Москва, 19 августа – Наша Держава. Спаситель в Своих проповедях много говорил о Царствии Небесном как
конечной цели и о задании человеческой жизни, что его надо искать, к
нему надо стремиться прежде всего и что оно приблизилось. Он рассказывал
притчи, чтобы через земные подобия дать какое-то понятие о Царствии
Небесном, пишет Михаил Назаров на портале издательства «Русская идея»
конечной цели и о задании человеческой жизни, что его надо искать, к
нему надо стремиться прежде всего и что оно приблизилось. Он рассказывал
притчи, чтобы через земные подобия дать какое-то понятие о Царствии
Небесном, пишет Михаил Назаров на портале издательства «Русская идея»
Но вот пришло время, и Христос сказал ученикам: «Истинно говорю вам:
есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже
увидят Царствие Божие, пришедшее в силе» (Мр. 9:1) – так начинается евангельское повествование о Преображении Господнем. И «по прошествии шести дней взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна,
брата его, и возвел их на гору высокую одних. И преобразился пред ними,
и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как
свет. И вот, явились им Моисей, и Илия,
с Ним беседующие». Их уже давно нет на земле, но – вот они здесь,
говорят с Господом «об исходе Его, который Ему надлежало совершить в
Иерусалиме» (Лк. 9:31).
есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже
увидят Царствие Божие, пришедшее в силе» (Мр. 9:1) – так начинается евангельское повествование о Преображении Господнем. И «по прошествии шести дней взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна,
брата его, и возвел их на гору высокую одних. И преобразился пред ними,
и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как
свет. И вот, явились им Моисей, и Илия,
с Ним беседующие». Их уже давно нет на земле, но – вот они здесь,
говорят с Господом «об исходе Его, который Ему надлежало совершить в
Иерусалиме» (Лк. 9:31).
И трое учеников Христовых от радости только и могут выговорить:
«Господи! Хорошо нам здесь быть!» Они не могут участвовать ни в их
славе, ни в их беседе, но все равно хотят, чтобы это никогда не
прекращалось. Чтобы никогда не покидать этой дивной горы, Петр
предложил: «если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею
одну, и одну Илии». Поистине «не зная, что говорил», – добавляет
Евангелист.
«Господи! Хорошо нам здесь быть!» Они не могут участвовать ни в их
славе, ни в их беседе, но все равно хотят, чтобы это никогда не
прекращалось. Чтобы никогда не покидать этой дивной горы, Петр
предложил: «если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею
одну, и одну Илии». Поистине «не зная, что говорил», – добавляет
Евангелист.
И вдруг среди этого блаженства «облако светлое осенило их; и се, глас Бога Отца, из облака глаголющий: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте».
Ученики при этом пали на лица свои, и очень испугались. Они еще не
прошли до конца пути верности Отцу и послушания Сыну даже до смерти.
Поэтому они еще только зрители. Им еще не открылся «свободный вход в
вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа». Но свет
Царства показан воочию, чтобы запомнили на всю жизнь, и особенно – когда
увидят Господа распинаемым. Так Господь укреплял их веру в предстоящих
испытаниях.
прошли до конца пути верности Отцу и послушания Сыну даже до смерти.
Поэтому они еще только зрители. Им еще не открылся «свободный вход в
вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа». Но свет
Царства показан воочию, чтобы запомнили на всю жизнь, и особенно – когда
увидят Господа распинаемым. Так Господь укреплял их веру в предстоящих
испытаниях.
Апостолу Петру память об этом свете и не дала прийти в совершенное
отчаяние после его трехкратного отречения. Он как никто понимал,
насколько важно среди искушений хранить в сердце и эту Фаворскую гору, и
этот фаворский свет, и он писал христианам: «Я никогда не перестану
напоминать вам о сем». И Петр всегда подчеркивал, что он проповедовал
«не хитросплетенным басням последуя, но быв очевидцем Его величия».
отчаяние после его трехкратного отречения. Он как никто понимал,
насколько важно среди искушений хранить в сердце и эту Фаворскую гору, и
этот фаворский свет, и он писал христианам: «Я никогда не перестану
напоминать вам о сем». И Петр всегда подчеркивал, что он проповедовал
«не хитросплетенным басням последуя, но быв очевидцем Его величия».
Так в этот день Иисус Христос показал Свою Славу ученикам –
избранным. Как на Синай были допущены избранники народа (остальным было
запрещено под угрозой смерти), – так и на Фавор поднялись лишь избранные
из избранных ученики Христовы. Поэтому присутствие Моисея при
Преображении Христа на горе Фавор имеет глубокий смысл: он первым видел
тот же Божественный Свет на горе Синай, где получил заповеди Божии, и на
Фаворе ученики вновь увидели этот Свет и услышали дальнейшее изложение
воли Отца Небесного, Который в немногих словах засвидетельствовал о
Христе, как о Своем возлюбленном Сыне, и повелел новую заповедь: «Его
слушайте». Явившись на Фаворе, Моисей подтвердил тем самым конец Ветхого
и начало Нового Завета, склонив перед Христом голову, как некогда на
Синае перед Богом. Моисей принес народу заповеди Божии, и ученики
Христовы передали всем повеление слушать Сына Божия, сказавшего в
Евангелии все, необходимое для спасения.
избранным. Как на Синай были допущены избранники народа (остальным было
запрещено под угрозой смерти), – так и на Фавор поднялись лишь избранные
из избранных ученики Христовы. Поэтому присутствие Моисея при
Преображении Христа на горе Фавор имеет глубокий смысл: он первым видел
тот же Божественный Свет на горе Синай, где получил заповеди Божии, и на
Фаворе ученики вновь увидели этот Свет и услышали дальнейшее изложение
воли Отца Небесного, Который в немногих словах засвидетельствовал о
Христе, как о Своем возлюбленном Сыне, и повелел новую заповедь: «Его
слушайте». Явившись на Фаворе, Моисей подтвердил тем самым конец Ветхого
и начало Нового Завета, склонив перед Христом голову, как некогда на
Синае перед Богом. Моисей принес народу заповеди Божии, и ученики
Христовы передали всем повеление слушать Сына Божия, сказавшего в
Евангелии все, необходимое для спасения.
Встречается также иконографическое толкование, что пророки Моисей и
Илия, изображенные на иконе Преображения слева и справа от Христа,
означают начало и конец мiра. Моисей ведь написал книгу Бытия – историю
сотворения мiра. А Илия был живым восхищен на небо, чтобы явиться в
конце времен и обличать антихриста, Илия должен стать пророком
последнего времени. Христос находится на иконе между пророками,
символизирующими начало и конец мiра. Он Сам по Писанию – альфа и омега
этого мiра, начало и конец его.
Илия, изображенные на иконе Преображения слева и справа от Христа,
означают начало и конец мiра. Моисей ведь написал книгу Бытия – историю
сотворения мiра. А Илия был живым восхищен на небо, чтобы явиться в
конце времен и обличать антихриста, Илия должен стать пророком
последнего времени. Христос находится на иконе между пророками,
символизирующими начало и конец мiра. Он Сам по Писанию – альфа и омега
этого мiра, начало и конец его.
По толкованию Святых Отцов, Преображение произошло в знак будущего
преображения всех людей в Царствии Небесном. Прп. Иустин (Попович)
писал: «Преобразившись на Фаворе, Господь показал, что преображение
человеческого естества Божественным –
непременное условие в Богочеловеческом подвиге спасения мира от греха,
зла и смерти. Ведь спасение невозможно без преображения человеческого
естества Богом из греховного в святое, из худого в доброе, из смертного в
безсмертное. Спасение, собственно, и состоит во всестороннем
преображении человеческого естества Богом. Как и всё приcущее Спасителю,
Его Преображение имеет общечеловеческое значение, ибо Он, по слову
святого Прокла, «преобразился не просто так, а для того чтобы явить нам
грядущее преображение естества» (Свт. Прокл Константинопольский. Слово
на Преображение Господне). Как новый Родоначальник Спаситель на Фаворе
показывает, через какое преображение должно пройти человеческое естество
на своем пути освящения, обожения, спасения. Как Новый Адам Богочеловек
Христос Своим Преображением чудесным образом объемлет весь человеческий
род и в Своем человеческом естестве, совершая преображение всего
человеческого естества в принципе. Живя Господом Иисусом Христом как
своей непрестанной и вечной Жизнью, Православная Церковь всем своим
существом чувствует незаменимое значение Преображения Спасителя в деле
спасения человеческого рода и всей твари» (Журнал «Мгарский колокол». 2012. Август. № 115).
преображения всех людей в Царствии Небесном. Прп. Иустин (Попович)
писал: «Преобразившись на Фаворе, Господь показал, что преображение
человеческого естества Божественным –
непременное условие в Богочеловеческом подвиге спасения мира от греха,
зла и смерти. Ведь спасение невозможно без преображения человеческого
естества Богом из греховного в святое, из худого в доброе, из смертного в
безсмертное. Спасение, собственно, и состоит во всестороннем
преображении человеческого естества Богом. Как и всё приcущее Спасителю,
Его Преображение имеет общечеловеческое значение, ибо Он, по слову
святого Прокла, «преобразился не просто так, а для того чтобы явить нам
грядущее преображение естества» (Свт. Прокл Константинопольский. Слово
на Преображение Господне). Как новый Родоначальник Спаситель на Фаворе
показывает, через какое преображение должно пройти человеческое естество
на своем пути освящения, обожения, спасения. Как Новый Адам Богочеловек
Христос Своим Преображением чудесным образом объемлет весь человеческий
род и в Своем человеческом естестве, совершая преображение всего
человеческого естества в принципе. Живя Господом Иисусом Христом как
своей непрестанной и вечной Жизнью, Православная Церковь всем своим
существом чувствует незаменимое значение Преображения Спасителя в деле
спасения человеческого рода и всей твари» (Журнал «Мгарский колокол». 2012. Август. № 115).
Епископ Антоний (Храповицкий)
говорил в одной из своих первых архиерейских проповедей: «Церковные
песнопения нынешнего дня убеждают нас, братие, в том, что Господь явил
свое чудное преображение с тою именно целью, чтобы убедить своих
последователей, как могут и они сами, украсив свой внутренний облик
добродетелью, просиять некогда и внешнею духовною красотой. В душе нашей
есть неутолимая жажда видеть соответствие между внутренним и внешним, и
вот, до пришествия на Землю Сына Божия, праведники недоумевали, почему
им суждено быть всегда в приниженном состоянии, в убогом, скорбном виде,
а грешникам допускает Бог украшаться и величаться. Самые современники
Спасителя ожидали с нетерпением того дня, когда он отбросит вид
уничиженный и скорбный, освободится от бедности и бездомовности, и
могущественным царем, блистая красотою одежд и пышностью окружающей
обстановки, вступит на престол Давида, отца своего, попирая злочестивых
врагов своих и врагов Израиля. Но вот Господь являет нетерпеливым
последователям своим иную, духовную красоту облика Своего, всегда
присущую Ему, но сокрываемую от очей человеческих в обычное время…»
(«Таврические Епархиальные Ведомости», 1898 г. № 16).
говорил в одной из своих первых архиерейских проповедей: «Церковные
песнопения нынешнего дня убеждают нас, братие, в том, что Господь явил
свое чудное преображение с тою именно целью, чтобы убедить своих
последователей, как могут и они сами, украсив свой внутренний облик
добродетелью, просиять некогда и внешнею духовною красотой. В душе нашей
есть неутолимая жажда видеть соответствие между внутренним и внешним, и
вот, до пришествия на Землю Сына Божия, праведники недоумевали, почему
им суждено быть всегда в приниженном состоянии, в убогом, скорбном виде,
а грешникам допускает Бог украшаться и величаться. Самые современники
Спасителя ожидали с нетерпением того дня, когда он отбросит вид
уничиженный и скорбный, освободится от бедности и бездомовности, и
могущественным царем, блистая красотою одежд и пышностью окружающей
обстановки, вступит на престол Давида, отца своего, попирая злочестивых
врагов своих и врагов Израиля. Но вот Господь являет нетерпеливым
последователям своим иную, духовную красоту облика Своего, всегда
присущую Ему, но сокрываемую от очей человеческих в обычное время…»
(«Таврические Епархиальные Ведомости», 1898 г. № 16).
В праздник Преображения в Церкви установилась традиция освящать
фрукты и другие дары земли. В принципе христиане всегда молятся о
благословении пищи перед каждым ее вкушением, чтобы она пошла нам во
благо, а не во вред, и благодарят Бога за пропитание. Со времен
апостольских Церковью установлено в праздник Преображения особое
освящение созревших плодов прежде употребления их в пищу – это освящение
связано со святостью Царствия Небесного, воочию явленного людям в этот
день на Фаворе. Так как в это время из садовых овощей приносят в церковь
для благословения яблоки, то отсюда и сам праздник Преображения в
народе называется яблочным Спасом. До революции в этот день было принято
также наделять собранным с огородов и садов урожаем бедняков, и эта
традиция возрождается ныне.
фрукты и другие дары земли. В принципе христиане всегда молятся о
благословении пищи перед каждым ее вкушением, чтобы она пошла нам во
благо, а не во вред, и благодарят Бога за пропитание. Со времен
апостольских Церковью установлено в праздник Преображения особое
освящение созревших плодов прежде употребления их в пищу – это освящение
связано со святостью Царствия Небесного, воочию явленного людям в этот
день на Фаворе. Так как в это время из садовых овощей приносят в церковь
для благословения яблоки, то отсюда и сам праздник Преображения в
народе называется яблочным Спасом. До революции в этот день было принято
также наделять собранным с огородов и садов урожаем бедняков, и эта
традиция возрождается ныне.
Фаворское чудо
Всем православным известно чудо схождения Благодатного огня на Гробе Господнем на Православную Пасху.
Однако есть еще одно чудо, которое ежегодно происходит на горе Фавор – в
ночь под православный праздник Преображения Господня на небе появляются
облака, которые испускают таинственный свет. Облака имеют вид
сгущенного тумана, они очень быстро несутся со стороны Назарета, все
время вспыхивая, наподобие молнии, но совершенно безшумно. Иногда эти
облака движутся над горой Фавор, а иногда только одно большое облако
останавливается над греческим храмом и дает благодатный свет. Этот свет
сравнивают с тем благодатным огнем, который появляется чудесным образом
на Гробе Господнем в Великую Субботу. По свидетельству очевидицы Л.
Миллер, начало этого чудесного явления в 1998 г. «совпало со временем
начала Причащения Тела и Крови Христовой в греческом храме».
Однако есть еще одно чудо, которое ежегодно происходит на горе Фавор – в
ночь под православный праздник Преображения Господня на небе появляются
облака, которые испускают таинственный свет. Облака имеют вид
сгущенного тумана, они очень быстро несутся со стороны Назарета, все
время вспыхивая, наподобие молнии, но совершенно безшумно. Иногда эти
облака движутся над горой Фавор, а иногда только одно большое облако
останавливается над греческим храмом и дает благодатный свет. Этот свет
сравнивают с тем благодатным огнем, который появляется чудесным образом
на Гробе Господнем в Великую Субботу. По свидетельству очевидицы Л.
Миллер, начало этого чудесного явления в 1998 г. «совпало со временем
начала Причащения Тела и Крови Христовой в греческом храме».
Чудо облаков, появляющихся в ночь под Преображение Господне,
укрепляет верующих в наше безбожное, страшное время и дает неверующим и
инославным еще одно доказательство истинности Православия.
укрепляет верующих в наше безбожное, страшное время и дает неверующим и
инославным еще одно доказательство истинности Православия.