Санкт-Петербург, 25 декабря — Наша Держава. Высказывания Иоанна Грозного о царской власти – это основа учения о монархии. Исходя из Божественного происхождения, власть православного царя не может ограничиваться боярской думой, тем более народным представительством. Бог никому, кроме Божьего Помазанника власть не делегирует. Потому по словам Иоанна Грозного царская власть может быть только самодержавной.
«Что это за Царь – задавался вопросом Иоанн Васильевич, — который только председательствует в думе? Как он может называться самодержцем, многие указывают ему, как поступать? Самодержцы на Руси изначально всем царством владеют, а не вельможи и не бояре».
По учению Грозного власть дана самодержцу, для того чтобы миловать и наказывать. Добрых людей поощрять, злых наказывать. Потому царь не может постоянно быть кротким, но должен быть рассудительным. Когда надо – миловать, когда надо наказывать вплоть до мучений и казней злодеев. Если правитель не имеет этих качеств, тогда он – не Царь, потому что не может добрых людей оградить от злых. «Царское управление, — писал Иоанн Васильевич, — не может быть без обуздания злых, безумных людей». При этом, по мысли Грозного, если Царь не наказывает зло, то сам наказывается Богом. Поэтому он должен внимательно следить за делами своих подданных и быть самодержавным. «Цари вольны жаловать своих холопов, вольны и казнить их — говорил Иоанн Грозный».
«Жаловать и наказывать» дело всякого начальника, даже священно начальника. Епископы также обладали такой властью, но их милости и наказания касались нравственного поведения людей. Царь же должен был следить за соблюдением гражданского порядка, гражданских законов. При этом «если кто-то отступит от своих злых дел и наклонностей и свою службу исправно служащих, того жалуем всякими великими жалованьями. А если кто не отступает от своих злых дел, того казним». О чем говорит это заявление Иоанна Грозного? О том, что даже злых людей Царь не должен казнить, не давая им шансов исправиться.
Кроме того, по учению Иоанна Васильевича обязанности православного Царя мерить меркой простого христианина нельзя. «Иное дело душу свою спасать, говорил Иоанн Васильевич, — а иное о многих душах пещися». А чтобы спасать души целого народа власть Царя должна быть самодержавной и, главное, священной. Что и даётся им в церковном таинстве помазания на царство.