Москва, 30 января — Наша Держава. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил с
докладом на открытии V Рождественских Парламентских встреч,
организованных в Государственной Думе в рамках XXV Международных Рождественских образовательных
чтений «1917-2017: уроки столетия», где затронул БЕСчинство так называемых микрофинансовых организаций, которые дают «мелкие» кредиты под 600-1000 %
докладом на открытии V Рождественских Парламентских встреч,
организованных в Государственной Думе в рамках XXV Международных Рождественских образовательных
чтений «1917-2017: уроки столетия», где затронул БЕСчинство так называемых микрофинансовых организаций, которые дают «мелкие» кредиты под 600-1000 %
«Многие семьи в нашей стране пострадали от так называемых
микрокредитов. Я знаю, что вы хорошо владеете этой темой, но считаю
своим долгом тоже сказать несколько слов. Мелкие кредиты, краткосрочные
займы предоставляются чаще всего малообеспеченным людям, которым 3-5
тысяч не хватает до зарплаты. Они берут кредит, не понимая, в какую
долговую яму ввязываются. Эти займы предоставляются без формальностей,
но под огромные проценты, доходящие до нескольких сотен. Полагаю, что
это абсолютно аморальная практика — ростовщичество в самом хищническом
своем проявлении», — возмущен Святейший Патриарх.
Призыв Предстоятеля Русской Церкви прокомментировал в интервью «Русской народной линии» экономист, доктор экономических наук профессор Олег Сергеевич Сухарев:
Святейший
Патриарх затронул достаточно острую и давнишнюю проблему. Еще за
несколько дней до выступления в Государственной Думе он высказался по
этой тематике. Когда я прочел его доводы, то подумал: какой же Святейший
Патриарх умница!
Патриарх затронул достаточно острую и давнишнюю проблему. Еще за
несколько дней до выступления в Государственной Думе он высказался по
этой тематике. Когда я прочел его доводы, то подумал: какой же Святейший
Патриарх умница!
Выступление Предстоятеля по
этой проблематике как нельзя более своевременно и честно. Я только
приветствую Патриарший призыв. Русская Православная Церковь в лице своих
Предстоятелей и Священного Синода всегда аккумулировала лучшие
образованные кадры. Священнослужители неизменно были образованнейшими
людьми. Выступление Святейшего Патриарха еще раз подтвердило сей довод.
Ничего и не добавишь к его словам. Это совершенно правильное
предложение. Прежде, чем рассматривать законопроекты о выселении граждан
за долги, надо решить вопрос о предотвращении нарочного закабаления,
ликвидировать возможности для иных махинаций, которые цветут в сфере
недвижимости махровым цветом. Как же можно выселять человека, когда не
пресечено кредитное закабаление, происходящее по сути вроде как
легальным путем.
этой проблематике как нельзя более своевременно и честно. Я только
приветствую Патриарший призыв. Русская Православная Церковь в лице своих
Предстоятелей и Священного Синода всегда аккумулировала лучшие
образованные кадры. Священнослужители неизменно были образованнейшими
людьми. Выступление Святейшего Патриарха еще раз подтвердило сей довод.
Ничего и не добавишь к его словам. Это совершенно правильное
предложение. Прежде, чем рассматривать законопроекты о выселении граждан
за долги, надо решить вопрос о предотвращении нарочного закабаления,
ликвидировать возможности для иных махинаций, которые цветут в сфере
недвижимости махровым цветом. Как же можно выселять человека, когда не
пресечено кредитное закабаление, происходящее по сути вроде как
легальным путем.
Микрофинансовые организации,
по сути, обманывают людей, хотя вроде это и не обман (такой парадокс).
Они указывают дневную величину процентной ставки. Например, в день 0,4%.
И не всякий человек, особенно из бедной семьи, может подсчитать
месячный и годовой процент. И простой заемщик полагает: ладно, отдам
долг через две-три недели. Но затем резко меняются финансовые
обстоятельства, поскольку семья только сводит концы с концами, и долги
растут по экспоненциальной зависимости. Человек попадает в кабалу,
преодоление которой становится заведомо невозможным. Финансовое рабство
автоматически превращается в хозяйственно-бытовое, человек
маргинализируется. Институты подстраиваются под то, чтобы карать такого
человека, а не уберечь его от подобных «финансистов». Общество пока не
создало никаких механизмов социального спасения таких людей.
по сути, обманывают людей, хотя вроде это и не обман (такой парадокс).
Они указывают дневную величину процентной ставки. Например, в день 0,4%.
И не всякий человек, особенно из бедной семьи, может подсчитать
месячный и годовой процент. И простой заемщик полагает: ладно, отдам
долг через две-три недели. Но затем резко меняются финансовые
обстоятельства, поскольку семья только сводит концы с концами, и долги
растут по экспоненциальной зависимости. Человек попадает в кабалу,
преодоление которой становится заведомо невозможным. Финансовое рабство
автоматически превращается в хозяйственно-бытовое, человек
маргинализируется. Институты подстраиваются под то, чтобы карать такого
человека, а не уберечь его от подобных «финансистов». Общество пока не
создало никаких механизмов социального спасения таких людей.
Кстати,
Церковь, существующая, в том числе на пожертвования прихожан, сама
оказывает благотворительную помощь – бесплатные обеды, реабилитационные
центры, социальная и материальная помощь бедным семьям. Однажды, когда я
стоял в очереди к святой блаженной Матроне Московской на протяжении
пяти-шести часов, нас угощали горячим чаем и гречкой. Но объективно —
материальные ресурсы Церкви ограниченны.
Церковь, существующая, в том числе на пожертвования прихожан, сама
оказывает благотворительную помощь – бесплатные обеды, реабилитационные
центры, социальная и материальная помощь бедным семьям. Однажды, когда я
стоял в очереди к святой блаженной Матроне Московской на протяжении
пяти-шести часов, нас угощали горячим чаем и гречкой. Но объективно —
материальные ресурсы Церкви ограниченны.
А в
обществе действует кабальный механизм, и не только связанный с
мошенническими действиями или работой микрофинансовых организаций. Как
ему сопротивляться? Святейший Патриарх предложил один из вариантов
борьбы с этим злом. Будучи в Индии с архипастырским визитом, он
познакомился с работой банков для специального обслуживания семей с
низкими доходами, не превышающими определенный уровень.
обществе действует кабальный механизм, и не только связанный с
мошенническими действиями или работой микрофинансовых организаций. Как
ему сопротивляться? Святейший Патриарх предложил один из вариантов
борьбы с этим злом. Будучи в Индии с архипастырским визитом, он
познакомился с работой банков для специального обслуживания семей с
низкими доходами, не превышающими определенный уровень.
Предложение
Патриарха вполне обоснованно и требует совместных усилий экономистов и
специалистов по социальной политике по его проработке. Специалисты
должны просчитать механизмы: ресурсы банков, доля госучастия, какие
семьи попадут в зону ответственности этих финансовых учреждений и т.д. и
т.п. Цель проста – приподнять социальное дно, сократив число граждан,
находящихся на этом уровне! Такая политика должна стать
целенаправленной! Видимо, важнее бороться с природой заболевания, а не
его проявлением, то есть, обеспечивать доступ таких семей к образованию
и получению работы, которая неплохо оплачивается. Однако, и
соответствующие виды помощи, и иная работа финансовых институтов для
таких семей может стать вполне целесообразной. Может быть, такие банки и
должны финансировать доступ к таким социальным функциям для данных
семей как образование, здравоохранение, решение жилищной проблемы.
Лексически полезнее применять формулировку не «банки для бедных», а,
например, как вариант, «социальные банки» — и осуществлять они должны
«социальные инвестиции».
Патриарха вполне обоснованно и требует совместных усилий экономистов и
специалистов по социальной политике по его проработке. Специалисты
должны просчитать механизмы: ресурсы банков, доля госучастия, какие
семьи попадут в зону ответственности этих финансовых учреждений и т.д. и
т.п. Цель проста – приподнять социальное дно, сократив число граждан,
находящихся на этом уровне! Такая политика должна стать
целенаправленной! Видимо, важнее бороться с природой заболевания, а не
его проявлением, то есть, обеспечивать доступ таких семей к образованию
и получению работы, которая неплохо оплачивается. Однако, и
соответствующие виды помощи, и иная работа финансовых институтов для
таких семей может стать вполне целесообразной. Может быть, такие банки и
должны финансировать доступ к таким социальным функциям для данных
семей как образование, здравоохранение, решение жилищной проблемы.
Лексически полезнее применять формулировку не «банки для бедных», а,
например, как вариант, «социальные банки» — и осуществлять они должны
«социальные инвестиции».
В решении этого
вопроса, конечно, возникнет проблема, что некоторые семьи, сводящие
концы с концами, могут подстраиваться к безвозвратным субсидиям от
государства (закрепление иждивенческих мотивов). Вместе с тем, нужно
сокращать число людей, живущих в крайней бедности. Но каким образом?
Какой должен быть размер субсидий, какая социальная политика выправления
неравенства, которое требуется снижать – иначе эту проблему решить
трудно, практически невозможно? Необходимо просчитать все механизмы,
предусматривая борьбу с махинациями, когда семьи будут вынуждены
подстраиваться под определенные нормативы, специально именуя себя
«социальным дном» с целью получения государственной помощи.
вопроса, конечно, возникнет проблема, что некоторые семьи, сводящие
концы с концами, могут подстраиваться к безвозвратным субсидиям от
государства (закрепление иждивенческих мотивов). Вместе с тем, нужно
сокращать число людей, живущих в крайней бедности. Но каким образом?
Какой должен быть размер субсидий, какая социальная политика выправления
неравенства, которое требуется снижать – иначе эту проблему решить
трудно, практически невозможно? Необходимо просчитать все механизмы,
предусматривая борьбу с махинациями, когда семьи будут вынуждены
подстраиваться под определенные нормативы, специально именуя себя
«социальным дном» с целью получения государственной помощи.
Но
бедные семьи, имеющие работу, могли бы получить «ослабленный по цене»
кредит. Но каковы сроки и величина займа, какие семьи могут под это
подпадать, под работу такого банка для бедных, какой ресурс и как будет
формироваться у этого банка, роль государства в этом? Процентные ставки
должны быть явно ниже, чем в общей практике банковской системы России.
Масштаб работы банка для бедных определяется наличием социальных страт
по уровню доходов, которые подпадут под данные виды кредитования. Но
этот вопрос требует дальнейших проработок, например, относить ли к этим
группам пенсионеров, работающих и неработающих и т.д. Много нормативных и
ресурсных вопросов необходимо решить.
бедные семьи, имеющие работу, могли бы получить «ослабленный по цене»
кредит. Но каковы сроки и величина займа, какие семьи могут под это
подпадать, под работу такого банка для бедных, какой ресурс и как будет
формироваться у этого банка, роль государства в этом? Процентные ставки
должны быть явно ниже, чем в общей практике банковской системы России.
Масштаб работы банка для бедных определяется наличием социальных страт
по уровню доходов, которые подпадут под данные виды кредитования. Но
этот вопрос требует дальнейших проработок, например, относить ли к этим
группам пенсионеров, работающих и неработающих и т.д. Много нормативных и
ресурсных вопросов необходимо решить.
Святейший
Патриарх предъявил справедливую претензию по ликвидации «легального»
мошенничества и закабаления. В православной традиции принято критиковать
ростовщичество. Грешно, когда процентные ставки так высоки, что
приводит к урону для одних людей и к наживе других людей. Забота Церкви
связана с противостоянием этому греху, что и продемонстрировал
Предстоятель Русской Церкви. Выражаясь сухо экономически, он предложил
своеобразную профилактику грехопадения.
Патриарх предъявил справедливую претензию по ликвидации «легального»
мошенничества и закабаления. В православной традиции принято критиковать
ростовщичество. Грешно, когда процентные ставки так высоки, что
приводит к урону для одних людей и к наживе других людей. Забота Церкви
связана с противостоянием этому греху, что и продемонстрировал
Предстоятель Русской Церкви. Выражаясь сухо экономически, он предложил
своеобразную профилактику грехопадения.