Cимферополь, 17 марта — НАША ДЕРЖАВА.Завтра симферопольские чиновники
и представители общественности возложат цветы к памятнику выдающемуся
крымскотатарскому просветителю Исмаилу Гаспринскому. А еще через четыре
дня, в день его рождения, в Бахчисарае начнет работу международная
научно-практическая конференция посвященная этому крымскотатарскому
издателю, писателю и педагогу. Юбилейные вечера, выставки, чтения и
конкурсы продлятся еще несколько месяцев.
Самый востребованный автор
Об этом главному редактору «НД» рассказала завотделом крымскотатарской библиотеки им. И.Гаспринского Лейля Кадырова.
— Учение, труды Гаспринского востребованы сегодня как никогда, —
заверила Лейла Зейтулаевна. — Залы нашей библиотеки никогда не пустуют!
Причем, наследием выдающегося педагога интересуются не только крымские
татары, но и русские, представители других национальностей… На мой
взгляд, причина популярности идей Исмаил-бея в том, что узел крымских
противоречий, завязанный не без помощи «западных доброжелателей» еще в
позапрошлом веке, полностью не развязан до сих пор. А в трудах
Гаспринского можно найти ответ, как развязать этот узел.
Юность просветителя
Отец будущего просветителя Мустафа Алиев верой и правдой служил в
царской армии и работал переводчиком у генерал-губернатора графа
Воронцова. В 1853 году при увольнении за усердную службу он получил
звание поручика, и по ходатайству Воронцова — титул дворянина.
Мустафа постарался, чтобы и его сын «соответствовал» дворянскому
титулу не только на бумаге. Он сделал все возможное, чтобы Исмаил
получил достойное образование: так, после окончания начальной школы
(мектебе), юноша учился в Симферопольской казенной мужской гимназии,
затем в Воронежском военном учебном заведении и Второй Московской
военной гимназии.
В Москве Исмаил жил и воспитывался в семье редактора «Московских
новостей» и «Русского вестника», известного русского славянофила Михаила
Каткова. Именно здесь крымский студент получил первые журналистские
навыки. В 1871 г. Исмаил отправился во Францию, чтобы продолжить
образование в Сорбонне.
Пересечение судеб
В Симферополе часть набережной реки Салгир носит имя
Гаспринского. В одном месте эта улица пересекается с улицей Тургенева.
Судьбы Гаспринского и Тургенева пересеклись однажды и «в реале».
В Париже Исмаил вскоре оказался без сантима в кармане.
Современный ученый из Татарстана Азат Ахунов пишет, что в этот трудный
период на помощь студенту пришла русская община Парижа. Гаспринского
устроили переводчиком в рекламное агентство «Ашет». В Париже Исмаил
некоторое время работает секретарем Тургенева. Уже в 1893 году, после
кончины Ивана Сергеевича, Гаспринский посвятил писателю некролог в своей
газете.
Выше головы
После возвращения в Крым в 1876 году Гаспринский устроился
преподавателем в одно из местных учебных заведений, а вскоре принял
участие в выборах в местные органы самоуправления. В марте 1878 года он
становится гласным Бахчисарайской городской думы, в конце ноября —
заместителем городского головы и, наконец, в 1879 году губернатор
Александр Кавелин утверждает Гаспринского в должности городского головы.
По нынешним стандартам стать городским головой — едва ли вершина
политической карьеры. Но Гаспринский вошел в историю не только
благодаря этому.
С его именем связано основание и развитие просветительского
движения народов исламского Востока — т.н. джадидизм — новый, светский
метод обучения. Мировоззренческие принципы и идеи Гаспринского
основывались на базе либеральной идеологии, прогрессивного развития
общества, дружбы славянских и тюркских народов, конфессиональной
терпимости христиан и мусульман.
Студенты, получавшие образования по новому методу Гаспринского,
разъезжались по всей России и открывали собственные школы. В 1916 году в
Российской империи (той самой, «тюрьме народов») существовало более
пяти тысяч (!) джадидских школ, основанных на новом методе.
Великий переводчик
С 1883 года, более тридцати лет, Гаспринский был редактором и
издателем п е р в о й в России тюркоязычной газеты «Терджиман —
Переводчик», ставшей газетой всех мусульман России. Примечательно, что
один лист этой газеты напечатан на арабице, другой — на кириллице.
Гаспринский видел газету в роли посредника между различными
слоями российского общества, между мусульманами и православными, поэтому
дал своему изданию столь многозначительное название. Он был убежден,
что мусульмане (прежде всего, крымские татары) и русские просто обязаны
понимать друг друга, ведь другого пути, как жить в мире, у наших народов
просто нет: «…Следовало бы, чтобы русские и мусульмане лучше и
непосредственно изучали друг друга без предвзятых или заказных
предубеждений. Тогда они увидели бы, что, кроме верования, все остальное
сближает и скрепляет их. (…) В Москве и Петербурге проживают тысячи
мусульман, имея свои улицы, мечети и пр. (…) Что же влечет их в Россию и
к России, как не стихийное родство?»
В мире женщин
Помимо издания первой тюркоязычной газеты, Гаспринский издавал
первые журналы «Алем-и нисван» («Мир женщин») и «Алем-и субьян» («Мир
детей») на крымскотатарском языке.
Лейла Кадырова показывает мне эти реликвии, хранящиеся в фондах
библиотеки. Открываем наугад один из женских журналов. Страницы с
арабской вязью украшает портрет супруги Николая II — императрицы
Александры Федоровны. Издатель неуклонно, из номера в номер, проводил
идею равенства мусульманских женщин, наделения их теми же правами, что и
мужчин. Журнал рассказывал о просвещенных женщинах России и Запада.
К слову, императрица Александра, была неплохим примером для
подражания: к пятнадцати годам принцесса весьма прилично знала историю,
литературу, географию, искусствоведение, естественные науки и
математику, владела тремя языками, прекрасно вышивала и была
великолепной пианисткой… Не каждая «первая леди» сегодня может
похвастаться подобным перечнем знаний и умений!
С нескрываемым восхищением и уважением Гаспринский писал еще об
одной императице — Екатерине II: «…Она первая поняла, что такое Восток,
на который лишь указывал Великий Петр. Она поняла дух мусульман и с
проницательностью великого ума и с примиряющей любовью женского сердца
дала мусульманам мир, уверенность и успокоение. Она в несколько
могущественных росчерков превратила мусульман не в подданных,
удерживаемых силой оружия, а в преданных сынов, смирных,
беспритязательных. (…) И в Казани, и в Крыму мусульмане того времени
восторженно встречали не чуждую, а свою «Матушку Катарину Падиша».
Чувства эти живут и передаются из поколения в поколение как величайший,
нетленный памятник, созданный самой Царицей».
Неудобный Гаспринский
…Примечательно, что в наши дни люди, называющие себя лидерами
крымскотатарского народа, с одной стороны, преклоняются (на словах)
перед величием Гаспринского, с другой стороны (и не только на словах),
проявляют себя ярыми противниками идей просветителя.
Наша газета неоднократно писала об этом феномене, но так и не
получила от лидеров меджлиса вразумительного ответа на простой вопрос:
«Почему мнение выдающегося крымскотатарского мыслителя и просветителя
Исмаила-бея Гаспринского о деятелях отечественной истории, и в частности
о Екатерине II, так отличается от мнения нынешних крымскотатарских
вождей?»
Надо признаться, что отдельные функционеры русского движения
также не стремятся понять крымскотатарских соседей (но они хоть
Гаспринского не цитируют) и конечно же забывают завет святого
благоверного князя Александра Невского: «Крепить оборону на Западе, а
друзей искать на Востоке».
Имя врага
Для некоторых консерваторов Гаспринский не был удобен ни при
жизни, ни после смерти. Русские подозревали его в восточном лукавстве,
обвиняли в пантюркизме, а единоверцы упрекали в чрезмерной русофилии.
Но Гаспринский знал, откуда ветер дует, и ясно понимал, в чем
корень этого странного, искусственного противостояния мусульман и
русских, знал, кто сталкивает нас лбами. Увы, ничего за век не
изменилось:
«…Сеять недоверие и вражду к России среди мусульман, выставлять
ее истребителем и беспощадным врагом ислама и западной культуры — прямой
расчет европейцев. Они ловко и систематически эксплуатируют (…)
недоразумения в отношениях между мусульманами и русскими. Недоразумения
эти роковые и чрезвычайно выгодные для Европы».
…Завтра симферопольские чиновники и представители
общественности возложат цветы к памятнику выдающегося татарского
просветителя Исмаилу Гаспринскому. А когда торжества закончатся,
останется в пустом сквере одинокий монумент, памятник мудрому крымском
татарину, который даже после смерти, воплощенный в камне, смотрит на
северо-запад. В сторону Москвы.
Алексей ВАСИЛЬЕВ, главный редактор НД, Союз журналистов России
«Консервативные» муллы атакуют Гаспринского