Бахчисарай, 21 июня — Наша Держава (Валерий Борисов, специально для Нашей Державы). В 1855 году главнокомандующим Южной (Крымской) армией князем генерал-адьютантом Михаилом
Дмитриевичем Горчаковым, главная квартира которой находилась в Бахчисарае, было
сделано распоряжение, чтобы умершие «военные почетные лица» хоронились на
кладбище Свято-Успенского скита. В связи с тем, что монастырское кладбище было
недостаточно, а по склонам балки Мариам-дере, принадлежащим скиту, удобного
места для кладбища не оказалось, Бахчисарайского городовой думе было предписано
«выслать в Успенский скит чиновника, который вместе с настоятелем избрали бы
место, на котором прилично было бы хоронить умерших военных почетных лиц, а со
временем устроить церковь в память воинов, положивших на брани живот свой за
веру, царя и отечество».
Дмитриевичем Горчаковым, главная квартира которой находилась в Бахчисарае, было
сделано распоряжение, чтобы умершие «военные почетные лица» хоронились на
кладбище Свято-Успенского скита. В связи с тем, что монастырское кладбище было
недостаточно, а по склонам балки Мариам-дере, принадлежащим скиту, удобного
места для кладбища не оказалось, Бахчисарайского городовой думе было предписано
«выслать в Успенский скит чиновника, который вместе с настоятелем избрали бы
место, на котором прилично было бы хоронить умерших военных почетных лиц, а со
временем устроить церковь в память воинов, положивших на брани живот свой за
веру, царя и отечество».
Бахчисарайская дума, полностью соглашаясь на отвод
места под кладбище, дополнительно сообщала, что архиепископ Херсонский и
Таврический Иннокентий в 1853 году при осмотре источников, расположенных в
верховьях оврага «идущего через всю местность Успенского скита», нашел, что они
могут обеспечить водой как насельников скита, так и многочисленных богомольцев,
посещающих святую обитель. При этом архиепископ Иннокентий предложил на одном
из водопроводов, идущем от источников до монастырских объектов(2), возвести
«приличную часовню».
места под кладбище, дополнительно сообщала, что архиепископ Херсонский и
Таврический Иннокентий в 1853 году при осмотре источников, расположенных в
верховьях оврага «идущего через всю местность Успенского скита», нашел, что они
могут обеспечить водой как насельников скита, так и многочисленных богомольцев,
посещающих святую обитель. При этом архиепископ Иннокентий предложил на одном
из водопроводов, идущем от источников до монастырских объектов(2), возвести
«приличную часовню».
На предложение преосвященного Иннокентия Бахчисарайская городовая дума
дала свое согласие, а начальник Таврической губернии своим письмом от 14
октября 1853 года(3) сообщил думе, что предложения Блаженнейшего по постройке
водопроводов от источников, находящихся на городской земле, и часовни, место
для которой было выбрано также из городских земель, с его стороны не встречает
препятствия.
Принимая это внимание, Бахчисарайская городовая дума в 1855 году решила:
«при том месте, где преосвященный Иннокентий признал возможным построить
часовню, избрать тут же место для погребения умерших военных почетных лиц,
каковое место консистория(4) указом предписала присоединить к Бахчисарайскому
скиту, под ведением и надзором которого оно и должно было состоять. Место это
находится против скита за дорогой, ведущей в Чуфут-кале. Оно ограждено каменной
стеной; среди него (был) поставлен крест, служивший напоминанием и вместе с тем
указанием, что здесь должна быть построена церковь». Рядом с воздвигнутым
крестом «на кладбище действительно во время войны (Крымской кампании 1854-1856
годов – авт.) похоронено было много почетных воинских чинов, положивших живот
свой за веру и отечество(5). Некоторые из них, как, например, штабс-капитан
Рихтер, Мейендорф и другие в последствии перевезены были в Петербург»(6). Прошло
более десяти лет после окончания Крымской войны, «но предположение о постройке
церкви не только не проводилось в исполнение, но и самая мысль о том была
забыта, если бы не напоминали о церкви водруженный крест и памятники,
воздвигнутые над могилами славных воинов…
1-го октября 1866 года в день Покрова Божией Матери «севастопольский
воин, помещик Перекопского уезда Георгий Иванович Пероцкий, бывший в
последствии предводителем дворянства, после литургии заходит к бывшему тогда
настоятелем Бахчисарайского скита архимандриту Дионисию и заявляет желание –
построить на свой счет на кладбище с противоположной стороны скита, где
сооружен был крест, церковь и просит архипастырского разрешения и благословения
на расчистку места, составление плана и фасада и на закупку материалов. Но
среди забот и попечений о постройке церкви, умирает». Со смертью Г.И. Пероцкого
дело о постройке церкви приостанавливается до тех пор, пока супруга умершего
Елена Платоновна Пероцкая не входит в наследство имуществом покойного. Получив
законное право распоряжаться пожизненно имением, оставшимся после мужа, она
священным для себя долгом считает привести в исполнение искреннее желание
своего супруга – «устроить на кладбище церковь, но уже не в три, как обещал
покойный, а в 18 тысяч». То есть, Елена Платоновна решила привести в исполнение
желание своего супруга «в больших размерах и с большим благолепием, как не
предполагал того и покойный…».
В мае 1872 года между Еленой Платоновной Пероцкой и симферопольским
купцом 2-й гильдии Кириллом Кузьмичем Воронцовым был заключен контракт на
постройку Свято-Георгиевской церкви, строительство которой было окончено в июле
1874 года, после чего храм был принят в ведение Успенского скита его настоятелем
архимандритом Антонием. Устройство иконостаса, приобретение всех необходимых
предметов и принадлежностей для
проведения богослужения было выполнено к
апрелю 1875 года.
В апреле того же года, после Пасхи, в Симферополь прибыл настоятель
Успенского скита архимандрит Антоний с докладом преосвященному Гурию, епископу
Таврическому и Симферопольскому, о том, «что новоустроенная в скиту церковь
иждивением жены покойного предводителя дворянства поручика Георгия Ивановича,
Елены Пероцкой, совершенно окончена и все готово к ее освящению». Вместе с
архимандритом Антонием «представлялся Его Преосвященству» и родственник
«строительницы» храма
Е.П. Перовской, которая из-за болезни не могла лично явиться к
Архипастырю. Он от ее лица усердно просил Владыку освятить новопостроенный храм
архиерейским освящением. Архипастырь благосклонно принял прошение, изъявил
полное согласие прибыть в Бахзчисарайский скит и днем для освящения церкви
назначил 27 апреля – воскресный день – неделю святых жен мироносиц».
Владыка Гурий выехал в Бахчисарай со свитой ранним поездом в субботу 26
апреля. При выходе из вагона на платформе его встречали: Бахчисарайский
полицмейстер полковник Яков Андреевич Шостак, Бахчисарайский городской голова,
начальник железнодорожной станции «с семейством» и «другие почетные чины
города». Для проезда в Свято-Успенский скит Преосвященнейшему была предложена
карета, которую в знак особого уважения до самой обители сопровождали на
верховых лошадях десять почетных греков с городским головой и церковным
старостой…
На следующий день 27 апреля в девять часов утра колокол святой обители
продолжительным своим благовестом возвестил, «что не замедлит начаться
освящение новоустроенной Свято-Георгиевской церкви. На зов его собрались не только
православные г. Бахчисарая и приехавшие из Симферополя, но даже… караимы и
татары, число которых насчитывали до двух тысяч. Нужно заметить, что татары,
подобно христианам, высоко чтут память угодника Божия святого Великомученика
Георгия Победоносца. Началось освящение храма архиерейским освящением, оно
совершено было с такой торжественностью, какой… не случалось видеть даже старожилам
— православным жителям Бахчисарая. Шесть священнослужителей: четыре
архимандрита, протоиерей и иерей, облаченные в блестящие ризы с одетыми поверху
белыми рубахами участвовали в освящении и последовавшем затем совершении
Божественной литургии.
По окончании освящения, протодиаконом возглашено было
многолетие Государю Императору, Императрице, Наследнику, Царствующему Дому,
Святейшему Синоду, Его Преосвященству Преосвященнейшему Гурию, строительнице
святого храма госпоже Пероцкой, настоятелю (скита – авт.) с братией. После
многолетия возглашена была вечная память рабу Божию болярину Георгию, давшему
обет построить сей храм и православным воинам здесь лежащим и положившим живот
свой за веру и отечество.. В конце службы настоятелем Свято-Успенского скита
было произнесено слово «вполне приличное дню жен мироносиц и освящению храма…
Торжественно-величественный обряд освящения храма при величественной обстановке
самой природы произвел на душу поразительное впечатление, усиливавшееся
архиерейским богослужением и стройным пением певчих. Таких минут немного бывает
в жизни.
многолетие Государю Императору, Императрице, Наследнику, Царствующему Дому,
Святейшему Синоду, Его Преосвященству Преосвященнейшему Гурию, строительнице
святого храма госпоже Пероцкой, настоятелю (скита – авт.) с братией. После
многолетия возглашена была вечная память рабу Божию болярину Георгию, давшему
обет построить сей храм и православным воинам здесь лежащим и положившим живот
свой за веру и отечество.. В конце службы настоятелем Свято-Успенского скита
было произнесено слово «вполне приличное дню жен мироносиц и освящению храма…
Торжественно-величественный обряд освящения храма при величественной обстановке
самой природы произвел на душу поразительное впечатление, усиливавшееся
архиерейским богослужением и стройным пением певчих. Таких минут немного бывает
в жизни.
Подражая древнему благочестивому обычаю сопровождать освящение церкви
гостеприимной трапезой, радушной строительницей храма предложено было в
братской столовой угощение Его Преосвященству и посетителям, которые выразили
госпоже Пероцкой искреннее чувство своего уважения и благодарности: первый тост
выпит был за здравие Великого Благочестивейшего Монарха Русского, хранящего неприкосновенными
все основы царства русского и между ними Православную веру наших отцов и
праотцов. Затем предложены были тосты за здравие Его Преосвященства
Преосвященного Гурия епископа Таврического и Симферопольского, употребившего
энергичные меры скорейшему созданию храма, строительницы храма, за
настоятеля с братией Успенской
Бахчисарайской обители, за … всех, участвовавших в трапезе».
Из «Слова в день освящения церкви святого Великомученика Георгия
Победоносца на кладбище Бахчисарайского Успенского скита, произнесенного
архимандритом Антонием 27 апреля 1875 года»
Победоносца на кладбище Бахчисарайского Успенского скита, произнесенного
архимандритом Антонием 27 апреля 1875 года»
«…Настоящий храм построен на месте, где
погребены, положившие живот свой за веру, царя и отечество.
погребены, положившие живот свой за веру, царя и отечество.
Покойному главнокомандующему князю Горчакову угодно было избрать местом
погребения военных почетных лиц Успенский скит, чтобы со временем устроить над
могилами их церковь. Прошло после того 10 лет и мысль об устроении церкви,
по-видимому, или была забыта, или оставлена.
Но Господь вездесущий и не имеющий нужды в земном для себя жилище, по
благости и снисхождению, сам устроил храм сей. Орудием для сего он избрал также
одного из защитников веры, царя и отечества. Кто как не Всеблагий Творец, подал
покойному храмосоздателю и первую мысль устроить на сем месте дом молитвы – и
за тем вторую мысль – посвятить этот храм памяти чудного воина Христова святого
Великомученика Георгия… За
исповедание веры во Христа храбрый воин земного царя принял от царя небесного
мученический венец; святая церковь почтила Его титлом великомученика и
победоносца. Покойному – вечно блаженной памяти достойному храмосоздателю,
Господь не судил, однако ж, дожить до настоящего торжества и пользоваться
святынею храма.
Но мы верим и уповаем, что усопшие и сами непосредственно могут
пользоваться святынею храмов Божиих. Смерть не разлучает их с церковью
Христовой, которая приносит о них молитву, преимущественно благодатную во время
тайнодействия тела и крови Христовых. Мы позволяем себе также утешительную
мысль, что души и почивающих около сего храма православных воинов, положивших
живот свой за веру, царя и отечество, непосредственно слышат глас здешних
славословий и молитвословий, ощущают духовное благоухание тайнодействий и
получают от того или приращение своего покоя или облегчение своей скорби.
Радость дня сего по преимуществу принадлежит боголюбивой создательнице
сего храма, которая свято исполнила волю и завет своего покойного мужа. Без них
и жертв их не было бы на сем месте храма Божия. Они же получают и первую
награду за свою веру и любовь. С этих пор в храме сем вслед за молитвами о
венценосцах и пастыреначальниках церкви будет возносится моление и о них, как
создателях храма сего.
Да будут благословенны усердие, щедрость, попечение и труд в
благоустроении и благоукрашении храма сего, явленные не только боголюбимой
храмосоздательницей, но и всеми принимавшими в этом святом деле участии. Всем
этим принесена Богу благоприятная жертва и сделано благодеяние не только
обители нашей, но и усопшим, почивающим здесь православным воинам. Аминь».
Дальнейшая история храма Георгия Победоносца трагична. В 1920-х годах он
был уничтожен богоборцами так же, как и все остальные православные храмы Успенского скита. Разрушенная 90 лет
назад эта святыня до настоящего времени не восстановлена.
В 2002 году в день памяти воинов, павших в годы Крымской войны 1853-1856
годов насельниками возрожденного в 1993 году Свято-Успенского монастыря на
месте, где стоял храм во имя святого Великомученика Георгия Победоносца, был
водружен и освящен 5-ти метровый православный крест — знак будущего его восстановления.
Заслуженный архитектор
Автономной Республики Крым
Почетный гражданин города
Бахчисарая
Бахчисарая
В.Н. БОРИСОВ
При перепечатке ссылка на Нашу Державу обязательна
http://monarchismorg.blogspot.com/2014/06/blog-post_2574.html
http://monarchismorg.blogspot.com/2014/06/blog-post_2574.html
ПРИМЕЧАНИЯ
1.
В основу данной публикации положена статья: «Освящение
новопостроенной во имя св. Великомученика Георгия церкви в Бахчисарайском
ските…». Таврические епархиальные ведомости. 1875. № 10. С. 309-327.
В основу данной публикации положена статья: «Освящение
новопостроенной во имя св. Великомученика Георгия церкви в Бахчисарайском
ските…». Таврические епархиальные ведомости. 1875. № 10. С. 309-327.
2.
Проект прокладки водопровода по правому склону балки
Мариам-дере так и не был осуществлен.
Проект прокладки водопровода по правому склону балки
Мариам-дере так и не был осуществлен.
3.
Все даты приведены по старому стилю.
Все даты приведены по старому стилю.
4.
Консистория духовная — в Русской Православной церкви – присутственное
место при епархиальных архиереях. По уставу 1841 года через духовную
консисторию под непосредственным начальством епархиального архиерея производилось
управление в епархии.
Консистория духовная — в Русской Православной церкви – присутственное
место при епархиальных архиереях. По уставу 1841 года через духовную
консисторию под непосредственным начальством епархиального архиерея производилось
управление в епархии.
5.
Ныне на монастырском кладбище среди многих безымянных
могил возвышаются диоритовый памятник генерал-майору Петру Владимировичу
Веймарну (надгробный крест разрушен) и гранитный памятник генерал-адьютанту
барону Павлу Александровичу Вревскому. Боевые генералы погибли в одном из
крупнейших крымских сражений на реке Черной 4 августа 1855 года и нашли свой
последний приют в святой монастырской земле. Рядом с могилой мужа в склепе
позднее была похоронена и его жена – баронесса А.С. Вревская. Могилы
Вревских объединяет гранитный крест-памятник на высоком постаменте с надписью:
«Чаю воскресения мертвых».
Ныне на монастырском кладбище среди многих безымянных
могил возвышаются диоритовый памятник генерал-майору Петру Владимировичу
Веймарну (надгробный крест разрушен) и гранитный памятник генерал-адьютанту
барону Павлу Александровичу Вревскому. Боевые генералы погибли в одном из
крупнейших крымских сражений на реке Черной 4 августа 1855 года и нашли свой
последний приют в святой монастырской земле. Рядом с могилой мужа в склепе
позднее была похоронена и его жена – баронесса А.С. Вревская. Могилы
Вревских объединяет гранитный крест-памятник на высоком постаменте с надписью:
«Чаю воскресения мертвых».
Этой надежды заслуживают все русские воины, пролившие кровь и
отдавшие свои жизни в Крымской войне 1853-1856 годов.
отдавшие свои жизни в Крымской войне 1853-1856 годов.
Правее от захоронения
Вревских находится могила над которой возвышается гранитный памятник,
увенчанный православным крестом. Под ним покоится полковник Яков Андреевич
Шостак, скончавшийся 4 марта 1878 года на 65-м году жизни и на 29-м году службы
в должности Бахчисарайского полицмейстера и смотрителя бывшего ханского дворца.
В сложное и особо ответственное время Крымской кампании 1854-1856 годов он
обеспечивал законность, порядок и безопасность в Бахчисарае, являвшемся главной
квартирой Крымской армии.
Вревских находится могила над которой возвышается гранитный памятник,
увенчанный православным крестом. Под ним покоится полковник Яков Андреевич
Шостак, скончавшийся 4 марта 1878 года на 65-м году жизни и на 29-м году службы
в должности Бахчисарайского полицмейстера и смотрителя бывшего ханского дворца.
В сложное и особо ответственное время Крымской кампании 1854-1856 годов он
обеспечивал законность, порядок и безопасность в Бахчисарае, являвшемся главной
квартирой Крымской армии.
6.
Среди перезахороненных военных чинов значится и генерал от кавалерии Николай Андреевич Реад,
командир 3-го пехотного корпуса. Убит в сражении при реке Черной 4 августа 1855
года.
Среди перезахороненных военных чинов значится и генерал от кавалерии Николай Андреевич Реад,
командир 3-го пехотного корпуса. Убит в сражении при реке Черной 4 августа 1855
года.