интернационалистским? Исходили ли они в своей политике из некоего
принципа демократической равноправности, равенства всех национальностей?
Или их взгляд и в этой области был подчинен классовому марксистскому
подходу?
вопросе, почему и был назначен народным комиссаром по делам
национальностей РСФСР (1917—1923 гг.).
радикальна, чем у многих национальных партий, выступавших за культурную
автономию.
составляющие. Нигде не называли ее нацией-угнетательницей. В советской
России отношение к русскому народу было единственным пунктом, где
классовый подход отошел на задний план, оставив на переднем русофобскую
ненависть революционеров к русским как державной общности.
Российской Империи, но и на праве на отделение тех наций, «которые не могут, не хотят остаться в рамках целого» (Сталин. Против федерализма // Правда №19, 28 марта 1917).
что немыслимо признание насильственного удержания какого бы то ни
было народа в рамках единого государства. Выставляя принцип права
народов на самоопределение, мы поднимаем тем самым борьбу против
национального гнета на высоту борьбы против империализма, нашего общего
врага
вышло постановление «признать государственную независимость Финляндской
Республики», и мы лишились 360 000 км² территорий.
называемой Старой Финляндии), которые были присоединены к Российской
Империи в 1721 г. и в 1743 г., и земли «Новой Финляндии», присоединенные
в 1809 году. Потом безуспешно пытались там организовать революцию, а
зимой 1939—1940 гг. воевали за земли, присоединенные русской кровью еще в
1721 году.
Прежде всего пролетарская автономия, организованная самой большевистской
партией, она правит страной посредством диктатуры, автономии для малых
народов и законодательной автономии для нацменьшинств. Вся эта
организация должна, по мысли Сталина, «создать тыл для авангарда
социалистической революции в лице народов, поднимающихся против
национального угнетения, и тогда мы действительно держим курс на мировую
социалистическую революцию» (VII (Апрельская) Конференция РСДРП
(большевиков) 14-29 апреля 1917 г. Заключительное слово по национальному
вопросу 29 апреля. С. 28).
только народы России, терпевшие и терпящие гнет и произвол, к
раскрепощению которых должно быть приступлено немедленно, освобождение
которых должно быть проведено решительно и бесповоротно» (Декларация прав народов России 2 (15) ноября 1917 года).
проводило политику насильственной русификации окраинных народов,
методом его действий являлись запрещения родного языка, погромы и другие
гонения… Советская власть открыто провозгласила право всех наций на
самоопределение вплоть до полного отделения от России. Новая власть
оказалась более радикальной в этом отношении, чем даже национальные
группы внутри некоторых наций
начали признавать один сепаратизм за другим, параллельно раздавая, как
киношный «ненастоящий царь», «кемские волости» направо и налево.
Ниоткуда появились Финляндия и Украина.
(Выступление на заседании Центрального комитета РСДРП (б) по вопросу о
мире с немцами 11 января 1918 г.). Мы потеряли 780 000 кв. км с
населением 56 миллионов человек. И после Брестского мира на политической
карте мира появились независимые Эстония, Латвия, Литва, Белоруссия,
Польша.
Таковыми он считал Украину, Крым, Польшу, Закавказье, Туркестан,
Среднее Поволжье (татаро-башкирскую автономию) и Киргизский край.
обязательного «государственного» языка — ни в судопроизводстве, ни в
школе. Каждая область выбирает тот язык или те языки, которые
соответствуют составу населения данной области», и никакого всеобщего избирательного права.
Избирательное право, — говорил Сталин, — должно быть
предоставлено лишь тем слоям населения, которые эксплуатируются или, во
всяком случае, не эксплуатируют чужого труда. Это естественный результат
факта диктатуры пролетариата и деревенской бедноты
сотрудником газеты «Правда» // Правда №№ 62 и 63, 3 и 4 апреля 1918
г.).
избирательных правах были поражены все группы населения, кроме
пролетариата и советских служащих. И сами выборы были не прямыми, а
многостепенными, с классовыми преимуществами городского населения перед
сельским. Так, от Советов городских поселений избирался один депутат от
25 тысяч избирателей, а от сельских губернских съездов Советов — по
одному депутату на 125 тысяч жителей.
победе на выборах большевиков. Например, на XII съезде Советов рабочих
было 41,4%, служащих — 39,6%, а крестьян — всего 19%. Из них 76,7%, то
есть квалифицированное большинство, были коммунистами и только 23,3% —
беспартийными, но так же прошедшими партийные фильтры.
второго созыва крестьян было 45,6%, а рабочих — 6,4%. Что значительно
лучше отражало пропорциональную численность этих групп населения в
реальности.
казаков, ни других социальных групп, с точки зрения Джугашвили
(Сталина), «издавна эксплуатирующих нерусские народы на окраинах» (К военному положению на юге // Правда №293, 28 декабря 1919 г.).
объяснимо с чисто классовой точки зрения — они квалифицировались как
мелкая буржуазия. Как писал Джугашвили (Сталин), «крестьяне не
пойдут бороться за социализм… их можно и нужно заставлять бороться за
социализм, применяя методы принуждения. Отсюда выросли такие чисто
военные способы воздействия, как система комиссаров с политотделами,
ревтрибуналы, дисциплинарные взыскания, сплошное назначенство и т. д.» (Наши разногласия // Правда №12, 19 января 1921 г.).
Суть национального вопроса в РСФСР состоит в том, чтобы
уничтожить ту фактическую отсталость (хозяйственную, политическую,
культурную) некоторых наций, которую они унаследовали от прошлого, чтобы дать возможность отсталым народам догнать центральную Россию и
в государственном, и в культурном, и в хозяйственном отношениях…
старое государство, помещики и капиталисты оставили в наследство такие
загнанные народности, как киргизы, чеченцы, осетины, земли которых
служили для колонизации со стороны казачьих и кулацких элементов
России. Эти народности были обречены на неимоверные страдания и вымирание…
положение великорусской нации, представлявшей господствующую нацию,
оставило следы своего влияния даже на русских коммунистах… иногда
уклоняющихся в сторону русского великодержавного шовинизма.
формировалась непосредственно товарищем Джугашвили (Сталиным), состояла в
том, чтобы якобы ранее «угнетавшая» всех русская нация своим трудом,
своими накопленными богатствами — как финансовыми, политическими, так и
культурными — начала долгую эпопею расточительной помощи или
безвозмездного донорства в отношении других якобы «угнетавшихся» народов
нового образования под аббревиатурой СССР.
спрашивал, и если вопросы у «бывшей державной» нации всё же возникали,
то всё это объявлялось великодержавным великорусским шовинизмом. И далее
вступали в силу диктатура большевистской партии и репрессии её карающих
органов, обеспечивавших это многолетнее национальное обирание русского
народа.
большевистскую республику не просто изменила политический режим
властвования, но и привела к изменению статуса самого русского народа в
новой советской государственности. Большевики, будучи изначально
русофобами, из державного положения низвели русский народ до положения
народа, виновного в некоем социальном грехе «угнетения других народов» и
обязанного в качестве искупления своей вины к долговременному
кормлению, донорству, взращиванию за свой счёт других народов и
народностей Советского Союза.
пришлось признать всех сепаратистов внутри русского народа. Помогать им и
создавать с их помощью «гарантии» того, что идея единой и неделимой
России никогда не станет альтернативой мировой революции и советской
государственности.
января 1919 г., затем БССР) была создана в Смоленске в составе РСФСР, и
только позиция Сталина и Белнацкома, входившего как отдел в его
Наркомат по делам национальностей, заставила БССР выйти из состава РСФСР
31 января 1919 г.
разъединяя их, то объединяя, то создавая, то уничтожая. БССР уже через
несколько недель после выхода из РСФСР была объединена с Литовской
советской республикой в Литовско-Белорусскую советскую социалистическую
республику (17 февраля 1919 года).
государственные масштабные многолетние «украинизации» и «белорусизации»,
чтобы оторвать как можно дальше население этих республик от общерусских
национальных корней.
коммунисты, будто бы насаждаем белорусскую национальность искусственно.
Это неверно, потому что существует белорусская нация, у которой имеется
свой язык, отличный от русского, ввиду чего поднять культуру
белорусского народа можно лишь на родном его языке. Такие речи
раздавались лет пять тому назад об Украине, об украинской нации. А
недавно ещё говорилось, что украинская республика и украинская нация —
выдумка немцев. Между тем ясно, что украинская нация существует, и
развитие её культуры составляет обязанность коммунистов. Нельзя идти
против истории. Ясно, что если в городах Украины до сих
пор ещё преобладают русские элементы, то с течением времени эти города
будут неизбежно украинизированы. Лет 40 тому назад Рига
представляла собой немецкий город. Но так как города растут за счет
деревень, а деревня является хранительницей национальности, то теперь
Рига — чисто латышский город. Лет 50 назад все города Венгрии имели
немецкий характер, теперь они мадьяризированы. То же можно сказать о тех
городах Украины, которые носят русский характер и которые будут
украинизированы». (Заключительное слово на X съезде РКП(б), март 1921).
язык сравниваются с немцами и немецким языком. Проводится враждебная
параллель между немцами и латышами, между немцами и венграми, такая же,
как между русскими и украинцами. По сути, говорится о враждебности
русских украинцам.
республику для «революционизирования» Европы, разжигания мировой
революции. «Украина, — утверждал Сталин, — имеет такое же значение для народов Запада, как Туркестан для народов Востока». И именно «ввиду её громадного значения для народов Запада» в Украину вкладывались огромные средства (Сталин. Сочинения. Т. 5. М., 1947. С. 329–330).
мировую революцию, в Европу и одновременно альтернатива, противовес
«великодержавному шовинизму» великороссов.
инициировала Закавказская федерация, разделившаяся потом на три
советские республики — Грузию, Армению и Азербайджан.
проходило создание нового международного советского объединения. «Инициатива
движения принадлежит самим республикам, — свидетельствовал Джугашвили
(Сталин) в ноябре 1922 г. в своей беседе с корреспондентом «Правды». —
Ещё месяца три тому назад руководящие круги закавказских республик
поставили вопрос о создании единого хозяйственного фронта советских
социалистических республик и об объединении их в одно союзное
государство… почти одновременно с этим был возбуждён вопрос об
объединении на Украине и Белоруссии…».
из этого, что объединение республик закончится воссоединением с Россией,
слиянием с ней?».
упразднение национальных республик явилось бы реакционным абсурдом,
требующим упразднения нерусских национальностей, их обрусения…
национальные республики… не могут быть упразднены, не могут быть лишены
своего ЦИК и Совнаркома, своей национальной основы, пока существуют
национальности, их породившие, пока существует национальный язык,
национальная культура, быт, нравы, обычаи. Вот почему объединение
национальных советских республик в одно союзное государство не может
завершиться воссоединением, слиянием их с Россией». (Вопрос
об объединении независимых национальных республик. Беседа с
корреспондентом газеты «Правда» // Правда №261, 18 ноября 1922 г.).
«единой и неделимой» России. Что, мол, большевики — наследники
государственного творчества Русских Государей. Именно они, мол, после
Февральской революции, в разрушенной смутой стране собрали заново
Великую Россию.
большевики собрали воедино несколько советских республик, не значит, что
произошло «воссоединение с Россией». «Нет, не значит!» — отвечает вам Сталин и говорит, что СССР — не Великая Россия, заново объединившая свои территории, а коммунистическая «цитадель против покушений со стороны международного капитализма»
(Вопрос об объединении независимых национальных республик. Беседа с
корреспондентом газеты «Правда» // Правда №261, 18 ноября 1922 г.).
СССР — это другое государственное образование, с другими
цивилизационными целями, отличными от целей Российской Империи и с
другим статусом для всего русского народа.
первым лицом (Ленин был уже не у дел, отсутствовал и был избран лишь
почетным председателем собрания), он очень откровенно сказал об этом: «сегодняшний день является не только итоговым, он является, вместе с тем, днём торжества новой России над старой, над Россией — жандармом Европы, над Россией — палачом Азии. Сегодняшний день является днём торжества новой России, разбившей цепи национального угнетения… Союз Советских Социалистических Республик, прообраз грядущей Мировой Советской Социалистической Республики» (Об образовании Союза Советских Социалистических Республик. Доклад на I съезде Советов СССР 30 декабря 1922 г.).
тысячелетней Российской державой. Образование СССР — это не прививание
дичка большевистской государственности к стволу цивилизации Русского
Мира. Это создание объединенной базы, на территориях, принадлежавших до
революции русским людям, для броска в мировую революцию. СССР — это
стремление к мировому господству и созданию «Мировой Советской
Социалистической Республики». В этом МССРе не предполагалось вообще
ничего русского. Всё русское предполагалось отправить в топку того
самого «паровоза» мировой революции, у которого только одна конечная «в
Коммуне остановка».
том, что они ловко умеют ломать созданное веками, но, в силу своей
революционности, ничего не умеют строить.
коммунистов, часто ругают, утверждая, что мы не способны строить…
коммунисты умеют так же хорошо строить новое, как они умеют хорошо
разрушать старое». (Об образовании Союза Советских Социалистических Республик. Доклад на I съезде Советов СССР 30 декабря 1922 г.).
А в истории нашей страны осталась только вторая часть сталинского
высказывания — что «они умеют хорошо разрушать старое». Действительно,
разрушенное старое Русское государство стояло более 1000 лет.
Построенное же новое, СССР, не выдержало испытания временем, сравнимым с
человеческой жизнью. Мгновением — с точки зрения истории.