете, что в Сретенском монастыре прошла
конференция, на которой я присутствовал, и для меня было чрезвычайно важно
услышать как отчеты ученых о проделанной работе, так и вопросы, которые им были
заданы. И эксперты говорили: «У нас нет готового ответа. Мы не уверены, нам
нужно исследовать еще что-то, что откроет возможность прийти к окончательным
выводам». Вот когда это произойдет, тогда мы и будем принимать решения на
Архиерейском Соборе, учитывая, конечно, и мнение тех, у кого еще могут остаться
вопросы.
закончатся, когда их завершат специалисты и скажут: вот результаты всех
исследований. Никто специально не затягивает этот процесс, но никто и не
подгоняет ученых, которые стремятся исчерпывающе ответить на те вопросы,
которые постоянно возникают. Вы знаете, что в Сретенском монастыре прошла
конференция, на которой я присутствовал, и для меня было чрезвычайно важно
услышать как отчеты ученых о проделанной работе, так и вопросы, которые им были
заданы. И эксперты говорили: «У нас нет готового ответа. Мы не уверены, нам
нужно исследовать еще что-то, что откроет возможность прийти к окончательным
выводам». Вот когда это произойдет, тогда мы и будем принимать решения на
Архиерейском Соборе, учитывая, конечно, и мнение тех, у кого еще могут остаться
вопросы.
Ну, а теперь вообще о трагедии цареубийства. Меня занимает
вопрос, который я хотел бы сформулировать, и, может быть, найдется тот, кто
поможет мне на него ответить. В 1905 году император издает манифест, который
открывает возможности реализации широчайших свобод. Создается многопартийность,
учреждается Государственная Дума. Царь-самодержец открыл эту возможность — не
революция, царь! Ведь были и те, кто говорил: «Этого делать не надо; напротив,
нужно сломить всякую оппозицию». Но царь идет навстречу тем, кто хотел изменить
политический строй. Он предоставляет широкие возможности. Дума превращается не
столько в арену для решения политических вопросов, сколько в арену борьбы
вокруг царя, вокруг самодержавия. Что только не говорилось тогда в адрес
императора!
вопрос, который я хотел бы сформулировать, и, может быть, найдется тот, кто
поможет мне на него ответить. В 1905 году император издает манифест, который
открывает возможности реализации широчайших свобод. Создается многопартийность,
учреждается Государственная Дума. Царь-самодержец открыл эту возможность — не
революция, царь! Ведь были и те, кто говорил: «Этого делать не надо; напротив,
нужно сломить всякую оппозицию». Но царь идет навстречу тем, кто хотел изменить
политический строй. Он предоставляет широкие возможности. Дума превращается не
столько в арену для решения политических вопросов, сколько в арену борьбы
вокруг царя, вокруг самодержавия. Что только не говорилось тогда в адрес
императора!
Сейчас распространено мнение, что царь был слабым. Но
давайте подумаем: он был внутренне слабым или внутренне сильным человеком? Ведь
он обладал властью прикончить Государственную Думу одним хлопком, разогнать все
партии, вновь ввести цензуру, — у него была реальная политическая власть. Но он
ею не воспользовался. Наши либеральные историки до сих пор поливают императора
Николая II грязью и превозносят императора Александра II. Но кто больше сделал
для того, чтобы открылись возможности демократического обсуждения проблем,
участия общества в формировании государственной политики, — Александр II или
Николай II? Конечно, Николай II. Но смотрите, что происходит! Его свергают, —
как он сам говорил, «кругом предательство», затем зверски уничтожают всю семью,
имя смешивают с грязью, и даже те, кто к нему относится без особо негативного
чувства, говорят: «Слабый был». Но если бы он был слабым человеком, то не
принял бы смерть так, как он ее принял.
давайте подумаем: он был внутренне слабым или внутренне сильным человеком? Ведь
он обладал властью прикончить Государственную Думу одним хлопком, разогнать все
партии, вновь ввести цензуру, — у него была реальная политическая власть. Но он
ею не воспользовался. Наши либеральные историки до сих пор поливают императора
Николая II грязью и превозносят императора Александра II. Но кто больше сделал
для того, чтобы открылись возможности демократического обсуждения проблем,
участия общества в формировании государственной политики, — Александр II или
Николай II? Конечно, Николай II. Но смотрите, что происходит! Его свергают, —
как он сам говорил, «кругом предательство», затем зверски уничтожают всю семью,
имя смешивают с грязью, и даже те, кто к нему относится без особо негативного
чувства, говорят: «Слабый был». Но если бы он был слабым человеком, то не
принял бы смерть так, как он ее принял.
Почему царская семья канонизирована? Не за то, что Николай
II был хорошим правителем, мудрым дипломатом или военным стратегом. Он
прославлен именно потому, что он по-христиански принял смерть. И не только
смерть, но и всю эту часть — страшную часть — своей жизни. Он находился под арестом,
терпел оскорбления и притеснения. Вчерашний царь, который все потерял, — и
такие спокойные дневниковые записи, спокойный христианский взгляд на то, что с
ним происходит. И это было присуще не только ему, но и всем членам семьи.
II был хорошим правителем, мудрым дипломатом или военным стратегом. Он
прославлен именно потому, что он по-христиански принял смерть. И не только
смерть, но и всю эту часть — страшную часть — своей жизни. Он находился под арестом,
терпел оскорбления и притеснения. Вчерашний царь, который все потерял, — и
такие спокойные дневниковые записи, спокойный христианский взгляд на то, что с
ним происходит. И это было присуще не только ему, но и всем членам семьи.
Значит, вне зависимости от политической оценки его
деятельности у людей должно быть уважение к жизненному пути императора. Тем
более у людей либеральных, но ведь ничего подобного не происходит! Даже в год
столетия революционных событий на экранах не появилось ничего, кроме фильма,
который бросает очередной ком грязи в лик страстотерпца. Вот почему люди
возмутились из-за появления этой картины! Неужели ничего другого не нашлось?
Опять-таки, либеральные круги породили этот фильм, — а где же заслуги государя
императора?
деятельности у людей должно быть уважение к жизненному пути императора. Тем
более у людей либеральных, но ведь ничего подобного не происходит! Даже в год
столетия революционных событий на экранах не появилось ничего, кроме фильма,
который бросает очередной ком грязи в лик страстотерпца. Вот почему люди
возмутились из-за появления этой картины! Неужели ничего другого не нашлось?
Опять-таки, либеральные круги породили этот фильм, — а где же заслуги государя
императора?
Отвечая так, я не предлагаю анализ его политической
деятельности, не подвожу никаких итогов его правления. Я просто говорю об очень
важной части его жизни, связанной с правами и свободами подданных Российской
Империи, и о том, чем его жизнь завершилась. Конечно, все то, что произошло с
государем императором, что произошло с нашей страной, должно заставить нас о
многом подумать.
деятельности, не подвожу никаких итогов его правления. Я просто говорю об очень
важной части его жизни, связанной с правами и свободами подданных Российской
Империи, и о том, чем его жизнь завершилась. Конечно, все то, что произошло с
государем императором, что произошло с нашей страной, должно заставить нас о
многом подумать.
Полностью текст интервью читайте здесь: http://www.patriarchia.ru/db/text/5095439.html
Другие материалы о перспективе восстановления Монархии в Державе Российской и Святых Царственных Мучениках можно найти в нашем ЧИТАЛЬНОМ ЗАЛЕ, АУДИО— и ВИДИОТЕКЕ