Санкт-Петербург, 12 февраля — Наша Держава. Определением Поместного Собора от 5 (18) апреля 1918 г. было установлено на воскресенье 25 января (день убийства в Киеве митрополита Владимира) или следующий за ним воскресный день ежегодное молитвенное поминовение «всех усопших в нынешнюю лютую годину исповедников и мучеников».
В конце января 1918 г. после принятия декрета об отделении Церкви от государства началось закрытие церквей и монастырей большевиками, массовые расстрелы духовенства и верующих. Приведём лишь малую часть наиболее известных преступлений.
25 января (ст.ст.) в Киеве недалеко от Печерской Лавры без суда и следствия был убит митрополит Владимир. Тело его было изувечено множеством колотых и огнестрельных ран.
В феврале расстреляны крестные ходы в Туле, Харькове, Воронеже, Шацке.
7 (20) июня изощренно умерщвлён архиепископ Пермский Андроник (Никольский), которого изуверы заставили вырыть себе могилу и живым закопали.
16 (29) июня утоплен в реке с привязанным двухпудовым камнем епископ Тобольский и Сибирский Гермоген (Долганов). По другим сведениям, живого владыку привязали к пароходному колесу, которое привели в движение.
В июле замучен пребывавший на покое в Свияжском монастыре еп. Сарапульский Амвросий (Гурко).
11 (24) декабря у епископа Соликамского Феофана (Ильминского) продели под косицу жердь и голым окунали в прорубь р. Камы, пока тело не покрылось толстым слоем льда.
1 ноября 1918 г. «национализировали» одну из важнейших святынь — Троице-Сергиеву Лавру, выгнали монахов, закрыли Духовную Академию. В начале 1919 г. изгнали монахов из Ново-Спасского монастыря, в котором устроили концлагерь. Та же участь постигла многие другие монастыри.
27 декабря (9 января 1919 г.) на царских вратах в храме монастыря святого Митрофана был повешен архиеп. Воронежский Тихон (Никаноров). Вместе с ним были замучены ещё 160 иереев.
1 (14) января 1919 г. замучили еп. Ревельского Платона (Кульбыша) и с ним пресвитеров Николая и Михаила. Головы у всех были страшно изуродованы. останки владыки имели 11 ран, из них 7 — штыковых; его правый глаз был поражён разрывной пулей.
11 (24) сентября 1919 г. о. Димитрия с. Михайловского Екатеринославской губ. привязали к тачанке и гнали с возможной быстротой. Матушка его, когда нашли тело её супруга с обнажёнными костями, — сошла с ума.
Изощрённые пытки и издевательства трудно даже описывать.
Иеромонаха Нектария (1919 г., г. Воронеж) богоборцы «причащали» расплавленным оловом, а под ногти забивали деревянные гвозди, вся кожа с его рук была содрана. Вместе с ним жестоко изувечены перед смертью четыре монаха…
Семь монахинь Митрофаньевского монастыря были сварены живьём в кипящей смоле…
У архимандрита Димитрия, перед тем как его убить (в 1918 г.), сняли кожу с головы. Так же поступили с о. Георгием Снесаревым (1919 г.): ему было нанесено 63 раны, снят скальп, под ногти загоняли гвозди и булавки. Труп был до неузнаваемости изуродован…
«Пермские Епархиальные ведомости» за 1919 г. приводят имена убитых к тому времени в этой епархии 2 епископов, 36 монахов, 51 священника, 5 диаконов, 4 псаломщика и против каждого имени указан вид мученической кончины: утоплен, исколот штыками, забит прикладами, задушен епитрахилью, заморожен, изрублен саблями, а чаще всего — расстрелян. Нередко встречается примечание: «сам рыл себе могилу»… Сейчас известно, что данные об убиенных значительно выше. Только при набеге красных в августе 1918 г. на Белогорский монастырь были зверски замучены и расстреляны 33 насельника, тела некоторых из них нашли с вырванными кусками тела из боков, размозженными черепами и проколотыми руками; предполагали, что их пригвождали ко крестам.
Одержимость, с которой большевики глумились над православными и особенно священнослужителями, имела явно сатанинский характер. Было очевидно, что к власти пришли те, кто питал нечеловеческую злобу к верующим во Христа. Показательно, что у Ленина самые грязные ругательства обращены не к политическим противникам, а к Богу.
К 1920 г. число умученных за веру достигло 10 тысяч человек. Начавшиеся в 1922 г. репрессии в связи с изъятием церковных ценностей значительно умножили страшный мартиролог.
Гонения и преследования за веру во Христа, лишь временами ослабевая, не прекращались до самой войны 1941-1945 гг. Новый безсмысленный по жестокости виток репрессий пришёлся на 1937-38 гг. Как-будто из самой преисподней исходил приказ о расстреле всех оставшихся ещё в живых церковных иерархов. Начавшаяся в эти годы пятилетка была объявлена «безбожной», и к её концу — к 1943 г. — должен быть закрыт последний храм и уничтожен последний священник. Но… в 1943 г. в стране было восстановлено патриаршество; а невинно убиенные в конце 30-х годов пополнили сонм новомучеников, вымаливающих Россию у Господа!..
Незадолго до своей мученической кончины сщмч. Андроник, архиепископ Пермский на вопрос одного священника: «Как спасти паству и самому не впасть в уныние от озверения в народе?», — ответил: «Поверьте, отче, всё это безбожие и разбой есть вражеское наваждение, скверный налёт на русскую добрую и богобоязненную душу. За клятвопреступничество отнял Бог у народа разум и волю, пока не раскаются… а когда раскаются, то сначала постепенно, а потом целиком прозрят все духовно, почувствуют и силу, и как Илья Муромец — сбросят тот ужас, который окутал страну нашу. Вот и будем своим твёрдым, ясным, уверенным словом раскрывать людям правильное отношение к жизни и прежде всего к покаянию, после которого все от Бога нам возвратится с лихвою…»
(источник: Россия день за днём. Жития, события, судьбы… Исторический календарь-альманах. М.: Издательское содружество во имя св. прав. Иоанна Кронштадтского, 2009. — С. 104-107)