Севастополь, 6 июля — Наша Держава. Картина Василия Поленова «Монастырь над рекой», украденная из севастопольского художественного музея им. Крошицкого в 2005 году, в понедельник вернулась в экспозицию — передаёт ТАСС.
Об этом журналистам рассказала директор музея Наталья Бендюкова. «Я хочу поздравить всех с тем, что этот этюд вернулся в Севастополь почти 10 лет спустя. Это была огромная трагедия и страшное приключение для сотрудников, которые многие годы работали в музее», — сказала она.
Как выяснилось, картину похитили два гражданина, промышлявшие кражей произведений искусства на Украине и в Польше. Один из них отвлек смотрителя, а другой заменил этюд Поленова на ламинированную ксерокопию, сделанную с иллюстрации в художественном альбоме. Кража обнаружилась в тот же день: один из посетителей заметил подозрительно белый угол на картине и обратил на это внимание экскурсовода.
«После этого нам возобновили круглосуточную охрану и поставили видеонаблюдение. На момент кражи мы от нее отказались в целях экономии. Больше мы так никогда не делали. И еще мы стали внимательней следить за одиночными посетителями», — сказала Бендюкова.
Преступники оставили на раме отпечатки пальцев. Они были арестованы в 2006 году в городе Александрия Кировоградской области Украины в связи с кражей картины Айвазовского из Одесского художественного музея. «Как я узнала на суде, который проходил в Одессе, они «гастролировали» по всей стране. Только за тот год ими было похищено 20 произведений искусства», — рассказала Бендюкова.
По ее словам, сотрудники музея считали, что работа Поленова была продана за границу. Однако в 2007 году они узнали из телерепортажа, что в Санкт-Петербурге на одну из заброшенных строек были подкинуты вещи, ранее украденные из Эрмитажа, и похищенный севастопольский этюд.
«Все это время нам казалось, что вот-вот картину вернут, но это «вот-вот» не наступало. Мы даже ездили в Петербург навестить нашего Поленова, просто подержать в руках. В 2011 году, когда экспертиза Эрмитажа показала подлинность этюда, мы вновь принялись писать. Украинская служба по перемещению культурных ценностей сказала нам делать запросы от Севастополя, а нужно было действовать через прокуратуру, но нам это никто не объяснил», — уточнила Бендюкова.
Только в 2014 году, после воссоединения Крыма с Россией, севастопольским музейщикам удалось решить вопрос о возвращении картины. Перед отправкой ее подлинность была еще раз установлена, на этот раз экспертизой Русского музея.
«Русский музей помог нам с машиной. Мы везли картину, как ручную кладь, в обнимку в салоне самолета. В Симферополе нас встречала наша вооруженная охрана. Привезли мы картину «раздетой»: ее рама так и осталась в качестве вещественного доказательства в украинском суде», — сказала Бендюкова, добавив, что «Монастырь над рекой» вновь займет свое место в музее между двумя другими этюдами Поленова /в течение 10 лет там висел этюд Алексея Боголюбова/.
Картина «Монастырь над рекой» была написана в 1898 году. Материал — холст, техника — масло, размер 24х40 сантиметров.