Москва, 16 мая — Наша Держава. Провозглашение независимости Республики Крым и присоединение ее к России по результатам всенародного референдума было настолько быстрым и решительным, что многие безоговорочно верят в некую специальную операцию президента Путина по аннексии украинской территории. На Западе присоединение Крыма к России прямо так и называют дурным словом аннексия. Но что произошло на самом деле? — одну из версий читаем в Rex
Русская история и русская слава
Сначала немного истории, в которой формировалось особое сознание жителей полуострова после присоединения его к России в XVIII веке.
Крым был отвоеван у Османской империи Россией в конце XVIII века. Крымские татары по указу императрицы Екатерины II в своих правах были приравнены к остальным народам России. То есть они сохраняли свою веру, культуру и государственное устройство под управлением хана.
Неподалеку от древнего Херсонеса на берегу удобных бухт для стоянки кораблей был построен город Севастополь. Здесь разместился Черноморский флот Российской империи, защищавший торговые коммуникации и южные рубежи от турок. Российский военный флот сыграл огромную роль в освобождении Балкан от османского владычества и тотальной исламизации православных народов. Флот сдерживал Турцию от дальнейшей экспансии в Причерноморье, в том числе на Кавказском побережье.
Военные успехи России в Юго-Восточной части Европы не нравились ее соперникам. Едва оправившись от наполеоновского нашествия 1812 года, Россия была вынуждена снова воевать с Турцией за Крым. На стороне Турции выступили Британская, Французская империи и Сардинское королевство. Боевые действия велись не только в Крыму, но и на Кавказе, в Дунайских княжествах, на Балтийском, Черном, Азовском, Белом и Баренцевом морях, и даже на Камчатке. То есть Крымская война не была локальной, как следует из ее названия. На Западе она получила название Восточной войны.
Противники России поставили себе целью уничтожить российский флот на Черном море. Ведь в то время могущество государств, особенно колониальных, зависело от их военно-морской мощи. Англия и Франция были великими колониальными и морскими державами, покорив Африку на Юге и Америку на Западе. Россия препятствовала колонизации Востока. Наполеоновская армия, представлявшая всю Европу, не помогла сломить это препятствие. Сардиния тоже не хотела допускать Россию в Средиземное море, в котором считала себя полной хозяйкой.
Вот почему главным направлением боевых действий оказался Крым. А кульминацией Крымской войны стала героическая оборона базы флота – Севастополя, которая вошла в историю России и города как Первая оборона. С тех пор Севастополь стал символом русского патриотизма и русского боевого духа.
Против России выступила и Австрия, почуяв угрозу своим интересам на Балканах и рьяно выступавшая против православия в угоду Ватикану. Да и Карпаты она тоже считала своими. В целом против России, как и в 1812 году, воевала вся Европа. Поэтому не зря в европейской историографии Крымская война называется Восточной.
В Крымской войне 1853-1856 годов, как известно, Российская империя потерпела поражение. Она была лишена права на военный флот в Черном море. Тем не менее Крым, как самостоятельное ханство, по-прежнему оставался под протекторатом России. Уступив часть земель в Новороссии, Россия вместе с Крымом сохранила за собой и Севастополь, как исключительно русский город.
Но вот прошло чуть больше двадцати лет после поражения. В очередной войне 1877-78 годов русские одержали полную победу над османами. В итоге Россия получила в свои владения турецкие города Карс, Ардаган и Батум, вернула себе потерянную в предыдущей войне часть Бессарабии. Крым на этот раз оказался уже в полном российском подданстве и под защитой Российской империи на равных с другими ее землями.
В Первой мировой войне Россия, став советской, опять потерпела поражение. Турки вернули свои города в Восточной Анатолии. Но Крым оставался российским, а Севастополь русским городом.
Начало крымской автономии
После революции судьба полуострова была такой же драматичной, как и остальных регионов бывшей Российской империи, называвшейся теперь РСФСР. Унитарное имперское государство с 1918 года стало формально федерацией.
В ходе гражданской войны в Крыму постоянно менялись правительства. Созданная после бегства белой армии Советская Социалистическая Республика Тавриды меняется на Крымскую Советскую Социалистическую Республику в составе РСФСР. Древнегреческий топоним Таврида меняется на тюркское название Крым.
После гражданской войны полиэтническая и многоконфессиональная Россия, оказавшись в условиях разрухи, стояла на грани разложения до полного распада. Вопрос федерализации и самоопределения народов в те времена стоял очень остро. Чуть ли не каждая губерния объявляла себя республикой. Советская центральная власть взялась за упорядочение межэтнических отношений и административного деления территорий.
18 октября 1921 года была образована Автономная Крымская Советская Социалистическая Республика в составе РСФСР. К этому времени образовались и другие самостоятельные социалистические республики, уже не входившие в состав РСФСР, то есть в Российскую Федерацию, сменившую Российскую империю.
29 декабря 1922 года на конференции делегаций от съездов Советов РСФСР, УССР, БССР и ЗСФСР был подписан Договор об образовании СССР.
30 декабря 1922 года Союзный Договор был утвержден Первым Всесоюзным съездом Советов. Эта дата считается днем образования СССР, хотя центральное Правительство в виде Совета Народных Комиссаров СССР и наркоматы-министерства были созданы только 6 июля 1923 года.
Вместе с другими союзными и автономными республиками Крым перенес страшный голод начала 20-х годов. Причиной голода стал неурожай, который усугубился продразверсткой. Украинские националисты, пришедшие к власти на Украине после распада СССР в 1991 году, назовут это время геноцидом украинского народа или голодомором, возложив всю вину на большевиков. Но голод был по всей стране, и особенно трагичным в Поволжье и степных районах РСФСР. Сельское хозяйство Крыма относилось к степному рискованному типу земледелия. В республике не хватало пресной воды.
Во время голода в Крыму погибло более 100 тысяч жителей преимущественно степных районов, из них в большинстве были крымские татары, вряд ли воспринимавшие положительно малопонятную коммунистическую идеологию, низвергавшую крымского хана вместе с русской монархией и насаждающую воинствующий атеизм. Да и по тому времени среди малограмотного населения остальной России идеология носила больше мобилизующий лозунговый характер, чем практический принцип обустройства народного хозяйства. Все это вызывало антисоветские и антирусские, националистические настроения среди крымских татар, усиливало их ориентацию на Турцию.
По переписи 1939 года в Крыму проживали 1 126 385 жителей. Из них около 56% русские и украинцы, и около 20% крымские татары. Остальные были евреи – 5,8%, немцы – 4,6%, греки – 1,8%, болгары – 1,4%, армяне – 1,1%, другие – 2,6%.
Трагедия крымских татар
Следующее испытание пришлось на годы оккупации Крыма Нацистской Германией и Румынией с 1941 по 1944 год.
Битва за Крым длилась с сентября 1941 по июль 1942 года. Вторая оборона Севастополя была не менее упорной и героической, чем Первая. Но отстоять город в этот раз также не удалось. Крым был оккупирован немецкими и румынскими войсками.
С первых дней оккупации Крыма против гитлеровцев и румын начали действовать партизанские отряды. В то же время немцы по заранее разработанному плану и по опыту оккупационной власти Прибалтики, Западной Украины стали формировать из крымских татар специальные подразделения вспомогательной полиции и самообороны для борьбы с партизанами и карательных операций. Эти подразделения действовали даже на территории европейских государств уже после того, как Красная Армия освободила Крым в 1944 году и перешла западную границу СССР. Например, они использовались во Франции в операциях против партизан маки.
Несмотря на то, что крымские татары также участвовали в партизанском движении Крыма, призывались в Красную Армию, активное сотрудничество с гитлеровцами и румынами послужило поводом для депортации крымских татар и представителей других народов в Среднюю Азию в мае 1944 года. Это был не первый советский опыт. В 20-е и 30-е годы такой же депортации подвергли так называемых белоказаков из станиц на Дону, Кубани и Тереке. В 30-е годы были депортированы из приграничных районов финны, поляки, немцы, корейцы, китайцы.
В наше время депортацию народов представляют как бессудную репрессию в наказание за предательство и дезертирство. Но причина была совсем иной. Отступая, немцы организовывали диверсионно-террористическую партизанскую войну на оставляемых территориях на основе националистических антисоветских настроений, религиозной розни. Для этого засылалась агентура, использовались коллаборационисты. Таким образом, в тылу наступающей Красной Армии создавался гитлеровский партизанский фронт. Так было на Кавказе, в Крыму, в Прибалтике и на Западной Украине. Чтобы лишить немецкий Генштаб вербовочной базы, была проведена депортация тех народов, на которые по данным НКВД и докладам военной разведки, рассчитывали или могли рассчитывать немецкие стратеги. Конечно, от этого трагедия депортации не становится легче. Но у войны, когда под угрозой само существование государства, свои законы.
По решению ГКО от 11 мая 1944 года депортация крымских татар была проведена в течение 18-20 мая. А депортация армян, болгар и греков – 26 июня.
После войны 25 июня 1946 года вместо автономии Крыма была образована Крымская область, на полуострове были переименованы населенные пункты. С августа 1944 года по специальному решению ГКО Крым стал заселяться русскими и украинцами преимущественно из сельских районов. К концу 1945 года население Крыма составляло около 600 тысяч человек. Но этнический состав по сравнению с началом войны стал другим.
В 1948 году указом Президиума ВС РСФСР город Севастополь получил особый статус города республиканского подчинения и как военно-морская база стал закрытым городом.
19 февраля 1954 года Крымская область в административном порядке была передана из состава РСФСР в состав УССР. Передача была приурочена к празднованию 300-летия воссоединения Украины с Россией. В соответствии с хрущевской военной доктриной Черноморский флот терял свое значение и в 1961 году Севастополь опять стал открытым городом. А в 1978 году была принята новая конституция УССР, в которой город Севастополь был указан как город республиканского подчинения УССР. К тому времени крымским городам Севастополь и Керчь было присвоено звание города-героя.
По существу к этому времени Крым стал русским или русско-украинским с преобладанием ярко выраженного советского военно-патриотического общественного сознания, хранившего память о героическом прошлом России и СССР. А что же происходило с крымскими татарами?
Крымские татары и реабилитация народов
С 1946 года решениями правительства СССР, следовавшими одно за другим, стали снимать ограничения по перемещению депортированных лиц, проживавших на спецпоселении. Первым вернуться на родину разрешили финнам. В 1956 году рядом указов Президиума Верховного Совета СССР были сняты ограничения со всех депортированных народов, в том числе и крымских татар, греков, болгар и армян. Народам, имевших самоуправляемую автономию перед войной, вернули право на автономию, кроме поволжских немцев и крымских татар. Все депортированные граждане, не осужденные по уголовным статьям, были восстановлены в правах. По существу это была реабилитация в соответствии послевоенным условиям, когда еще не все города были отстроены и память о войне была свежей.
Поскольку Крым к этому времени находился в составе УССР, то вопрос предоставления автономии крымским татарам в прежних границах решался только украинским правительством и руководством Крымской области. Точно так же, как вопрос предоставления автономии поволжским немцам решался правительством РСФСР с согласия Саратовской области. Именно администрация области была против восстановления автономной немецкой республики.
Кроме того, на территории Западной Украины до конца 50-х годов активно действовали банды украинских националистов и «лесных братьев» в Прибалтике, которые оказались на содержании западных разведок после разгрома гитлеровской Германии. На содержании турецкой разведки и западных спецслужб находились и крымско-татарские националисты, эмигрировавшие за рубеж с отступающими немцами. Поэтому крымско-татарский вопрос не поднимался и не решался по соображениям безопасности. Его как бы не было.
С началом перестройки популистский антисоветизм перерос в официальную идеологию. 14 ноября 1989 года Верховный Совет СССР принял Декларацию о признании репрессивных актов против народов, подвергшихся насильственному переселению, незаконными и преступными. Декларация не имела каких-либо юридических последствий. Однако ее смысл активизировал ждавшие своего часа националистические настроения в крымско-татарском обществе.
Позже 26 апреля 1991 года Верховный Совет РСФСР принял закон «О реабилитации репрессированных народов». Законом предусматривалась некоторая компенсация пострадавшим. Но крымские татары были уже в другом государстве. По существу этот закон также идеологический пропагандистский акт, формально снимавший обвинения в измене или ненадежности с депортированных народов и таким образом устранявший одну из причин антирусских настроений и межэтнических конфликтов. Но, как мы уже знаем, конфликтов избежать не удалось.
Советский Союз распался. Союзные республики обособились в советских административных границах. Крым, оставаясь со своим высоким патриотическим русским сознанием частью Украины, подвергся насильственной украинизации. Русский язык перестал быть государственным. Официальная история и государственная идеология основывались на героизации бандеровских нацистов и гитлеровских приспешников с подачи украинских националистов в эмиграции. Советская история злостно фальсифицировалась. В итоге жители Крыма не могли не восстать против такого надругательства над собой, над памятью своих предков. Возникло движение за возвращение Крыма в состав России.
Крымские татары и геополитика
В то же время националистические крымско-татарские организации увидели в распаде СССР свой шанс в осуществлении давней мечты – обретение государственности в форме национальной автономии при поддержке Турции, арабских шейхов и Запада.
В 1987 году началось массовое возвращение крымских татар в Крым из мест депортации при поддержке из-за рубежа. Возникли конфликты татар с местными жителями других национальностей за передел собственности и земли. Репатрианты устами лидеров требовали реституции – возвращения утраченной недвижимости при депортации. Наиболее радикальные активисты провозглашали татар единственным коренным населением полуострова и претендовали на весь Крым.
Но в своем порыве татарские лидеры не были едины. К тому же большинство простых жителей опасались повторения ужасов депортации и не поддерживали националистов. Они хорошо помнили, как Германия, обещая поддержку в создании крымско-татарского государства, цинично использовала национальные чувства народа и, проиграв войну, обрекла его на репрессии и страдания. Они также видели, что на их национальных и религиозных чувствах спекулируют политики США, Европы, Турции и Украины. Крым был включен в геополитические игры на постсоветском пространстве.
Расправившись с Ираком и Югославией, американские стратеги планировали перенести свой успешный опыт на Украину, Кавказ и Крым. Крым был идеальным местом для размещения баз ВМС и ВВС США на Юго-Востоке Европы. Украинскому правительству русский Крым был не нужен, равно как и проблемная крымско-татарская автономия, и оно готово было сдать его в аренду за живые деньги американцам, китайцам, а пока сдавало России севастопольские бухты и аэродромы для размещения сил Черноморского флота.
Американцы, учитывая ситуацию и с согласия украинских властей, между тем объявили тендер на переоборудование одной из севастопольских школ в офис инженерного управления ВМС, которое занимается строительством и реконструкцией портовых сооружений для базирования боевых кораблей и морской пехоты. А одна из детских больниц Севастополя должна была стать госпиталем для американских военных моряков и гражданских служащих.
Чтобы нейтрализовать патриотические настроения севастопольцев и остальных жителей полуострова, в Крыму готовилось повторение судьбы Косова. По замыслу американцев крымские татары должны были сыграть роль косовских албанцев, объявить суверенитет и очистить Крым от русских патриотов. Украина с переформатированным за 20 лет независимости историческим и национальным сознанием населения становилась придатком ЕС.
Следуя своей мировоззренческой логике и политической практике, американцы в своих планах всегда опирались на экстремистские организации. Поэтому они не видели разницы между прибалтийскими, западно-украинскими нацистами и крымско-татарскими националистами. Как и гитлеровцы в прошлом, они давали им горы обещаний обеспечить национально-территориальный суверенитет под своей защитой. Об устойчивой экономике, как основы такого суверенитета, не было сказано ни слова.
Договор с Украиной об аренде Россией ВМБ в Севастополе истекал в 2017 году. В Харькове был подписан новый договор о продлении срока аренды. Но прозападное лобби и антироссийская оппозиция назвали это продление незаконным, ссылаясь на статью конституции о запрещении размещения иностранных военных баз на территории Украины. Таким образом, готовилось расторжение договора о продлении аренды. Видимо к этому времени планировались начать перемены в Крыму.
Вместе с тем Украина готовилась к вступлению в НАТО, значит, соглашалась на размещение натовских войск и баз на своей территории и конституция этому не мешала.
Служба безопасности Украины СБУ знала об этих планах. Но, во-первых, высшее руководство страны проводило как раз ту политику, которая была выгодна США и ЕС. Во-вторых сама СБУ была так реформирована американскими и натовскими специалистами, что оказалась в прямом подчинении ЦРУ, а некоторые ее руководители были агентами западных спецслужб и действовали с ними заодно. Более того, боевиков известного кровавыми делами Правого сектора, готовили западные инструкторы и СБУ.
Знало об этом и командование Вооруженных сил Украины. В личном плане генералы, адмиралы и офицеры делились своими сомнениями и огорчениями с российскими коллегами, бывшими сослуживцами. Увлеченные сближением с ЕС и вступлением в НАТО, украинские политики не вкладывали деньги в развитие собственных Вооруженных сил. Их реформу под стандарты НАТО надо было проводить Украине за свой счет, а денег в казне на это не было. Натовцы и американцы, тратившие огромные средства на военные операции в Средиземноморье и в Афганистане, не собирались модернизировать украинские армию и флот. В их планы вообще не входило укрепление государственности и обороноспособности Украины. Такие вот союзнички.
Ислам на службе у политиков
Зато огромные деньги тратились на различные негосударственные и религиозные организации, идеологические мероприятия и националистическую пропаганду. В отношении таких организаций законодательство Украины было сверхлиберальным. В стране, включая Крым, росло число религиозных сект нетрадиционного толка. В основном они создавались под западным, турецким и арабским влиянием. Произошел раскол православной церкви на московскую и киевскую, активизировались униаты в захвате православных храмов.
Какое значение придавалось религиозному фактору на Украине и в Крыму, говорит сам факт учреждения в Киеве Духовного управления мусульман Украины ДУМУ, которому формально должно было подчиниться традиционное Духовное управление мусульман Крыма ДУМК. Но муфтии Крыма и меджлис ДУМК считали Крым историческим центром ислама для всей Украины, а также Польши и Прибалтики.
Массовое возвращение татар из ссылки в Крым в 1989 году при поддержке зарубежных фондов и правительства Турции выявило проблему изменения традиционного религиозного сознания крымско-татарского общества. Возрождение традиционного ислама оказалось малореальным. К тому же антисоветская пропаганда и осуждение депортации как преступления сделали свое дело. В молодежной среде легко приживались экстремистские идеи.
На Украине была проведена политическая акция по героизации украинских нацистов и реабилитации эсэсовцев дивизии «Галичина», батальонов «Нахтигаль» и «Роланд». В меньших масштабах это коснулось и прошлого тех крымских татар, которые сотрудничали с гитлеровцами.
В октябре 2011 года в селе Краснокаменка состоялось торжественное перезахоронение Денгиза Дагджи — дезертира из Красной Армии, оберштурмфюрера Боевой группы «Крым» (SS-Waffengruppe Krim) Восточно-тюркского соединения СС. Зачем? Чтобы тем самым оправдать депортацию или обвинить всех татар одним махом?
В 2013 году на «круглом столе» в Симферополе член меджлиса крымских татар Али Хамзин заявил, что крымские татары имели полное право дезертировать из Красной Армии и перейти на службу нацистским властям, и отверг предложение Меджлиса отмежеваться от коллаборационистов. «Мы не будем отмежёвываться от крымских татар, которые якобы, как вы говорите, были коллаборационистами. Мы не будем отмежёвываться от власовцев и считать их предателями», — сказал он. Что из этого следует? Крымские татары должны гордиться этим эпизодом своей истории? Борьба продолжается?
Борьба за антисоветское и антирусское сознание татар шла полным ходом в политическом и духовном смысле. Хотя так называемое возрождение ислама в Крыму было подчинено исключительно политическим целям.
По официальным данным на начало 2001 года на Украине насчитывалось более 243 тысяч крымских татар, проживавших преимущественно в Крыму.
В 2011 году в Автономной республике Крым Духовным управлением мусульман Крыма было зарегистрировано порядка 340 мусульманских религиозных общин, в составе Духовного управления мусульман Украины – всего одна мусульманская община и 50 самоуправляемых мусульманских общин вне духовных организаций. Кроме того, более 600 мусульманских общин действовало без официальной регистрации, то есть больше, чем законных. Таким образом, ни о каком духовном единстве среди верующих крымских татар говорить не приходится. Единственным объединяющим фактором, кроме языка и культуры, была память о пережитой депортации.
Меджлис – крымско-татарский совет – в поиске консолидирующих идей и способов осуществления крымско-татарской автономии выбрал национализм. Возрождение религиозных традиций требовало средств. Вместе с украинским либеральным законодательством это создало определенные условия зарубежным исламским миссионерам по распространению идей радикального ислама. А он был совсем рядом.
В 90-е годы чеченская война закономерно оказалась в центре внимания мусульман Крыма. Кто-то с надеждой ждал ее исхода, кто-то испытывал страх перед возможным повторением подобной ситуации в Крыму и перед новой трагедией, кто-то осуждал насилие. Чеченским боевикам многие татары сочувствовали и помогали, принимая их у себя для лечения и отдыха. Но не более того.
В то время панисламисты говорили об исламской дуге войны с неверными за единый халифат. Она включала в себя Крым, Кавказ, Поволжье с прицелом на Южный Урал и Среднюю Азию. Уже горел Кавказ, в Поволжье плодились ячейки ваххабитов. Но Крым оставался сдержанно инертным. Это не устраивало деятелей политического ислама и западных политиков, прежде всего американских, грубо использовавших исламский фактор в своих геополитических интригах. В Крым хлынули миссионеры радикального ислама.
В 1997 году арабскими студентами украинских ВУЗов была основана Всеукраинская Ассоциация «Аль-Раид» (в переводе с арабского передовой отряд, авангард). Организация финансировалась непосредственно специальным министерством Саудовской Аравии, отвечающим за распространение ваххабизма или ислама салафитского мазхаба (толк в исламе) за пределами королевства. На средства этого министерства оказывалась материальная помощь малоимущим татарским семьям и выкуп для них жилья, строились мечети, оплачивался хадж в Мекку, был организован подростковый лагерь в Симеизе, где обучались одновременно сотни детей крымских татар. Проводились различные массовые религиозные мероприятия.
Арабские миссионеры «Аль-Раид» тщательно подчеркивали не экстремистский характер своего учения, выдаваемого за истинный ислам. Свою задачу они видели в воспитании молодежи в духе ваххабизма на будущее. Само собой, это разрушало исламские традиции крымских татар, исповедовавших ханифитский мазхаб.
В интервью агентству «Регнум» в октябре 2007 года глава меджлиса М.Джемилев связывал эту проблему только с либеральным характером религиозного законодательства Украины, но никак не с целенаправленными действиями Саудовского королевства по распространению панисламистской идеи единого халифата. Главную угрозу миру в Крымской республике глава Меджлиса почему-то видел в «русском фашизме».
Между тем название «Аль-Раид» связано с именем одного из основателей организации. Как выяснилось в ходе следствия по делу о теракте 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке, он был родственником Усамы Бен-Ладена. Но это от широкой публики скрывалось.
Несмотря на сопротивление и протесты ДУМК и Меджлиса влияние ваххабитов усиливалось при их же попустительстве. По мнению экспертов, конформизм руководства меджлиса и ДУМК в отношении ваххабитов или салафитов и других исламских сект объясняется не только материальной заинтересованностью, но и слабыми знаниями крымского духовенства в области теологии и истории ислама. Они не могли на равных духовно противостоять арабским миссионерам.
И все же надо отдать должное Меджлису и ДУМК, выступившим против создания крымско-татарских отрядов самообороны, а по существу таких же боевиков, организованных в боевые сотни, как это происходило в то время на Украине, и как было в Крыму в годы немецкой оккупации. Ваххабиты ограничились действиями по самозахвату земли и имущества. Но и это было пресечено решением Курултая из опасений тяжелых последствий для татар. Джемилев призвал к мирному разрешению споров через мирные, но массовые манифестации. Однако это не означает, что ваххабитам был дан отпор или национализм ослаб.
Муфтий мусульман Крыма назначил имамами в некоторые мечети салафитов якобы по просьбе общин, позже часть из них были уволены за чрезмерный радикализм. Эти мечети были построены и содержались за счет саудовских денег. Отсюда такая гибкость решений.
Пока ваххабиты не многочисленны. Но реальная угроза безопасности Крыма со стороны этой радикальной секты была и остается.
Второй по влиянию, активности и агрессивности в Крыму была религиозно-политическая партия «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами» или просто «Хизб ут-Тахрир». Была потому что российским законодательством ее деятельность запрещена как экстремистская.
Организация возникла на Ближнем Востоке в 50-е годы как ветвь «Братьев мусульман», ныне активно действующих в Египте. Именно эта секта использовалась американскими спецслужбами для организации «управляемого хаоса» в Узбекистане и Киргизии.
Основные центры «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами» находятся в Европе и США, центр стратегического планирования – в Лондоне. В отличие от «Аль-Раид», эта организация открыто использует религию как политический инструмент.
Партия запрещена в странах Средней Азии, России, Германии и США. Но легально действует на Украине.
В Крыму идеология «Хизб ут-Тахрир» распространялась с помощью печатных изданий на русском, украинском, татарском и арабском языках, издававшихся в Киеве. Литература и пропагандистские видеоматериалы также доставлялась из других регионов с мусульманским населением, например, из Азербайджана. Литература печаталась в подпольных типографиях Крыма. В 2002 году за соучастие в подготовке государственного переворота и взрыва посольства США в Баку был осужден член «Хизб ут-Тахрир» крымский татарин Юнус Валиев. ДУМК осудило деятельность «Хизб ут-Тахрир».
На опасность распространения экстремистских течений ислама в Крыму и на Украине не раз обращал внимание муфтий Украины шейх Ахмед Тамим. При этом он указывал на отсутствие реакции СБУ на явную угрозу экстремизма. В ответ пресс-служба СБУ неизменно отрицала существование каких-либо исламских экстремистских организаций на территории Украины. Заявление пресс-службы СБУ на тот момент отражало позицию президента Ющенко и самой СБУ, которая была в полной зависимости от ЦРУ. Следующий президент Янукович позицию не менял.
После присоединения Крыма к России в апреле 2014 года руководство религиозно-политической партии «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами» переместилось на украинскую территорию. Угроза Крыму со стороны этой организации, призывающей открыто к джихаду – священной войне – не снята. Ее ячейки продолжают существовать в Крыму.
По официальным данным в 2012 году каждая восьмая мусульманская община Крыма действовала вне влияния Меджлиса и ДУМК. Лидеры этих главных организаций крымских мусульман избегают каких-либо публичных обсуждений опасности и заметно стремятся наладить отношения с ваххабитами и хизбами.
Весьма своеобразной является секта хабашитов. Хабашизм относится к европейской версии ислама, распространенной в Европе, США, Канаде и Австралии. Теперь хабашизм прижился на Украине и в Крыму. Идеологи секты считают, что веры в Аллаха достаточно, чтобы попасть в рай. Обряды имеют второстепенное значение. Хабашиты выступают за отделение религии от политики, являются противниками ваххабизма. Это течение ислама ставит своей целью формирование так называемого либерального ислама и его адаптацию к нормам гражданского общества.
Эксперты считают, что хабашиты поддерживаются лично главой ДУМУ шейхом Ахмедом Тамимой в противостоянии с ДУМК, не признающим ДУМУ и называющим шейха раскольником мусульман. Муфтий мусульман Крыма Э.Аблаев прямо заявил, что Ахмед Тамим является орудием в руках неких сил, которые рассчитывают создать в Крыму параллельную структуру и противопоставить ее традиционному исламу и ДУМК. Какие это силы? Вероятно, связанные с политическими проектами на Украине, реализуемых с помощью разлагающих государственность идей либерализма.
Следующая секта «Таблиги Джамаат» представляет собой радикальное исламское движение, возникшее в начале прошлого века на территории Пакистана. Исповедует и насаждает идеи исламского фундаментализма. В Крым переместилась из Узбекистана и занимается в основном вербовкой шахидов для мусульманских террористических организаций.
Нельзя не сказать о турецком духовном исламском влиянии. Говоря об исламском экстремизме в Крыму, большинство экспертов имеют в виду арабское толкование ислама и его арабские ветви. Но крымские татары традиционно, исторически ориентировались на турецкое направление ислама. Поэтому в их самоорганизации национально-этническая идентичность имеет приоритет над религиозной. Какие бы исламские религиозно-политические секты не овладевали сознанием крымских татар, прежде всего они татары, а потом уже мусульмане.
Этот фактор определяет турецкое влияние на крымских татар, которых иногда еще называют крымскими турками. Поэтому Меджлис и зависимое от него ДУМК пытаются возродить в Крыму ислам ханифитского турецкого толка. Куратором этого проекта выступает Министерство по делам религии Турции, которое во взаимодействии с Меджлисом и ДУМК открыло в Крыму десятки представительств, направило в мечети турецких имамов, а также преподавателей и воспитателей в духовные учебные заведения. В Симферополе создано Высшее духовное медресе.
Однако активность арабских сект в Крыму вызывает в Турции определенное беспокойство. Дело в том, что в Турции активизировались ортодоксальные исламисты, отрицающие принципы светского государства со времен Ататюрка, а турецкие миссионеры все чаще возвращаются из Крыма с идеями «Хизб ат-Тахрир». Пришлось некоторых миссионеров отзывать без замены. В этом заключается сложность религиозных отношений Турции и Крыма.
Между тем деятельность «Хизб ут-Тахрир» распространена в Турции, несмотря на то, что власти рассматривают ее как экстремистскую. И турецкие миссионеры могут сами представлять именно эту партию.
В Крыму под патронатом ДУМК также действует с 2004 года турецкое «Евразийское общество образования, культуры и дружбы». Общество открыло медресе и мусульманский учебный центр в Симферополе, а также медресе в Белогорске, которые действуют без официального статуса. Деятельность организации носит закрытый характер и особенно не афишируется, но количество ее миссионеров быстро растет. Например, за 2005-2007 гг. оно увеличилось в три раза. В целом число представителей Общества превышает численность представителей Министерства по делам религий Турции.
По оценкам мусульманских священников Крыма, распространяемые миссионерами Общества вероучения отличаются от традиционной религии крымских татар и носят религиозно-политический характер. Некоторые эксперты рассматривают «Евразийское общество образования, культуры и дружбы» как креатуру суфийского ордена «сулейманистов», связанного с турецкими спецслужбами. Сторонники светского государства в Турции воспринимают «сулейманистов» негативно, а в республиках Средней Азии эта секта запрещена.
Есть сведения, что деятельность «Евразийского общества просвещения, культуры и дружбы» и родственного ему турецкого фонда «Азиз Махмуд Худаи Вакуфи», также представленного в Крыму, осуществляется под контролем секты «Нурджулар», выступающей за создание «тюркской империи просвещенного шариата». Ее духовный лидер Фетхуллах Гюлен с 2000 года находится в США, скрываясь от турецкого правосудия, активно сотрудничает с ЦРУ, ФБР и Госдепартаментом.
Секта «Нурджулар» действует конспиративно через сеть созданных ею фондов и исламских образовательных учреждений. Учащиеся в таких учебных заведениях подвергаются идеологической обработке в духе пантюркизма. По данным экспертов, США и Турция рассматривают структурные звенья «Нурджулар» в странах Евразии в качестве основы своего политического и экономического влияния. По сведениям генштаба Вооруженных сил Турции, число участников сети «Нурджулар» достигает 4 миллионов человек. Секта известна также под названиями «Нурчилар», «Фатхуллачилар». Она запрещена в России, Казахстане, Киргизии, Таджикистане и Узбекистане.
Еще в 2002 году директор ФСБ Николай Патрушев заявил, что «Нурджулар» решала широкий спектр разведывательных задач в России: «Осуществлялся сбор информации о происходящих на Северном Кавказе процессах, велась пантюркистская и панисламистская обработка российской молодежи, изучались кандидаты на вербовку в целях формирования протурецкого лобби в местных властных структурах, проникновения в правоохранительные органы и общественные объединения».
По данным российского ФСБ, функционеры «Нурджулар» контактировали с представителями действующих в Турции организаций типа фонда «Кавказ» и турецкой радикальной националистической организациии «Серые волки», оказывавших помощь бандформированиям в Чечне.
Спасение Крыма от политического произвола
В целом, перед началом событий на майдане в Киеве в ноябре 2013 года вокруг Крыма сложилась критическая обстановка.
С одной стороны Украина переживала глубокий экономический и финансовый кризис, который вызвал определенные напряжения в Автономной республике Крым. Благосостояние жителей Крыма ухудшалось.
С другой стороны в Украине назревал политический кризис, и он должен был разрешиться уже по подготовленному сценарию. Частью этого сценария была денонсация договора о пребывании Черноморского флота и строительство американской военно-морской базы в Крыму. Далее Крым приобретал статус крымско-татарского суверенного государства по примеру Косово. Само собой русское население оставалось бы в положении косовских сербов, и обязано было либо подчиниться новым обстоятельствам, либо мигрировать в Россию.
Как видим, Крым оставался беззащитным перед готовившейся ему США и ЕС участью. Амбиции Европы, США и Турции вырастали из времен Крымской войны.
Приближались две знаменательные даты: 60-я годовщина передачи Крыма в подчинение Украины и 70-я годовщина депортации крымских татар. Обе даты в Крыму вызывали резко негативные настроения.
В русскоговорящей среде, а по сути у потомков граждан РСФСР и военных моряков, идея возвращения Крыма в состав России усилилась и других настроений практически не было.
Среди крымских татар, несмотря на некую обиду на русских, Россию и подогреваемые извне националистические настроения, возобладала прагматическая идея о том, что в украинском государстве никакой реабилитации крымско-татарского народа не будет. Что надеяться на национальную автономию не приходится. Более того, узаконенная активность исламских экстремистских организаций по насаждению религиозного радикализма, провоцирования татар на джихад и строительство шариатского государства грозили новой бедой татарскому народу.
В целом крымские татары не поддались интенсивной агитации и пропаганде радикальных исламских миссионеров и политиков. Глядя на судьбу Чечни, Ингушетии, Дагестана, они понимали, что только Россия способна обеспечить стабильность и порядок в регионе и защитить от последствий кризиса. Хотя исламские лидеры Крыма думали иначе. Они искали помощи у тех, кто готовил Крыму совсем иную роль в геополитическом противостоянии Запада и России на Украине.
17 марта 2014 года информационные агентства сообщили, что Меджлис крымско-татарского народа обратился к государствам-участникам Организации Исламского Сотрудничества (ОИС) с просьбой вмешаться в процесс решения крымского кризиса. В обращении говорилось: «Крымские татары, в отношении которых под коммунистическим режимом СССР в середине XX века был осуществлен геноцид, рискуют пережить новую трагедию. Призываем вас использовать авторитет ОИС для поиска путей мирного решения кризиса». В заявлении подчеркивается, что особенную тревогу вызывают многочисленные «парамилитаристские формирования» в Крыму в то время, как мирное население крымского полуострова остается безоружным. Речь шла об отрядах самообороны Крыма, организованных после беспорядков на майдане. Разве они были против татар?
Крымский муфтий Эмирали хазрат Аблаев 2 Апреля 2014 призвал татар не покидать полуостров. Он назвал нынешние времена для региона трудными, однако призвал татар оставаться жить на территории полуострова. «После многих лет депортации крымские татары вернулись на свою Родину, зачем нам ее покидать снова», – сказал он перед этим на внеочередной сессии Курултая 29 марта в городе Бахчисарае. Речь на курултае шла о национальной автономии, которая стала бы невозможной в случае выезда татар из Крыма. Уж не косовский ли проект имелся в виду?
Час настал
Крымская проблема возникла еще в начале 90-х годов, когда появились первые напряжения в отношениях Украины и России. Разыгрывая татарский фактор, Киев провел 20 января 1991 года общекрымский референдум по вопросу его автономии. Но татары референдум проигнорировали. И все же 12 февраля Крымская область по результатам референдума стала Крымской АССР в составе УССР. После распада СССР она была переименована в Автономную республику Крым или АРК. Так оставалось до событий на майдане.
После того, как 22 февраля в Киеве произошел вооруженный государственный переворот, Верховный Совет Автономной Республики Крым и Севастопольский городской совет 11 марта 2014 года приняли декларацию о независимости Автономной Республики Крым и города Севастополя, опередив, таким образом, замыслы американских, европейских и украинских заговорщиков против России и Крыма, которые они в общем-то и не скрывали ни от исламских радикалов Крыма, ни от соучастников заговора среди политиков в украинском правительстве и СБУ. Они и стали источниками информации о назревающих событиях.
После проведения референдума в Крыму и Севастополе по его результатам 18 марта 2014 года был подписан договор о вхождении Республики Крым и города Севастополя в состав Российской Федерации на правах субъектов Российской Федерации. Украина, как и США с ЕС, не признаёт ни провозглашение самостоятельности Крыма, ни его вхождение в состав России. А косовский вариант признала бы?
Крымское руководство давно задумывалось о судьбе республики с героической историей. Самодостаточный Крым в составе Украины жил на дотациях. После распада СССР и передела государственной собственности Украины между нынешними олигархами никаких финансовых вложений в экономику Украины, в том числе Крыма, практически не было. Правительство объявляло о каких-то сомнительных проектах по сдаче в аренду Китаю сельхозугодий, добыче сланцевого газа, хранению европейских ядерных отходов, продаже ведущих промышленных предприятий европейским инвесторам. Побережье Крыма и здравницы были отданы под личные дачи олигархов. Памятники русской славы уничтожались. Русским запрещали быть русскими.
Но особую тревогу вызвало Соглашение об ассоциированном вступлении Украины в ЕС. По тексту в нем не было никаких выгод ни для Украины, ни для Крыма. То есть будущее Крыма не сулило никаких перспектив.
Поэтому, когда 21 ноября 2013 года начался Евромайдан в ответ на приостановку правительством Азарова подготовки к подписанию соглашения об ассоциации между Украиной и Евросоюзом, стало ясно, что готовившийся к президентским выборам государственный переворот был запущен досрочно. Через некоторое время уже не было сомнений, что и весь сценарий переворота зашел в тупик. Для Крыма путь из политического тупика был один – возвращение в состав России.
Решение народного референдума о присоединении Автономной республики Крым и Севастополя к России было почти единогласным. За это проголосовали и большинство крымских татар, трезво оценивших опасность.
Поэтому выход Крыма из состава Украины и последующее присоединение к России надо рассматривать исключительно как одно из последствий политического кризиса на Украине конца 2013 — начала 2014 годов. Россия таких действий со своей стороны не планировала. Так сложились обстоятельства.
Теперь, судя по действиям киевской власти, развернувшей карательную операцию против инакомыслящих и непокорных регионов, применившей войска и наемников против собственного народа ради выполнения своих обязательств перед США и ЕС, можно сделать обоснованный вывод: Автономная республика Крым приняла верное решение о выходе из состава Украины, утратившей суверенитет, и о присоединении к России с ее согласия.
Сегодня западная и украинская пропаганда спекулируют на том, что во время референдума в Крыму российские войска помогали местной власти и силам самообороны обеспечивать правопорядок и стабильность ситуации на полуострове.
Президент России публично подтвердил, что в Крыму находились российские военные, которые выполняли такую задачу. В ходе прямой линии 17 апреля Владимир Путин, отвечая на вопросы журналистов заявил: «Я говорил неоднократно публично и в разговорах со своими иностранными коллегами я не скрывал, что наша задача заключалась в том, чтобы обеспечить условия для свободного волеизъявления крымчан. И поэтому мы должны были предпринять необходимые меры, чтобы события не развивались так, как они сегодня развиваются в юго-восточной части Украины. Чтобы не было танков, боевых подразделений националистов и людей с крайними взглядами и хорошо вооруженных автоматическим оружием».
«За спиной сил самообороны Крыма, конечно, встали наши военнослужащие. Они действовали очень корректно, но решительно и профессионально. По-другому провести референдум открыто, честно, достойно и помочь людям выразить свое мнение было просто невозможно», – заявил президент РФ.
«Имейте в виду, в Крыму находилось свыше 20 тысяч военнослужащих Украины, там были склады с вооружением и эшелоны боеприпасов. Нужно было оградить людей даже от возможности применения оружия в отношении гражданских лиц», – добавил он.
Для того, чтобы обеспечить безопасность жителей Крыма не надо было вводить российские войска на полуостров. Для этого было достаточно сил Черноморского флота России.
По договору с Украиной российский Черноморский флот мог иметь в своем составе в Крыму не более 25 тысяч человек, 24 артиллерийские системы калибра свыше 100 мм, 132 единицы бронетехники и 22 боевых самолета. Эти договорные нормы не были превышены.
Конечно же, для патрулирования городов и дорог артиллерия и самолеты не годятся. Корабли находились с экипажами на своих стоянках. Для выполнения задачи хватило сил 810-й бригады и 382-го отдельного батальона морской пехоты из состава ЧФ РФ.
Что касается разоружения и блокирования украинских частей и подразделений, то эти действия были согласованы с украинским командованием. Никто не хотел крови. Верховный главнокомандующий украинских Вооруженных сил был отстранен от управления путчистами, захватившими власть в результате переворота. По украинской конституции армия не может использоваться против собственного народа, а военного конфликта не было. И решение украинского командования в Крыму о невмешательстве в события и беспрепятственном волеизъявлении населения Крыма было единственно верным и законным.
Многие украинские военнослужащие оставили службу в украинской армии и на флоте, поддержали референдум и приняли российское гражданство, продолжив военную службу в российских Вооруженных силах.
Их коллеги на Украине оказались в сложной ситуации. Под дулами автоматов нацистских боевиков и наемников они были вынуждены стать карателями. А те, кто отказался подчиниться, подверглись уголовному преследованию и физическому насилию.
События в Одессе 2 мая отчетливо показали, что хунта готова ради укрепления своей власти уничтожать свой народ. В Крыму ситуация была бы гораздо драматичнее. Там жертвы исчислялись бы десятками, если не сотнями тысяч. Сегодня стало понятно, что Россия, Владимир Путин спасли крымчан от страшной трагедии…
Григорий Ванин
Александр Жилин