Москва, 30 декабря — Наша Держава. Жизнь
до революции (по диктуемым нам десятилетиями представлениям либеро-советоидов- прим. ред. НД) часто рисуется нам довольно тусклой, особенно где-нибудь
в провинции. Мы представляем себе те годы по фотоснимкам, которые тогда
только начали появляться и в большинстве своем были черно-белыми,
нередко мутными и смазанными. Но ведь на самом деле краски в те годы
никуда не делись. Буйство природы, яркие наряды, красивые церкви и дома
снимал пионер цветной фотографии Прокудин-Горский. Благодаря его архивам
теперь мы можем увидеть предреволюционную Россию в красках.
Сергей
Прокудин-Горский объехал Петербургскую губернию, Карелию, Урал, среднюю
полосу, азиатские провинции. Много внимания уделяя простым людям,
пейзажам и архитектуре. И всюду он возил с собой необычный для того
времени фотоаппарат. Хитрость заключалась в том, что Прокудин-Горский
делал не один снимок, а три — в разных цветовых спектрах: красном, синем
и зеленом. Дальнейшее их наложение давало возможность получить
полноценное цветное изображение.
Этот
принцип не был ноу-хау россиянина. Такой технике в начале века
Прокудин-Горский обучился под Берлином у Адольфа Мите. Фотоаппарат
именно его конструкции в дальнейшем он и использовал.
Первую
серию фотокарточек в цвете Сергей Михайлович сделал в 1903‑м
в княжестве Финляндском. После этого было много других путешествий
с фотоаппаратом. Прокудин-Горский пытался создать всеобъемлющую
«Коллекцию достопримечательностей Российской империи».
После
революции 1917 года он еще некоторое время оставался в стране,
участвовал в организации Высшего института фотографии и фототехники.
Однако в 1918‑м все-таки эмигрировал с семьей.
От
коллекции фото-снимков Прокудина-Горского сохранилось порядка двух
тысяч цветных кадров (тройных негативов). Оригиналы хранятся
в Библиотеке Конгресса США, куда их передали наследники мастера. Долгое
время (до 1980‑х) о них было ничего не известно широкой публике.
Сейчас же эти снимки активно изучают, стараясь восстановить даты и места
съемок — к сожалению, пометки автора часто неточные или их нет вовсе.
Дьявол поет басом
Портрет
знаменитого оперного певца Федора Шаляпина в образе Мефистофеля
из «Фауста». Снимок сделан в 1915 году в Санкт-Петербурге.
Южные стражи северных путей
Для
охраны новой железной дороги в Карелии привлекали выходцев с Кавказа.
Прокудин-Горский сфотографировался с двумя из них на железнодорожной
насыпи недалеко от поселка Сегежа.
Строители дороги на Мурманск
По
архивным сведениям, порядка 60 тысяч военнопленных были отправлены
во время Первой мировой в Карелию. Там их использовали для строительства
железной дороги до Мурманска (открылась в ноябре 1916‑го). Эту группу
пленных фотограф снял у станции Кивач. Все они были австрийцы и жили
в бараке нового типа, что позади них на фото. Прежде рабочих селили
в бараках без стен, но из-за антисанитарии, приводившей в том числе
к гибели пленных, было выпущено распоряжение о возведении более
пригодных для жизни бараков.
Ордена поверх халата
На
снимке Сеид-Алим-хан, с 1910 по 1920 год был последним эмиром
Бухарского эмирата. Для позирования фотографу он надел роскошный халат,
поверх которого прикрепил погоны полковника свиты Его Императорского
Величества, а также ордена — туркестанские и Российской империи.
Подневольные модели
Фотограф
снял в Туркестане много видов городов, сел, архитектурных
достопримечательностей. Среди прочего зашел он и в бухарскую тюрьму, где
его «моделями» стали отбывавшие наказание узники.
Урок в Самарканде
Кроме
Бухары, фотограф заехал в Самарканд, где так же сделал серию зарисовок.
На этом снимке — группа еврейских мальчиков с учителем. В те годы
в Туркестане жило довольно много евреев. После присоединения этих земель
к России они получили больше свобод и сосредоточили в своих руках
торговлю. От местных «туземцев» мало чем отличались, но все-таки жили
обособленно, сохраняя свою веру.
Старик и Ладога
Старик
на фото — Пинхус Карлинский. На момент снимка ему было 84 года. Из них
66 он уже проработал надсмотрщиком на Черниговском водоспуске — следил
за прохождением судов, плотов с грузами и сплавлявшихся по воде бревен.
Этот водоспуск располагался на Староладожском канале примерно
в 20 километрах от Новой Ладоги в маленьком поселении Черниговском
(отсюда и название). Сейчас от него остались лишь гранитные стенки
и опоры моста.
Гонки на канале
Еще
один снимок (как и портрет смотрителя водоспуска) из серии «Мариинский
водный путь». Это фото, как тогда говорили, гонок (сгоняемых по воде
плотов) на Екатерининском устье Староладожского канала в Шлиссельбурге.
Спасибо за путешествие
Команда
парохода «Шексна», на котором Прокудин-Горский совершал свое
путешествие по Мариинскому пути. Этот снимок он сделал в городе Вытегра
Вологодской губернии. Крайний слева в группе — капитан судна. Рядом
с ним офицеры, кок и матросы — от мала до велика.
Вольные пожарные
В
том же городе Вытегра фотограф запечатлел вольную пожарную команду
на фоне их пожарной части и «боевого» автомобиля. Эта команда была
создана еще в 1890‑м и обслуживала город, население которого в те годы
варьировалось от 4,5 до почти 6 тысяч человек.
Горожанка среди крестьянок
Три
крестьянские девушки — персонажи большого Мариинского альбома. Фото
было сделано, вероятнее всего, в деревне Нижняя Топорня на реке Шексне.
Подпись про «трех крестьянок» — традиционная к этому снимку. Однако
на деле крестьянок только две — те, что справа и слева. А вот барышня
в центре, судя по всему, городская и, может быть, приехала в эту деревню
вместе с Прокудиным-Горским. Ее выдает неподпоясанный сарафан, что
в крестьянской среде было недопустимо.
Бетонирование подождет
Один
из немногих снимков, сделанных в Московской области. Фотограф проехал
через Бородино (зашел на знаменитое Бородинское поле), Горки, Можайск,
Семеновское. На реке Обь он запечатлел строительство плотины. Заснял
процесс бетонирования. Ему позировали рабочие, а на переднем плане
инженер Нестор Пузыревский, руководивший работами по улучшению
судоходных условий Оки.