Москва, 17 марта – Наша Держава. В первое воскресенье Великого Поста отмечается Неделя Торжества
Православия. Этот праздник был установлен в Византии в IX веке в память о
победе над иконоборческой ересью. Сегодня трудно представить себе
Православный храм без икон. Однако в VIII веке под влиянием врагов
Церкви (каковые встречаются и поныне в виде разных сект) появились
противники икон, считавшие, что почитание изображений святых, Иисуса
Христа и Девы Марии – это «идолопоклонство». Иконоборцы увлекли на этот
богопротивный путь императора Льва III Исаврянина (717–741), который
стал преследовать верных христиан силою государственной власти.
Православия. Этот праздник был установлен в Византии в IX веке в память о
победе над иконоборческой ересью. Сегодня трудно представить себе
Православный храм без икон. Однако в VIII веке под влиянием врагов
Церкви (каковые встречаются и поныне в виде разных сект) появились
противники икон, считавшие, что почитание изображений святых, Иисуса
Христа и Девы Марии – это «идолопоклонство». Иконоборцы увлекли на этот
богопротивный путь императора Льва III Исаврянина (717–741), который
стал преследовать верных христиан силою государственной власти.
Спор между сторонниками и противниками икон продолжался более 100
лет. Противостояние было осложнено политической борьбой византийских
правителей и вылилось в настоящую гражданскую войну. Спасая иконы,
христиане рисковали жизнью. (Так в эти годы благочестивой женщиной
города Никеи была спасена икона Божией Матери, которую женщина, во
избежание поругания, пустила по морю и образ Богородицы прибыл на св. гору Афон в Иверский монастырь – сегодня мы чтим эту икону как чудотворную Иверскую.)
лет. Противостояние было осложнено политической борьбой византийских
правителей и вылилось в настоящую гражданскую войну. Спасая иконы,
христиане рисковали жизнью. (Так в эти годы благочестивой женщиной
города Никеи была спасена икона Божией Матери, которую женщина, во
избежание поругания, пустила по морю и образ Богородицы прибыл на св. гору Афон в Иверский монастырь – сегодня мы чтим эту икону как чудотворную Иверскую.)
В столь трудном положении смуты и гонений в 787 г. при покровительстве Царицы Ирины в Никее собираются отцы Церкви на VII Вселенский Собор,
чтобы восстановить идущее от начала христианства православное почитание
священных образов. Однако и после этого еще в течение долгого времени
(особенно при императоре Льве V Армянине, 813–820) верующие временами
подвергались гонениям до тех пор, пока почитание икон не было
торжественно утверждено благочестивой св. Царицей Феодорой (память ее
11/24 февраля; она была супругой императора-иконоборца Феофила и
регентшей малолетнего сына императора Михаила III) на специальной службе
в Софийском соборе в первое воскресенье Великого Поста в 843 г.; а
иконоборчество было официально признано ересью.
чтобы восстановить идущее от начала христианства православное почитание
священных образов. Однако и после этого еще в течение долгого времени
(особенно при императоре Льве V Армянине, 813–820) верующие временами
подвергались гонениям до тех пор, пока почитание икон не было
торжественно утверждено благочестивой св. Царицей Феодорой (память ее
11/24 февраля; она была супругой императора-иконоборца Феофила и
регентшей малолетнего сына императора Михаила III) на специальной службе
в Софийском соборе в первое воскресенье Великого Поста в 843 г.; а
иконоборчество было официально признано ересью.
Так, после столь трудной борьбы и победы над опасными
еретиками-богохульниками, появился особый праздничный чин Торжества
Православия. Он служится в первое воскресенье Великого поста в память о
победе над иконоборчеством и символизирует торжество Церкви над всеми
когда-либо существовавшими ересями и расколами. Известно, что царица
Феодора, восстановившая иконопочитание, объявила: «Кто не чествует
изображения Господа нашего, Пресвятой Его Матери и всех святых, да будет
проклят!». С этим связано введение в эту службу чина анафематствования
(отлучения от Церкви). Он содержит в себе чтение Символа веры,
произнесение анафемы различным еретикам и врагам Церкви и провозглашение
Вечной памяти всем защитникам Православия.
еретиками-богохульниками, появился особый праздничный чин Торжества
Православия. Он служится в первое воскресенье Великого поста в память о
победе над иконоборчеством и символизирует торжество Церкви над всеми
когда-либо существовавшими ересями и расколами. Известно, что царица
Феодора, восстановившая иконопочитание, объявила: «Кто не чествует
изображения Господа нашего, Пресвятой Его Матери и всех святых, да будет
проклят!». С этим связано введение в эту службу чина анафематствования
(отлучения от Церкви). Он содержит в себе чтение Символа веры,
произнесение анафемы различным еретикам и врагам Церкви и провозглашение
Вечной памяти всем защитникам Православия.
В греческом переводе Библии для еврейского понятия «херем» было
использовано слово анафема в качестве обозначения чего-то проклятого,
отверженного людьми. В этом значении слово «анафема» употреблено в 1-м
послании апостола Павла
Коринфянам: «Кто не любит Господа Иисуса Христа – анафема…» (1 Кор.
16:22). Однако в церковном понимании анафема – это не проклятие, а
отлучение от Церкви чуждых ей лиц, мысли и действия которых угрожают
чистоте вероучения и единству Церкви. Это не столько осуждение
отлученного человека, сколько установление его отхода от церковной
истины и способ оградить остальных верующих от общения с ним и
возможного соблазна пойти по внецерковному, неистинному пути. В то же
время у человека, преданного анафеме, всегда есть возможность вернуться
обратно в лоно Церкви через особый чин покаяния.
использовано слово анафема в качестве обозначения чего-то проклятого,
отверженного людьми. В этом значении слово «анафема» употреблено в 1-м
послании апостола Павла
Коринфянам: «Кто не любит Господа Иисуса Христа – анафема…» (1 Кор.
16:22). Однако в церковном понимании анафема – это не проклятие, а
отлучение от Церкви чуждых ей лиц, мысли и действия которых угрожают
чистоте вероучения и единству Церкви. Это не столько осуждение
отлученного человека, сколько установление его отхода от церковной
истины и способ оградить остальных верующих от общения с ним и
возможного соблазна пойти по внецерковному, неистинному пути. В то же
время у человека, преданного анафеме, всегда есть возможность вернуться
обратно в лоно Церкви через особый чин покаяния.
Чин Торжества Православия в России постепенно подвергался изменениям
соответственно появлению новых еретиков и врагов Церкви. В конце XV века
в него были включены «жидовствующие». Анафеме позже предавали государственных преступников: Гришку Отрепьева, Стеньку Разина, Мазепу и др., имена их позже были заменены словами о «дерзающих на бунт» против «православных Государей».
соответственно появлению новых еретиков и врагов Церкви. В конце XV века
в него были включены «жидовствующие». Анафеме позже предавали государственных преступников: Гришку Отрепьева, Стеньку Разина, Мазепу и др., имена их позже были заменены словами о «дерзающих на бунт» против «православных Государей».
Отлучению от Церкви был совершенно справедливо предан писатель Л.Н. Толстой,
впавший в гордыню создания собственной религии протестантского толка.
Через сто лет после этого события правнук писателя обратился к патриарху
МП с письмом, в котором просил снять с прадеда эту анафему. Однако
отлучение не было и не могло быть снято, ибо даже перед смертью Лев
Николаевич не покаялся в своих антиправославных заблуждениях.
впавший в гордыню создания собственной религии протестантского толка.
Через сто лет после этого события правнук писателя обратился к патриарху
МП с письмом, в котором просил снять с прадеда эту анафему. Однако
отлучение не было и не могло быть снято, ибо даже перед смертью Лев
Николаевич не покаялся в своих антиправославных заблуждениях.
Анафема Толстого – свидетельство Церкви о том, что если человек по
собственной воле выбрал внецерковный путь жизни, Церковь не может
насильно заставить его вновь следовать по христианскому пути. То есть
свобода выбора быть или не быть с Церковью сохраняется за человеком и
Церковь лишь констатирует его выбор.
собственной воле выбрал внецерковный путь жизни, Церковь не может
насильно заставить его вновь следовать по христианскому пути. То есть
свобода выбора быть или не быть с Церковью сохраняется за человеком и
Церковь лишь констатирует его выбор.
Также и большевики и их пособники, преданные анафеме Патриархом Тихоном 19.1/1.2.1918 г., по сей день остаются вне Церкви. Изданный 5 февраля декрет Совнаркома об «отделении Церкви от государства»,
лишивший Церковь всего имущества, созданного за предыдущее тысячелетие
нашими предками, и вызвавший массовые грабежи храмов и расстрелы
сопротивлявшихся верующих также был встречен анафемой. В воскресенье 11
марта (ст. ст.) в храме Христа Спасителя по совершении литургии, собором
архиереев во главе с Патриархом и сонмом прочего духовенства, включая
членов Поместного Собора, «с выдающейся торжественностью был
совершён «чин в неделю Православия»»; во время которого «протодиак.
Розов, став на возвышенную кафедру, помещённую впереди архиерейского
амвона близ солеи, прочитал исповедание веры и провозгласил анафему
еретикам, богоотступникам, хулителям святой веры, а также «глаголющим
хульная на святую веру нашу и возстающим на святые храмы и обители,
посягающим на церковное достояние, поношающим и убивающим священников
Господних и ревнителей веры отеческия»» («Московскія Церковныя Ведомости». 1918, № 6).
лишивший Церковь всего имущества, созданного за предыдущее тысячелетие
нашими предками, и вызвавший массовые грабежи храмов и расстрелы
сопротивлявшихся верующих также был встречен анафемой. В воскресенье 11
марта (ст. ст.) в храме Христа Спасителя по совершении литургии, собором
архиереев во главе с Патриархом и сонмом прочего духовенства, включая
членов Поместного Собора, «с выдающейся торжественностью был
совершён «чин в неделю Православия»»; во время которого «протодиак.
Розов, став на возвышенную кафедру, помещённую впереди архиерейского
амвона близ солеи, прочитал исповедание веры и провозгласил анафему
еретикам, богоотступникам, хулителям святой веры, а также «глаголющим
хульная на святую веру нашу и возстающим на святые храмы и обители,
посягающим на церковное достояние, поношающим и убивающим священников
Господних и ревнителей веры отеческия»» («Московскія Церковныя Ведомости». 1918, № 6).
Чин анафематствований в неделю Торжества Православия
Последняя дореволюционная редакция чина Торжества Православия включала в себя следующие 12 анафематизмов:
1. Отрицающим бытие Божие и утверждающим, яко мір сей есть самобытен и
вся в нем без промысла Божия и по случаю бывает: Анафема! (трижды).
вся в нем без промысла Божия и по случаю бывает: Анафема! (трижды).
2. Глаголющим Бога не быти дух, но плоть; или не быти Его праведна,
милосерда, премудра, всеведуща и подобная хуления произносящим: Анафема!
(трижды).
милосерда, премудра, всеведуща и подобная хуления произносящим: Анафема!
(трижды).
3. Дерзающим глаголати, яко Сын Божий не единосущный и не
равночестный Отцу, такожде и Дух Святый, и исповедающим Отца, и Сына, и
Святаго Духа не единого быти Бога: Анафема! (трижды).
равночестный Отцу, такожде и Дух Святый, и исповедающим Отца, и Сына, и
Святаго Духа не единого быти Бога: Анафема! (трижды).
4. Безумне глаголющим, яко не нужно быти ко спасению нашему и ко
очищению грехов пришествие в мір Сына Божия во плоти, и Его вольное
страдание, смерть и воскресение: Анафема! (трижды).
очищению грехов пришествие в мір Сына Божия во плоти, и Его вольное
страдание, смерть и воскресение: Анафема! (трижды).
5. Неприемлющим благодати искупления Евангелием проповеданного, яко
единственного нашего ко оправданию пред Богом средства: Анафема!
(трижды).
единственного нашего ко оправданию пред Богом средства: Анафема!
(трижды).
6. Дерзающим глаголати, яко Пречистая Дева Мария не бысть прежде рождества, в рождестве и по рождестве Дева: Анафема! (трижды).
7. Неверующим, яко Дух Святый умудри пророков и апостолов и чрез них
возвести нам истинный путь к вечному спасению, и утверди сие чудесами, и
ныне в сердцах верных и истинных христиан обитает и наставляет их на
всякую истину: Анафема! (трижды).
возвести нам истинный путь к вечному спасению, и утверди сие чудесами, и
ныне в сердцах верных и истинных христиан обитает и наставляет их на
всякую истину: Анафема! (трижды).
8. Отмещущим безсмертие души, кончину века, суд будущий и воздаяние
вечное за добродетели на небесех, а за грехи осуждение: Анафема!
(трижды).
вечное за добродетели на небесех, а за грехи осуждение: Анафема!
(трижды).
9. Отмещущим все таинства святая, Церковью Христовою содержимая: Анафема! (трижды).
10. Отвергающим соборы святых Отец и их предания, Божественному
Откровению согласная, и Православно-Кафолическою Церковью благочестно
хранимая: Анафема! (трижды).
Откровению согласная, и Православно-Кафолическою Церковью благочестно
хранимая: Анафема! (трижды).
11. Помышляющим, яко православнии Государи возводятся на престолы не
по особливому о них Божию благоволению и при помазании на царство
дарования Духа Святаго к прохождению великого сего звания на них не
изливаются: и тако дерзающим против их на бунт и измену: Анафема!
(трижды).
по особливому о них Божию благоволению и при помазании на царство
дарования Духа Святаго к прохождению великого сего звания на них не
изливаются: и тако дерзающим против их на бунт и измену: Анафема!
(трижды).
12. Ругающим и хулящим святыя иконы, ихже Святая Церковь к
воспоминанию дел Божиих и угодников Его, ради возбуждения взирающих на
оныя ко благочестию, и ко оных подражанию приемлет, и глаголющим оныя
быти идолы: Анафема! (трижды).
воспоминанию дел Божиих и угодников Его, ради возбуждения взирающих на
оныя ко благочестию, и ко оных подражанию приемлет, и глаголющим оныя
быти идолы: Анафема! (трижды).
При советской власти после Патриарха Тихона чин анафематствования в Церкви был отменен. В Русской Православной Церкви за границей анафема провозглашалась по дореволюционному чину с добавлением еще нескольких анафематизмов:
13. Теософом и прочым еретиком, дерзающым глаголати и пребезумне
учити, яко Господь наш Иисус Христос не единожды на землю сниде и
воплотися, но множицею воплощашеся, такожде и отрицающым, яко истинная
премудрость Отчая есть Сын Его единородный и вопреки Божественному
Писанию и учению святых Отец ищущым иныя премудрости: Анафема! (трижды).
учити, яко Господь наш Иисус Христос не единожды на землю сниде и
воплотися, но множицею воплощашеся, такожде и отрицающым, яко истинная
премудрость Отчая есть Сын Его единородный и вопреки Божественному
Писанию и учению святых Отец ищущым иныя премудрости: Анафема! (трижды).
14. Масоном,
оккультистом, спиритом, чародеем и всем, иже не Единому Богу веруют, но
бесов почитают, и не Богу смиренно жизнь свою предают, но чародейным
бесов призыванием грядущее ведети тщатся: Анафема! (трижды).
оккультистом, спиритом, чародеем и всем, иже не Единому Богу веруют, но
бесов почитают, и не Богу смиренно жизнь свою предают, но чародейным
бесов призыванием грядущее ведети тщатся: Анафема! (трижды).
15. Отступающым от Православныя веры и приемлющым иныя исповедания на
соблазн братиям нашим и отпадающым в расколы: Анафема! (трижды).
соблазн братиям нашим и отпадающым в расколы: Анафема! (трижды).
16. Богопротивным человком злым, дерзнувшым даже и на убиение Помазанника Божия святаго Царя Мученика: Анафема! (трижды).
17. Гонителем Христовыя Церкви, нечестивым отступником, подъявшим
руки на священнослужителей Божиих, попирающым святыни, разрушающым храмы
Божии, истязующым братию нашу и осквернившым Отечество наше: Анафема!
(трижды).
руки на священнослужителей Божиих, попирающым святыни, разрушающым храмы
Божии, истязующым братию нашу и осквернившым Отечество наше: Анафема!
(трижды).
18. Нападающым на Церковь Христову и учащым, яко Она разделися на
ветви, яже разнятся своим учением и жизнию, и утверждающым Церковь не
сущу видимо быти, но от ветвей, расколов и иноверий соединитися имать во
едино тело; и онем, иже не различают истиннаго священства и таинств
Церкви от еретических, но учат, яко крещение и евхаристия еретиков
довлеют ко спасению; и онем, иже имут общение с сими еретики или
пособствуют им, или защищают их новую ересь экуменизма, мняще ю братскую
любовь и единение разрозненных христиан быти: Анафема! (трижды).
ветви, яже разнятся своим учением и жизнию, и утверждающым Церковь не
сущу видимо быти, но от ветвей, расколов и иноверий соединитися имать во
едино тело; и онем, иже не различают истиннаго священства и таинств
Церкви от еретических, но учат, яко крещение и евхаристия еретиков
довлеют ко спасению; и онем, иже имут общение с сими еретики или
пособствуют им, или защищают их новую ересь экуменизма, мняще ю братскую
любовь и единение разрозненных христиан быти: Анафема! (трижды).
Так что пост – это не только смиренное покаяние в личных грехах, но и
воинствующее обличение зла и его носителей. В более широком смысле
праздник Торжества Православия является напоминанием нам, что и человек,
созданный по образу Божию, должен раскрывать его в себе как икону
Божества, это должно побуждать нас к благоговейному отношению друг к
другу – мужа к жене, детей к родителям, священника к пастве. Пусть
помогут нам в этом все святые Православной Церкви и все святыни,
хранимые Православной Церковью.
воинствующее обличение зла и его носителей. В более широком смысле
праздник Торжества Православия является напоминанием нам, что и человек,
созданный по образу Божию, должен раскрывать его в себе как икону
Божества, это должно побуждать нас к благоговейному отношению друг к
другу – мужа к жене, детей к родителям, священника к пастве. Пусть
помогут нам в этом все святые Православной Церкви и все святыни,
хранимые Православной Церковью.
Михаил Назаров https://rusidea.org/26022101