Симферополь,
29 апреля – Наша Держава. Великий русский философ, богослов,
православный священник, экономист и
теолог Сергей Булгаков однажды
заметил, что «никакое развитие знаний и блеск материальной культуры не может
возместить упадка веры». Сегодня эти слова звучат как пророчество.
Действительно, казалось что человечество достигшее высот своего развития,
поставлено на колени ничтожным вирусом. Уж не за гордыню и безверие послано нам свыше это испытание?
29 апреля – Наша Держава. Великий русский философ, богослов,
православный священник, экономист и
теолог Сергей Булгаков однажды
заметил, что «никакое развитие знаний и блеск материальной культуры не может
возместить упадка веры». Сегодня эти слова звучат как пророчество.
Действительно, казалось что человечество достигшее высот своего развития,
поставлено на колени ничтожным вирусом. Уж не за гордыню и безверие послано нам свыше это испытание?
«Наша Держава» предлагает отрывки из
исследования научного сотрудника Научно-исследовательского центра истории и археологии Крыма (КФУ), члена Союза ревнителей Памяти Императора Николая
II Станислава Перехода. В труде «С. Н.
Булгаков и Крым» Станислав Олегович раскрыл крымский период творчества С.Н. Булгакова, который характеризуется интересом священника к философии и богословию, и выходом таких
работ как «Философия имени», «Трагедия философии», «У стен Херсонеса». Активная
научная деятельность Сергея Булгакова оказала огромное влияние на культурную и
духовную жизнь Крыма.
исследования научного сотрудника Научно-исследовательского центра истории и археологии Крыма (КФУ), члена Союза ревнителей Памяти Императора Николая
II Станислава Перехода. В труде «С. Н.
Булгаков и Крым» Станислав Олегович раскрыл крымский период творчества С.Н. Булгакова, который характеризуется интересом священника к философии и богословию, и выходом таких
работ как «Философия имени», «Трагедия философии», «У стен Херсонеса». Активная
научная деятельность Сергея Булгакова оказала огромное влияние на культурную и
духовную жизнь Крыма.
… Каждое лето в Крыму семья Сергея Булгакова отдыхала у родителей
его супруги Елены Ивановны. Летом 1918 года Булгаков едет в Крым, чтобы
перевести родных в Москву в связи с начавшимися там бесчинствами красных, но с
началом гражданской войны он не смог покинуть полуостров. Тем не менее, он
остается в Крыму и после окончания
войны. В этот, т.е. «крымский период» о творчества с 1919 по 1922 годы отец Сергий Булгаков преподавал в Таврическом Университете
и Таврической семинарии. Он был избран действительным членом Таврической ученной академии.
его супруги Елены Ивановны. Летом 1918 года Булгаков едет в Крым, чтобы
перевести родных в Москву в связи с начавшимися там бесчинствами красных, но с
началом гражданской войны он не смог покинуть полуостров. Тем не менее, он
остается в Крыму и после окончания
войны. В этот, т.е. «крымский период» о творчества с 1919 по 1922 годы отец Сергий Булгаков преподавал в Таврическом Университете
и Таврической семинарии. Он был избран действительным членом Таврической ученной академии.
Будучи
оторванным как от иерейского служения, так и от общественно-публицистической
деятельности, отец Сергий интенсивно работал на поприще философии. В написанных
тогда сочинениях «Философия имени» (1920) и «Трагедия философии» (1920) он
подверг пересмотру свой взгляд на соотношение философии и догматики
христианства, придя к выводу о том, что христианское умозрение способно
выразиться без искажений исключительно в форме догматического богословия.
оторванным как от иерейского служения, так и от общественно-публицистической
деятельности, отец Сергий интенсивно работал на поприще философии. В написанных
тогда сочинениях «Философия имени» (1920) и «Трагедия философии» (1920) он
подверг пересмотру свой взгляд на соотношение философии и догматики
христианства, придя к выводу о том, что христианское умозрение способно
выразиться без искажений исключительно в форме догматического богословия.
Сергей Булгаков ведет активную
деятельность, почти каждый вечер выступал перед симферопольским обществом с
каким-либо докладом. В «Обществе Философских, Исторических и Социальных Знаний»
при Таврическом университете, в присутствии многих профессоров и студентов
университета и представителей симферопольской интеллигенции Сергей Николаевич
прочитал свой ненапечатанный диалог «Трое» — о Единой России и о мистической
природе власти.
деятельность, почти каждый вечер выступал перед симферопольским обществом с
каким-либо докладом. В «Обществе Философских, Исторических и Социальных Знаний»
при Таврическом университете, в присутствии многих профессоров и студентов
университета и представителей симферопольской интеллигенции Сергей Николаевич
прочитал свой ненапечатанный диалог «Трое» — о Единой России и о мистической
природе власти.
Богослов выступал в Симферопольской мужской
гимназии, делая доклад на тему «Духовные корни большевизма» он отмечал, что
корни большевизма уходят глубоко в историю — в рационалистические настроения
XVIII века, желание создать земной рай без Бога. По мнению
Булгакова русская
прогрессивная интеллигенция
своими действиями на протяжении 19-начала 20 вв. разлагала основы русского общества и
государства, и проложило путь к победе
большевизма в России.
гимназии, делая доклад на тему «Духовные корни большевизма» он отмечал, что
корни большевизма уходят глубоко в историю — в рационалистические настроения
XVIII века, желание создать земной рай без Бога. По мнению
Булгакова русская
прогрессивная интеллигенция
своими действиями на протяжении 19-начала 20 вв. разлагала основы русского общества и
государства, и проложило путь к победе
большевизма в России.
В
однодневной газете Таврического университета «VivatAcademia» (14 октября 1919
года), посвященной первой годовщине университета, была напечатана статья
Булгакова «Религия и наука». Философ писал: «Главная слабость новейшей науки в
том виде, как она существовала и существует, это — ее безбожие, притом
непродуманное, догматическое, менее всего научное, суеверное. Благодаря этому
наука перестала быть тем, что она есть, — естественным богословием, разумным
постижением чуда творения». Автор отмечал, что между религией и наукой должно
быть прямое и положительное соотношение, при котором не затрагивается свобода
науки. Сейчас же безбожная наука, по словам Булгакова, воистину принадлежит к
числу духовных бичей человечества.
однодневной газете Таврического университета «VivatAcademia» (14 октября 1919
года), посвященной первой годовщине университета, была напечатана статья
Булгакова «Религия и наука». Философ писал: «Главная слабость новейшей науки в
том виде, как она существовала и существует, это — ее безбожие, притом
непродуманное, догматическое, менее всего научное, суеверное. Благодаря этому
наука перестала быть тем, что она есть, — естественным богословием, разумным
постижением чуда творения». Автор отмечал, что между религией и наукой должно
быть прямое и положительное соотношение, при котором не затрагивается свобода
науки. Сейчас же безбожная наука, по словам Булгакова, воистину принадлежит к
числу духовных бичей человечества.
…После
установления власти большевиков в Крыму
Булгаков как многие профессора был исключен из состава Таврической
университета, а сам университет был фактически ликвидирован. Сергей Николаевич возвращается в Кореиз. В
Крыму террор, голод, разруха. Особенно страдало от голода южнобережное
население. Вымерли целые селения,
начались эпидемии. Поступавшая из-за рубежа гуманитарная помощь нередко
расхищалась местными властями. Булгаков
организовал один из первых в Крыму самостоятельных сельских комитетов по
распределению продовольствия населению. 1920 году он служил в Гаспринском храме.
С августа 1921 по 5 октября 1922 году
служил вторым настоятелем в
Александро-Невском Соборе в Ялте.
установления власти большевиков в Крыму
Булгаков как многие профессора был исключен из состава Таврической
университета, а сам университет был фактически ликвидирован. Сергей Николаевич возвращается в Кореиз. В
Крыму террор, голод, разруха. Особенно страдало от голода южнобережное
население. Вымерли целые селения,
начались эпидемии. Поступавшая из-за рубежа гуманитарная помощь нередко
расхищалась местными властями. Булгаков
организовал один из первых в Крыму самостоятельных сельских комитетов по
распределению продовольствия населению. 1920 году он служил в Гаспринском храме.
С августа 1921 по 5 октября 1922 году
служил вторым настоятелем в
Александро-Невском Соборе в Ялте.
В октябре 1922 года Булгакова арестовали и
доставили в Симферополь, где сообщили о принятом в Москве решении выслать его с
семьей за границу. 30 декабря 1922 года Сергей Николаевич Булгаков навсегда
покинул родину. Из Ялты пароходом он прибыл в Константинополь. Сергей Булгаков скончался в Париже, там же
похоронен.
доставили в Симферополь, где сообщили о принятом в Москве решении выслать его с
семьей за границу. 30 декабря 1922 года Сергей Николаевич Булгаков навсегда
покинул родину. Из Ялты пароходом он прибыл в Константинополь. Сергей Булгаков скончался в Париже, там же
похоронен.
В память о пребывании Сергея Булгакова в Крыму в
г. Симферополе на здании духовной семинарии в 1995 году была открыта
мемориальная доска. Именем С. Н. Булгакова названа площадь в Ливнах, где
родился богослов. С 1996 года в городе Ливны существует Лицей имени С. Н.
Булгакова.
г. Симферополе на здании духовной семинарии в 1995 году была открыта
мемориальная доска. Именем С. Н. Булгакова названа площадь в Ливнах, где
родился богослов. С 1996 года в городе Ливны существует Лицей имени С. Н.
Булгакова.
Crimea period of
S.N. Bulgakov’s creative work (1918-1922) is characterized by his
interests to philosophy and theology and written books like “Philosophy of
name”, “Tragedy of philosophy”, “At Chersonese walls”. His scientific activity
had a great effect on cultural and spiritual life ifCrimea .
S.N. Bulgakov’s creative work (1918-1922) is characterized by his
interests to philosophy and theology and written books like “Philosophy of
name”, “Tragedy of philosophy”, “At Chersonese walls”. His scientific activity
had a great effect on cultural and spiritual life if
Станислав
ПЕРЕХОД,
ПЕРЕХОД,
член
Союза ревнителей Памяти
Союза ревнителей Памяти
Императора
Николая II,
Николая II,
кандидат
философских наук.
философских наук.
Специально
для «НД»
для «НД»