Пекин-Москва, 7 ноября — Наша Держава. Глубокой ночью по московскому времени, серым от смога пекинским утром, премьер-министры России и Китая Дмитрий Медведев и Ли Кэцян открыли 23-ю встречу на таком уровне. По стилю это напоминало приезд русского князя в Орду за продлением ярлыка на княжение..
В Пекине завершились двусторонние переговоры премьера Государственного совета Китая Ли Кэцяна и председателя правительства России Дмитрия Медведева; сопровождающие нашего лидера чиновники и бизнесмены подписывают разнообразные документы, согласованные к этой встрече. А сам Медведев отвечает на вопросы интернет-пользователей и журналистов в свойственном ему оптимистичном ключе. Вот только от этого оптимизма иногда хочется плакать.
Наш товарооборот растет и, по всей вероятности, мы впервые за всю историю российско-китайских отношений преодолеем отметку в 100 млрд долларов, — заявил российский премьер. — Это не финал, это явно не тот результат, на который мы должны ориентироваться как на заключительный. Мы способны существенно нарастить товарооборот, и такая цель поставлена. Мы можем говорить о цифрах, которые как минимум приведут к удвоению торгового оборота.
Читайте также:
То есть доведению его до 200 миллиардов в год. Учитывая расширяющееся сотрудничество в сырьевой сфере, это вполне реально и, более того, очень нужно России в свете попыток части стран ЕС перейти на американский сжиженный газ и саудовскую нефть.
Кроме того, подписан совместный план развития сельского хозяйства Дальнего Востока и Байкальского региона России, а также северо-востока КНР, также известного когда-то как Желтороссия. Будем надеяться, что не только китайцы поучаствуют в байкальских проектах, но и мы – в развитии Джунгарской равнины. Отрадно уже то, что от административного отторжения российских территорий Китай перешел к их совместному освоению – какой-никакой, а прогресс в отношениях.
Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев и премьер Государственного совета КНР Ли Кэцян во время подписания совместных документов после официальной встречи в Доме народных собраний. Фото: Екатерина Штукина/пресс-служба правительства РФ/ТАСС
Граждане и компании
Когда премьер-министр говорит правду, это всегда особенно интересно. Отвечая на вопросы китайских интернет-пользователей, Дмитрий Медведев оптимистично заявил:
Вот мы с вами сегодня говорим о цифровом развитии, о компьютерных технологиях… Только объем электронных сделок между гражданами нашей страны и компаниями Китайской Народной Республики в настоящий момент уже составляет где-то три миллиарда долларов в год, и эта цифра, конечно, будет расти.
Читайте также:
Еще раз: между гражданами с одной стороны и компаниями — с другой. То есть мы покупаем, нам продают, и никак иначе. Причем бо́льшую часть этих товаров мы вполне в состоянии производить самостоятельно. Ладно, сотовые телефоны — их выпуск действительно быстро не наладить, да и сотрудникам Почты России надо хоть какую-то радость в жизни иметь. Но хотя бы обложки, «бамперы» для этих телефонов! Спиннеры эти несчастные! Наушники! Обувь! По-че-му?
В 2011 году популярный блогер Артемий Лебедев, выдающий себя за дизайнера, со свойственной ему категоричностью заявил: «Только полный *** <гомосексуалист> будет что-либо производить в России в текущих условиях. Нормальные люди давно в Китай *** <уехали>». Через восемь месяцев он же на удивление сдержанно уточнил: «Мне не обидно, что в России нельзя производить электронику. Мне обидно, что в России уже матрешки дороже производить, чем в Китае».
С тех пор прошло семь лет. Все семь лет с высоких трибун говорится об отказе от сырьевой модели, шесть – о позициях в рейтингах бизнес-климата, четыре – об импортозамещении. А потом выходит такой премьер-министр, президент 2011 года, и говорит – наши граждане торгуют с китайскими компаниями, ура.
Приплыли.
Фото: www.globallookpress.com
В ожидании пошлин
Конечно, одной из причин такого положения вещей является извращенная таможенная политика России – о пошлинах на посылки из Китая мы тоже говорим давно, было внесено несколько законопроектов, но воз и ныне там: до 1000 евро на душу населения в месяц – беспошлинно. И это при льготном налоговом режиме для экспортеров в самом Китае. Для сравнения – наш производитель обязан уплатить в бюджет НДС (включается в цену, что снижает конкурентоспособность товаров), налог на прибыль, НФЛ и существенные взносы с зарплат, резко выросший налог на имущество (недвижимость), экологический сбор и кучу других радостей. Сравнение ставок по кредитам тоже далеко не в нашу пользу.
Читайте также:
Понятно, что на фоне такой нагрузки в огромном выигрыше даже простые серые импортеры, привозящие товар через дешевую казахстанскую границу. А сейчас правительство намерено открыть и российскую, передав функции сбора НДС с импорта от таможенников к налоговикам.
Как тут конкурировать с китайцами, Дмитрий Анатольевич? Да, вам удалось несколько снизить административный пресс на мелкий бизнес. Порой до такой степени, что проверяющие игнорируют откровенный контрафакт от ИП с патентами, тем самым, кстати, тоже развивая китайское производство в ущерб российскому.
Получается, что у нас нет возможности ввести пошлины на китайские товары, как это сделали США, как это сделает с 2021 года Европа? Просто потому, что колония не может диктовать метрополии, на каких условиях та будет реализовывать стеклянные бусы? Определение России как империи, как великой страны осталось только для внутреннего пользования?
Вопрос о том, зачем китайские банки примкнули к антироссийским санкциям США, на встрече с журналистами не поднимался.
Нефтяная житница
Фото: www.globallookpress.com
Ладно, шутки в сторону. Китай, конечно, главный покупатель российской продукции – если считать Евросоюз не совокупно, а по отдельным странам. Но что мы можем предложить Китаю, кроме нефти и газа (70% экспорта), леса и угля (8%), воды и С-400?
- Недавно Китай начал закупать наше зерно – на своих, не слишком удобных для нас условиях, но все же начал. Но ведь и зерно – это, по сути, сырье, необработанный продукт: фактически мы просто предоставляем свои пашни под китайский урожай (вот для чего Китаю нужно развитие нашего сельского хозяйства!).
- Охотно покупают там лом нержавеющей стали, но это тоже в лучшем случае полуфабрикат, который мы могли бы использовать и сами.
- Продаем мы китайцам и подсолнечное масло.
- В рамках встречи премьеров подписано соглашение об экспорте замороженного мяса и птицы – точнее, о ветеринарно-санитарных требованиях к такому экспорту. Уже лучше.
- Очень активно закупает Китай минеральные удобрения, в том числе весьма вредные, запрещенные на Западе.
- Рыба. Китайцы активно шакалят в наших водах, но все же и закупают рыбу, крабов, икру.
- Весьма популярна в Китае русская еда – в рамках своих Gastroweeks Российский экспортный центр успешно представлял самые разнообразные готовые продукты. Сейчас это лишь 0,02% нашего экспорта в Китай, так что явно есть куда расти.
- Ценят там нашу ювелирную продукцию – золото, драгоценные камни, жемчуг. Средний китайский класс очень любит выставлять свое благосостояние напоказ, и мы можем на этом зарабатывать.
- Оборудование для атомных реакторов.
Фото: www.globallookpress.com
Это почти исчерпывающий список сколько-нибудь значимых статей российского экспорта в Китай. То есть мы являемся китайской бензоколонкой, житницей и немножко источником блестящих цацек. Ничего плохого в этом нет, земля русская обильна, недра тоже. Но плохо то, что поток товаров в обратном направлении фактически убивает русское производство.
Читайте также:
Да, мы можем сейчас прожить на дешевых китайских товарах, не вопрос, но что будет, если однажды Пекин перекроет кран поставок? Бог с ними, без телефонов «Сяоми» и автомобилей «Грейтволл» мы точно обойдемся, но не окажется ли в один прекрасный момент, что у нас станут дефицитом носки, рубашки, детские закладки для книг (да-да, мне довелось купить детям копеечные бумажные закладки с буквами русского алфавита, где при ближайшем рассмотрении обнаружилось Made in China), а то и собственные флаги? В США хотя бы внесли законопроект «О подлинно американском флаге», который предусматривает пошив национальных знамен только в США и только из американских тканей, у нас и этого нет.
* * *
Можете быть уверены: Китай сделает все, чтобы носки и закладки и впредь производились на его территории. Ждать милостей из Пекина бесполезно – там своего производителя холят и лелеют. Занять пусть и уважительную, но жесткую позицию Москва обязана самостоятельно. К сожалению, на 23-й встрече премьеров этого не произошло. Дядюшка Ляо сохранил свои преференции перед кумом Петровичем.