Москва, 24 июня — Наша Держава. 24 (11 ст. ст.) июня 1858 г. император Александр II утвердил Имперский государственный флаг черно-желто-белых цветов — напоминает сайт усадьбы Демьянова в Клину. Что же обозначают цветовые полосы Российского государственного флага?
Черный цвет — цвет Российского двуглавого орла — символ Великой державы на Востоке, символ державности вообще, государственной стабильности и крепости, незыблемости исторических границ — вот та основа, которая определяла в веках и доныне смысл самого существования русской нации, создавшей огромное государство от Балтийского моря до Тихого океана.
Золотой (желтый) цвет — некогда цвет знамени Православной Византии, воспринятого как государственное знамя России Иваном Третьим Васильевичем, — вообще символ духовности, устремление к нравственному совершенствованию и твердости духа. Для русских — символ преемственности и сохранения в чистоте христианской Истины — Православной веры.
Белый цвет — цвет вечности и чистоты, не имеющий в этом смысле разночтений среди евразийских народов. Для русских — это цвет Святого Георгия Победоносца — символ великой, бескорыстной и радостной жертвенности за Отечество, за «други своя», за Землю Русскую, — той главной коренной черты русского национального характера, которая из века в век, из рода в род, озадачивала, восхищала и страшила иноземцев.
Этот флаг был государственным 25 лет с 1858г по 1883г и не знал ни одного поражения.
Черно-злато-белый флаг никогда не был законным порядком отменен, так же как и бело-сине-красный никогда не был общенациональным, хотя при демократах сменил свой статус коммерческого, гражданского морского флага на статус «государственного».
.
Имперский флаг
Одиннадцатого июня 1858 года, Государь Император Александр II Высочайше утвердил рисунок гербовых цветов Империи на знаменах, флагах и других предметах, употребляемых для украшений при торжественных случаях». В полном собрании Законов Российской Империи, в собрании втором, в томе XXXIII, в отделении третьем (то есть в книге третьей) издания 1860 года, в чертежах и рисунках, листе двадцать третьем находится самый Высочайше утвержденный рисунок такого флага. А на странице 311 той же книги третьей, того же тома XXXIII второго полного Собрания Законов, в отделе штатов и табелей, значится так: «К № 33.289. июня 11, 1858 года. Описание Высочайше утвержденного рисунка расположения гербовых цветов Империи на знаменах, флагах и других предметах, употребляемых для украшений при торжественных случаях. Расположение сих цветов горизонтальное, верхняя полоса черная, средняя желтая (или золотая), а нижняя белая (или серебряная). Первые полосы соответствуют черному государственному орлу в желтом поле, и кокарда из сих двух цветов была основана императором Павлом I, между тем как знамена и другие украшения из сих цветов употреблялись уже во времена царствования императрицы Анны Иоанновны. Нижняя полоса белая или серебряная соответствует кокарде Петра Великого и императрицы Екатерины II; император же Александр I, после взятия Парижа в 1814 году, соединил правильную гербовую кокарду с древней Петра Великого, которая соответствует белому или серебряному всаднику (Св. Георгию) в московском гербе».
«Таков в законах описательный текст Высочайше утвержденного флага, установленного для употребления при торжественных случаях. Он глубоко историчен, высоко национален, прекрасен».
«Разные частные газеты в прошлом, 1896 году, а «Новое Время» и в текущем голословно уверяли, будто «указ о признании государственными цветами бело-сине-красного был издан в мае прошлого (1896) года». Но это вполне неверно. Ни в мае, ни в последующие месяцы 1896 года выше упоминаемого газетами указа Правительствующим Сенатом обнародовано не было, следовательно, такого указа и не было дано Государем Императором.
Также газеты сообщали, что для обсуждения вопроса о российском национальном и государственном флаге учреждена была при Морском министерстве комиссия под председательством бывшего в 1888 году министром путей сообщений адмирала Посьета и что комиссия эта «пришла к убеждению, что флаг бело-сине-красный имеет полное право (это при существовании-то Высочайше утвержденного черно-желто-белого флага!!!) называться российским или национальным, а цвета его: белый, синий и красный именоваться государственными»…
Но в действительности оказывается, что комиссия эта доныне продолжает собирать и принимать относящиеся к ее предмету сведения и материалы… А если бы в мае 1896 года был издан описываемый «Новым Временем» Высочайший указ, то само существование такой комиссии, как адмирала Посьета, и собирание ею материалов о цветах русского флага были бы уже вполне излишни. Следовательно, сообщения газет об этом предмете должно признать по крайней мере чрезвычайно неточными, спутанными…
Вышеприведенный из собрания законов рисунок флага, установленного для употребления при торжественных случаях, имеет Высочайшее утверждение Государя Императора, он надлежащим порядком был обнародован во всеобщее известие правительствующим Сенатом и внесен в Собрание Законов Российской Империи, затем доныне он еще не был отменен и заменен никаким равносильным законом, следовательно, имея все условия закона, он есть закон действующий, обязательный, общий.
По всему этому, на основании законов Российской Империи о священных правах Верховной Власти, этот «закон должен быть свято и нерушимо исполняем всеми и каждым, как подданными, так и иностранцами в России пребывающими, без различия званий, чина и пола» (Ст. 63)».
А по какой-то странной случайности закон этот противозаконно оставлен был администрацией в суетные восьмидесятые годы без внимания, был забыт. Но это отнюдь не отменило его, нисколько не уменьшило его силы и обязательности его исполнения всеми и каждым, когда он найден существующим.
«Именно тот флаг с черно-желто-белыми гербовыми цветами Империи Русской, который Высочайше утвержден с 11 июля 1858 года, остается в полной законной силе доныне и должен быть свято и нерушимо исполняем всеми и каждым в России».
Нельзя не пожелать, чтобы вопрос этот был, наконец, решен бесповоротно, и – именно в пользу старого исторического флага, столь странно и беспричинно ниспровергнутого. Кроме своего внутреннего смысла, он представляет прекрасное по изяществу сочетание цветов, тогда как нынешняя, новомодная трехцветка, бело-сине-красная, не только банальна и безвкусна, но и как символ ровно ничего не выражает, кроме «коммерции» да подражания Европе. С тех же пор, как французская революция почти те же цвета сделала символом революционного оппортунизма, непоследовательного отрицания, – гораздо приятнее было бы украшать наши жилища и улицы старинным, изящным и важным сочетанием черно-желто-белых цветов, приводящих мысль от политической бестолочи ХIX века к благородным историческим началам нашего пятисотлетнего единодержавия.
Лев Александрович ТИХОМИРОВ, «Христианство и политика»